Дело № 2/602-2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2010 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе
Председательствующего судьи Летуновой В.Н.,
при секретаре Павлюченя М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рабюк А.А. к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия о признании права собственности на моторную лодку,
установил:
Летом 2002 года истец приобрел моторную лодку «Прогресс-4» у Р. в разукомлектованном состоянии и без документов, которые со слов продавца были утеряны.Между продавцом и покупателем был заключен договор купли-продажи.
Истец привел лодку в надлежащее состояние и в течение девяти лет использует ее по назначению. В 2009 году истец узнал о том, что продавец лодки умер.
Летом 2010 года истцу стало известно о том, что к владельцам маломерных судов стали предъявлять требования о государственной регистрации. Ранее ему не было известно о том, что он обязан регистрировать моторную лодку, приобретенную без документов.
Для осуществления регистрации плавательного средства истец обратился в Центр ГИМС МЧС России по РК, однако по причине отсутствия документов указанное средство зарегистрировано не было.
Между тем инспектором лодка была осмотрена, составлен соответствующий акт, где указаны технические характеристики средства. В акте имеются данные об отсутствии на лодке заводского номера корпуса, шильды с заводским номером, годом выпуска.
Истец, ссылаясь на ст. 234 ГПК РФ, регламентирующей порядок приобретения права собственности в силу приобретательной давности, просит признать за ним право собственности на моторную лодку «Прогресс-4» с последующей ее регистрацией в государственной группе патрульной службы № 3 Центра ГИМС МЧС России по РК.
В судебном заседании Рабюк А.А. требование о признании права собственности на лодку «Прогресс-4» поддержал.Пояснил, что данное решение необходимо для последующей регистрации плавательного средства.Указал, что приобретая данную лодку знал, что на нее нет никаких документов, продавалась дешево, однако продавец заверил, что она не краденая. Право собственности на эту лодку никем не оспаривается, однако решение суда ему необходимо, чтобы осуществить регистрационные действия.Указанная лодка не имеет никаких идентификационных признаков, поскольку заводские номера отсутствуют. Не отрицает, что ранее моторные лодки регистрировал в установленном законом порядке.
Представитель МИФНС России № 5 по РК в суд не явился, извещен своевременно.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представитель государственной группы патрульной службы № 3 Центра ГИМС МЧС России по РК Пенюта В.В., действующий на основании служебного удостоверения (далее-ГИМС), пояснил, что лодки марки «Прогресс-4» относится к моторным лодкам, которые наиболее часто являются объектами краж.Регистрация моторной лодки осуществляется на основании документов на лодку либо судового билета, на основании которого можно проверить наличие данной лодки в базе данных.Лодка, которую приобрел истец, никаких документов, а также судового билета не имеет, у нее отсутствуют признаки, позволяющие идентифицировать ее как объект, а также проверить по базе данных.На лодке отсутствуют заводской номер как на транце, так и на планшере, сорвана шильда, на которую завод-изготовитель наносит все данные о конкретном плавательном средстве.Довод истца о том, что ранее он не знал о требованиях о регистрации считает необоснованным, поскольку за истцом зарегистрированы три плавательных средства, в том числе и два без документов, но при наличии договоров купли-продажи и судовых билетов.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Установлено, что 15.07.2002 года истец приобрел на основании договора купли-продажи моторную лодку «Прогресс-4».В данном договоре указано о том, что технический паспорт и руководство по эксплуатации покупателю переданы не были по причине их утраты. Также в договоре имеются сведения об отсутствии на приобретаемой лодке данных о годе изготовления, заводского номера и шильды, на которую завод-изготовителем наносятся данные заводского номера, года выпуска, места постройки и размера судна.
Продавец указанной лодки умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти.
В 2010 году истец обратился в ГИМС для осуществления государственной регистрации маломерного судна «Прогресс-4».При осмотре лодки инспектором ГИМС было установлено, что при проведении технического осмотра не обнаружены заводские номера корпуса, отсутствует шильда с заводским номером, годом выпуска, местом постройки и заводскими размерами судна.
Истец, полагая, что устранение препятствий в регистрации маломерного судна возможно путем признания за ним права собственности на данное плавательное средство в судебном порядке, обратился в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с Правилами регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в ред. приказа МЧС России от 30.03.2009 г. № 189) судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге (билете).
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Перечень документов, на основании которых осуществляется государственная регистрация судна перечислен в п. 18 вышеуказанных Правил.Так, государственная регистрация маломерного судна может быть осуществлена на основании договора купли-продажи, подтверждающего законность приобретения судна.В соответствии со ст. 218 ч.2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи. Как было указано выше, истец приобрел моторную лодку «Прогресс-4» на основании договора купли-продажи. Указанный договор купли-продажи никем не оспорен и не признан недействительным. Таким образом, оснований для вынесения судебного решения о признании за истцом права собственности на приобретенное им маломерное судно не усматривается.Указанные выше Правила позволяют осуществить регистрационные действия с маломерным судном и на основании иного правоустанавливающего документа, к которым можно отнести и решение суда о признании права собственности на объект. Однако, наличие подобного решения суда не разрешит возникшую перед истцом проблему, связанную с невозможностью осуществить регистрационные действия с объектом, поскольку указанное маломерное судно не подлежит идентификации, ввиду отсутствия на нем данных, обязательных для внесения в судовой билет при регистрации. При этом суд учитывает, что при приобретении маломерного судна истец был осведомлен об отсутствии документов и заводского номера, а также знал, что в установленном законом порядке ему необходимо будет осуществлять с плавательным средством регистрационные действия. Данный вывод суда основан на том, что истец уже в 1995 году имел в собственности маломерное судно, регистрировал его в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Решил
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение 10-ти дней.
Судья Летунова В.Н.