О взыскании излишне выплаченных сумм



Дело № 2-691/2010г.

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2010 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Муковкиной Т.И.

при секретаре Сизове А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства Внутренних Дел по Республике Карелия к Гудалину А.А. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что Приказом МВД по Республики Карелия от 16.06.2009 г. № 984 л/с ответчик с 16.06.2009 г. уволен из органов внутренних дел по п. «в» ст. 19 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции». Пенсия за выслугу лет назначена ответчику с 17.06.2009 года. При назначении указанной пенсии ответчику разъяснялось, что в случае поступления на работу (службу) он должен в пятидневный срок сообщить об этом в пенсионный орган, данное обстоятельство отражено в заявлении ответчика о назначении пенсии от 01.07.2009 г. 17.06.2009 г. ответчик поступил на службу в Сортавальский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного Комитета при прокуратуре РФ по Республике Карелия. Приказом СК при прокуратуре РФ от 27.11.2009 г. № 55-ч ответчику присвоен классный чин - младший советник юстиции. 28.12.2009 г. в МВД по Республике Карелия (вх. 30/5905) поступило заявление ответчика от 25.12.2009 г. о прекращении выплаты пенсии в связи со службой в указанном выше Следственном Комитете.

Истец ссылается на ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. То обстоятельство, что в статье 6 указанного Закона отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в органах прокуратуры, не означает, что в отношении таких лиц, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы и учреждения прокуратуры. Указанная позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы».

Истец ссылается на то, что ответчик с момента поступления на службу в Сортавальский межрайонный следственный отдел СУ СК при прокуратуре РФ по Республике Карелия не имел право на получение пенсии. В связи с поступлением заявления от ответчика о поступлении его на службу в органы прокуратуры 28.12.2009 г. за период с 17.06.2009 г. по 31.01.2010 г. ответчику была перечислена пенсия в размере ... руб. 44 коп. В добровольном порядке возвратить указанную сумму ответчик отказался. Истец просит взыскать указанную сумму с ответчика.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Мануилов В.В. поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям, пояснил также, что полагает, что доводы истца в части того, что выплата пенсии приостанавливается только с момента присвоения классного чина, считает необоснованными, поскольку ФЗ «О прокуратуре» предусматривается, что трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным Законом, п. 3. ст. 40.1 указанного ФЗ предусмотрено, что лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет. В силу п. 1 ст. 40.3 указанного закона лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности, может устанавливаться испытательный срок до 6 месяцев. В соответствии с п. 2 ст. 40.3 закона лица, указанные в п. 1 настоящей статьи, зачисляются на соответствующую должность без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности.

Гудалин А.А. с иском не согласился, пояснил, что считает, что в Постановлении Конституционного Суда РФ на которое ссылался истец, указывается только в мотивировочной части о том, что статья 6 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» распространяется и на работников прокуратуры, при этом изменений в действующее законодательство не внесено. Также полагает, что с учетом указанных разъяснений следует сделать вывод о том, что выплата пенсии приостанавливается только с момента присвоения классного чина, поскольку право на выплату пенсионной надбавки у него появляется с момента присвоения ему классного чина.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Приказом МВД по Республики Карелия от 16.06.2009 г. № 984 л/с ответчик с 16.06.2009 г. уволен из органов внутренних дел по п. «в» ст. 19 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции». Пенсия за выслугу лет назначена ответчику с 17.06.2009 года.

17.06.2009 г. согласно приказу от 16.06.2009 г. № 159-л по Следственному управлению по Республике Карелия Гудалин А.А. назначен по срочному трудовому договору сроком на один год с 17.05.2009 г. по 16.06.2010 г. на должность следователя Сортавальского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного Комитета при прокуратуре РФ по Республике Карелия.

Приказом СК при прокуратуре РФ от 27.11.2009 г. № 55-ч Гудалину А.А. присвоен классный чин - младший советник юстиции.

28.12.2009 г. в Министерство внутренних дел по Республике Карелия поступило заявление ответчика от 25.12.2009 г., вх. 30/5905 о прекращении выплаты пенсии в связи со службой в указанном выше Следственном комитете. Согласно пояснениям сторон, материалам дела, в том числе расчету, предоставленному истцом, с 01.02.2010 г. ответчику прекращена выплата пенсии по линии МВД.

В соответствии со ст. ФЗ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров и следователей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Как следует из правовой позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 г. № 6-П по делу «О проверке конституционности части второй статьи 6 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда РФ и Мещанского районного Суда города Москвы» рассматриваемый Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, как проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие, но так же и распространяется на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» (пункт 2 статьи 44) и «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Конституционный суд указал, что предписания названных Федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих Федеральных законов в рассматриваемый Закон не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в указанных органах, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, поскольку оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая, в т.ч., органы и учреждения прокуратуры.

Таким образом, суд не может согласиться с доводами ответчика в части того, что данный закон не распространяется на сотрудников органов прокуратуры, в том числе и следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ.

При назначении пенсии в органах МВД Гудалину А.А. разъяснялось, что в случае поступления на работу (службу) он должен в пятидневный срок сообщить об этом в пенсионный орган, данное обстоятельство отражено в заявлении ответчика о назначении пенсии от 01.07.2009 г.

При этом, суд полагает, что исходя из правовых принципов, изложенных в Постановлении Конституционного Суда, нельзя согласиться с доводами истца в части того, что выплата пенсии сотрудникам прокуратуры приостанавливается с момента назначения на должность.

Согласно положениям Постановления Конституционного суда № 6-П от 18.03.2004 г. пенсия за выслугу лет - в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения - является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению.

При этом, также Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 942, которым утверждено Положение о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям, данное Положение распространяется на прокуроров, следователей, научных и педагогических работников органов прокуратуры и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям ( п. 2 Постановления).

Как уже было указано выше, ответчик был принят на должность следователя Сортавальского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного Комитета при прокуратуре РФ по Республике Карелия 17.06.2010 г., при этом, классный чин младший советник юстиции присвоен ответчику 27.11.2009 г. на основании приказа № 55-ч с 27.11.2009 г., согласно письму Следственного управления по Республике Карелия от 14.07.2010 г. Гудалин А.А. до 27.11.2009 г. являлся неаттестованным прокурорским работником, и право на получение пенсионной надбавки не имел, и она ему не выплачивалась. Как следует из ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ» и из указанного выше письма ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть им назначена устанавливается прокурорским работникам, имеющим классные чины и выслугу лет для назначения пенсии 20 и более лет и не получающим какую-либо пенсию.

Согласно данному письму выплата пенсионной надбавки установлена Гудалину А.А. со следующего дня после прекращения выплаты пенсии по линии МВД.

С учетом изложенного, полагая, что исходя из выводов Конституционного Суда о том, что равность положения указанной категории сотрудников обеспечивается тем, что выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются, в том числе, исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет, что в данном случае в отношении Гудалина А.А. исключается, поскольку в период времени, в течение которого ответчику не был присвоен классный чин, соответствующую надбавку он не получал, поэтому суд полагает, что взысканию с ответчика подлежит сумма пенсии, выплаченная ему с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., т.е. ... руб. 48 коп. В остальной части требования ситца не подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина пропорционально взысканной суммы.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Гудалина А.А. в пользу Министерства Внутренних Дел по Республике Карелия ... руб. 48 коп., расходы по госпошлине в бюджет Сортавальского муниципального района в сумме 749 руб. 82 коп. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней через Сортавальский городской суд.

Судья Т.И. Муковкина