Об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-881/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2010 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Летуновой В.Н.

при секретаре Павлюченя М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У с т а н о в и л:

Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса и установлено следующее.

Статьи 42, 58 Конституции РФ устанавливают, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами, отраженными в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, юридические лица в своей деятельности должны руководствоваться требованиями ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Во исполнение вышеперечисленных федеральных законов Правительством РФ принято постановление от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», которым утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Согласно п. 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов на территории Российской Федерации утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 № 621.

Согласно п.п. 2 и 3 Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Карелия, утвержденных постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 28.12.2000 № 352 на территории Республики Карелия возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, вызванных аварийными разливами нефти и нефтепродуктов на объектах, осуществляющих их хранение. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Карелия разрабатываются организациями, осуществляющими: хранение нефтепродуктов.

В ходе проверки установлено, что МУП осуществляет хранение горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей - мазут топочный марки М-100.

Объем мазутохранилища (резервуарного парка) составляет 160 куб. м., для хранения темных нефтепродуктов - мазута топочного марки М-100 - 4 подземных емкости РГС 1980-х годов постройки объемом 40 куб. м. каждая.

В нарушение вышеперечисленных норм МУП до настоящего времени не имеет согласованного Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с п. 2.1.2 Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 06.05.2002 № 33 дороги на территории нефтебазы, склада ГСМ, АЗС должны иметь асфальтовое, гравийное или бетонное покрытие.

На складах сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей должны быть предусмотрены меры (в том числе второе обвалование, аварийные емкости, отводные каналы, траншеи), предотвращающие растекание жидкости на территории населенных пунктов, организаций и на пути железных дорог общей сети (ст. 66 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В нарушение указанного законодательства, территория резервуарного парка не имеет обвалования, асфальтобетонное покрытие вокруг емкостей отсутствует.

Прокурор, действуя в соответствии со ст. 12 ГК РФ просит обязать МУП разработать и согласовать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 01.03.2011 и в срок до 01.03.2011 произвести обвалование и установить асфальтобетонное покрытие на территории резервуарного парка мазутохранилища.

Впоследствии прокурор уточнял требования и 22.10.2010 г. изложил их в следующей редакции: обязать МУП разработать и согласовать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 01.03.2011 и в срок до 01.06.2011 произвести обвалование и установить твердое покрытие на территории резервуарного парка мазутохранилища.

В судебном заседании прокурор Гришин Г.А. уточненные требования поддержал. Указал, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций юридическое лицо в соответствии с действующими нормативными документами должны установить вокруг резервуаров твердое покрытие, чтобы исключить протекание мазута в воду и почву, обвалование, а также разработать и согласовать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Представитель ответчика Кораблева Т.В., действующая на основании доверенности, требования признала частично. Указала, что согласна с тем, что необходимо разработать и согласовать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок, установленный прокурором. С требованием об обваловании и установки твердого покрытия на территории резервуарного парка мазутохранилища не согласна. Пояснила, что необходимое обвалование имеется, о чем свидетельствует фототаблица. На момент проверки прокурором на обвалах не была скошена трава, как это предусмотрено требованиями п.2.1.9 Межотраслевых Правил, однако данное обстоятельство в Справке от 10.09.2010 г. не отражено. Кроме того, буквальное толкование п. 2.1.2 Межотраслевых Правил свидетельствует о том, что асфальтовое, гравийное или бетонное покрытие устанавливается на дорогах, находящихся на территории нефтебазы, склада ГСМ. Нормы, свидетельствующей о том, что территория резервуарного парка мазутохранилища должна иметь твердое покрытие не имеется. Также используемый предприятием топочный мазут не относится к классу легковоспламеняющихся жидкостей, в связи с чем на склад хранения мазута не могут распространяться требования ст. 66 ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008 г.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса. В ходе проверки установлено, что МУП осуществляет хранение горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей - мазут топочный марки М-100. Объем мазутохранилища (резервуарного парка) составляет 160 куб. м., для хранения темных нефтепродуктов - мазута топочного марки М-100 - 4 подземных емкости РГС 1980-х годов постройки объемом 40 куб. м. каждая. МУП до настоящего времени не имеет согласованного Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Вместе с тем, Правительством РФ принято постановление от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», которым утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Согласно п. 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов на территории Российской Федерации утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 № 621.

Согласно п.п. 2 и 3 Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Карелия, утвержденных постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 28.12.2000 № 352 на территории Республики Карелия возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, вызванных аварийными разливами нефти и нефтепродуктов на объектах, осуществляющих их хранение. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Карелия разрабатываются организациями, осуществляющими: хранение нефтепродуктов.

Таким образом, требование прокурора в части возложения на ответчика обязанности разработать и согласовать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 01.03.2011г. суд находит законным, подлежащим удовлетворению.

Из справки от 10.09.2010 г. составленной по результатам проверки следует, что «территория резервуарного парка не имеет обвалования в бетонном (грунтовом) исполнении, асфальтобетонное покрытие вокруг емкостей отсутствует (только на подъездных автомобильных путях). Требуя от ответчика выполнения работ по установке твердого покрытия на территории резервуарного парка мазутохранилища прокурор ссылается на п.2.1.2 Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 06.05.2002 № 33 (далее-Правила). Вместе с тем, указанная норма Правил предусматривает, что «дороги на территории нефтебазы, склада ГСМ, АЗС должны иметь асфальтовое, гравийное или бетонное покрытие», однако не свидетельствует о том, что вся территория мазутохранилища должна иметь какое-либо твердое покрытие. Более того, буквальное толкование положений п. 2.1.9 Правил позволяет сделать вывод о том, что территория резервуарного парка может иметь земляное покрытие, поскольку данный пункт Правил возлагает на организации, осуществляющие хранение нефтепродуктов обязанность по скашиванию травы. Из вышеуказанной справки также следует, что автомобильные пути на территории мазутохранилища МУП имеют асфальтовое покрытие. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора в части возложения на ответчика обязанности по установке на территории мазутохранилища твердого покрытия.

В соответствии с положением п.12.1. Инструкции по складированию и хранению материалов, оборудования и запасных частей на складах бах производственно-технического обслуживания и комплектации, предприятий и организаций Министерства нефтяной промышленности, утв. зам. министра нефтяной промышленности от 20.07.1983 г. горюче-смазочные материалы, к которым относится нефть ее продукты переработки (бензин, керосин, дизтопливо, мазут..) являются легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.Ст. 66 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что на складах сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей должны быть предусмотрены меры (в том числе второе обвалование, аварийные емкости, отводные каналы, траншеи), предотвращающие растекание жидкости на территории населенных пунктов, организаций и на пути железных дорог общей сети, в связи с чем прокурор заявляет требование о возложении на ответчика обязанности по обвалованию территории резервуарного парка. Отсутствие обвалования территории резервуарного парка предприятия-ответчика подтверждается сведениями из справки от 10.09.2010г. После проведения проверки, на основании которой была составлена данная справка, руководство МУП обратилось МУ для заключения договора <Номер обезличен> от 04.10.2010 г., которым предусмотрены работы по обваловке территории резервуарного парка мазутохранилища. Ссылку представителя ответчика на представленные фотографии суд не может принять во внимание, поскольку суду не представлена информация о том, кто и когда осуществляя данное фотографирование и вся ли территория мазутохранилища отражена на данных фотографиях.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, оценивая доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о проведении работ по обваловке территории мазутохранилища является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р е ш и л:

Требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать МУП разработать и согласовать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 01.03.2011 и в срок до 01.06.2011 произвести обвалование на территории резервуарного парка мазутохранилища.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с МУП госпошлину в бюджет Сортавальского муниципального района в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение 10-ти дней.

Судья Летунова В.Н.