Дело № 2-893/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2010 г. гор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Душнюк Н.В.,
при секретаре Сизовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Н." к Швец Т.Д. о признании незаконным зарегистрированного права собственности,
установил:
Исковое заявление подано по тем основаниям, что между Администрацией муниципального образования "Н." хх.хх.хх г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ХХ, расположенным в районе ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, площадью 2500 кв.м., для цели индивидуального садоводства, сроком на 10 лет. В марте 2010 г. Швец Т.Д. обратилась в Администрацию муниципального образования "Н." с заявлением о предоставлении ей в собственность данного земельного участка, представив в обоснование заявления свидетельство о государственной регистрации права собственности от хх.хх.хх г. на жилое строение, якобы возведенное на указанном земельном участке. Основанием регистрации права собственности на указанное жилое строение явилась декларация на объект недвижимости на жилое строение. Проверкой, проведенной инспектором муниципального контроля МУ "И." установлено, что на указанном земельном участке отсутствуют какие бы то ни было строения, что свидетельствует о том, что Швец Т.Д. предъявила в регистрирующий орган декларацию на несуществующий объект. Указанное свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости предоставляет Швец Т.Д. исключительное право приватизации арендуемого ею земельного участка в порядке ст.36 ЗК РФ. Для Администрации указанное свидетельство порождает обязанность предоставить Швец Т.Д. указанный земельный участок на основании ее заявления, без проведения торгов, по цене ниже рыночной стоимости. Доход от продажи земельных участков является доходом местных бюджетов согласно ст. 62 БК РФ. В случае продажи указанного земельного участка Швец Т.Д. с учетом указанного свидетельства бюджету муниципального образования "Н." был бы причинен материальный ущерб в размере разницы между рыночной стоимостью данного земельного участка и его стоимостью, определяемой в соответствии с п. 1.1. ст. 36 ЗК РФ. Просят суд: 1. Признать незаконным зарегистрированное за Швец Т.Д. право собственности на жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке, назначение: нежилое, 1 этажный, общая площадь 64 кв.м., адрес: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, в районе ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, удостоверенное свидетельством о государственной регистрации права от хх.хх.хх г., выданным "К."; 2. Обязать "К." исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от хх.хх.хх г. за № ХХ, а также аннулировать выданное Швец Т.Д. свидетельство о государственной регистрации права от хх.хх.хх г. на бланке ХХ.
11.10.2010 г. второе требование истцом изменено, Администрация муниципального образования "Н." просит суд: исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности Швец Т.Д. от хх.хх.хх г. за № ХХ.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования "Н." А. действующая на основании доверенности, заявленные измененные требования поддержала по вышеуказанным основаниям. Дополнительно пояснила, что Швец Т.Д. без законных оснований зарегистрировала свои права на несуществующий объект недвижимости. Выданное Швец Т.Д. свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости предоставляет Швец Т.Д. исключительное право приватизации арендуемого ею земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ, а соответственно для Администрации порождает обязанность предоставить Швец Т.Д. указанный земельный участок на основании ее заявления, без проведения торгов, по цене ниже рыночной стоимости, что влечет убытки для бюджета. Просит исковые требования удовлетворить.
Швец Т.Д. в судебное заседание не явилась, извещена. Ее представитель по доверенности Швец Л.Н. заявленные исковые требования признала. Пояснила, что их семья фактически пользуется этим земельным участком длительное время. Право аренды оформили в 2008 году. Они опасались, что данный земельный участок будет передан другим пользователям. Сначала хотели выкупить участок, но это очень дорого. В связи с чем путем подачи декларации оформили право собственности на объект недвижимости. Фактически объект, на который оформлено право собственности, возведен на земельном участке не был. Его планировали возвести, как дачу из бруса, затем передумали. Для хранения стройматериалов построили небольшую постройку, которая уже разобрана. Понимают, что без оснований зарегистрировали свои права на объект недвижимости.
Представитель "К." в судебное заседание не явился, извещен. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск указали, что право собственности на жилое строение за Швец Т.Д. было зарегистрировано в упрощенном порядке на основании декларации. Регистратор проверяет данный документ на его соответствие форме и содержанию. Ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации, лежит на заявителе. Уже сложилась практика с регистрацией прав на несуществующие объекты недвижимого имущества, что расценивается как злоупотребление гражданами своими правами. При установлении факта отсутствия указанного объекта на земельном участке право собственности подлежит прекращению. В связи с чем не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что на основании распоряжения Администрации муниципального образования "Н." от хх.хх.хх г. № ХХ между Администрацией муниципального образования "Н." хх.хх.хх г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ХХ (в настоящее время кадастровый номер ХХ), расположенным в районе ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, площадью 2500 кв.м., для цели индивидуального садоводства, сроком на 10 лет. В марте 2010 г. Швец Т.Д. обратилась в Администрацию муниципального образования "Н." с заявлением о предоставлении ей в собственность данного земельного участка, представив в обоснование заявления свидетельство о государственной регистрации права собственности от хх.хх.хх г. на жилое строение, возведенное на указанном земельном участке, а именно на жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 64 кв.м., адрес: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, в районе ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,. Основанием регистрации права собственности на указанное жилое строение явилась декларация на объект недвижимости на жилое строение.
В соответствии с ст. 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (далее по тексту ФЗ № 122) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно ст. 9 ФЗ № 122 осуществляет федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Таким федеральным органом является "К."
Согласно ст. 12 ФЗ № 122 права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Положения ч. 3 ст. 25.3 ФЗ № 122-ФЗ предусматривают, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, является декларация. Регистратор проверяет представленные ему документы на предмет их соответствия по форме и содержанию, а также наличие прав у заявителя на регистрацию в упрошенном порядке. При этом ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации, лежит на заявителе, заполнившем данную декларацию.
Проверкой, проведенной инспектором "И."» по заявлению Швец Т.Д. о предоставлении указанного земельного участка в собственность, было установлено, что на земельном участке отсутствуют какие-либо строения. Таким образом Швец Т.Д. предъявила в регистрирующий орган декларацию на несуществующий объект недвижимости. В судебном заседании представитель Швец Т.Д. по доверенности подтвердила, что ответчицей не возводился объект недвижимости, права на который ею зарегистрированы.
Наличие у Швец Т.Д. свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости предоставляет ответчице исключительное право приватизации арендуемого ею земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ. Для Администрации указанное свидетельство порождает обязанность предоставить Швец Т.Д. указанный земельный участок на основании ее заявления, без проведения торгов, по цене ниже рыночной стоимости.
В связи с изложенным суд считает, что право собственности Швец Т.Д. на жилое строение было зарегистрировано без законных оснований, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Представитель ответчицы исковые требования признала. Нотариально удостоверенная доверенность предоставляет право представителю признать исковые требования. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчицы подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования "Н." удовлетворить.
Признать незаконным зарегистрированное за Швец Т.Д. право собственности на объект: жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке, назначение: нежилое, одноэтажное, общая площадь 64 кв.м. по адресу: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, в районе поселка ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, удостоверенное свидетельством о государственной регистрации права от хх.хх.хх г., выданным "К."
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним запись о праве собственности Швец Т.Д. от хх.хх.хх г. за № ХХ на объект недвижимости: жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке, назначение: нежилое, одноэтажное, общая площадь 64 кв.м., по адресу: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, в районе поселка ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
Взыскать со Швец Т.Д. государственную пошлину в бюджет муниципального образования "Н." в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней через Сортавальский городской суд.
Судья Н.В.Душнюк