Дело №2-1126/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2010 годагор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего по делу судьи Вакуленко Л.П., при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Н.П. к УПФ о включения периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Н.П., являющаяся получателем трудовой пенсии по старости, обратилась в суд с иском по тем основаниям, что, работая на Х. мясокомбинате, она в силу служебной необходимости неоднократно выезжала в командировки в районы Крайнего Севера, что дает ей право на перерасчет базовой части трудовой пенсии, в чем ей было отказано ответчиком.
Истица просит суд признать за ней право на перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости и обязать ответчика произвести перерасчет базовой части трудовой пенсии с учетом периодов работы в районе Крайнего Севера.
В судебном заседании истица Петрова Н.П. заявленные требования увеличила, просила включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения ее в командировке в г.Костомукша в августе 1990 года - 5 дней и обязать ответчика произвести перерасчет базовой части трудовой пенсии с учетом периодов работы в районе Крайнего Севера в соответствии с действующим законодательством с 1 июня 2010 года. Также в суде пояснила, что данная командировка была обусловлена служебной необходимостью, так как на период 1990 года предприятия сами занимались реализацией продукции. Она, работая начальником производственного отдела Х. мясокомбината выезжала вместе с Н. и водителем Ф. в г. Костомукша для заключения договоров с торговыми предприятиями на реализацию продукции Сортавальского мясокомбината. Данная поездка оформлялась командировкой. По окончании командировки они составляли отчет по командировочным расходам и сдавали в бухгалтерию. В г.Костомукша находились 5 дней без учета дороги. При обращении в Архив Сортавальского муниципального района о выдаче документов, подтверждающих ее пребывание в командировке, она получила ответ, что в архиве таких документов не имеется. Факт нахождения ее в командировке в г.Костомукша могут подтвердить свидетели. С заявлением к ответчику о перерасчете базовой части пенсии по старости обратилась в мае 2010 года, но получила отказ в связи с отсутствием документального подтверждения факта работы в районах Крайнего Севера. Просит обязать ответчика произвести перерасчет базовой части пенсии с 01.06.2010 года.
Представитель ответчика УПФ по доверенности Кожокарь Н.Н. иск не признала. Не отрицала право пенсионера на повышение базовой части трудовой пенсии при наличии документально подтвержденного факта выезда в командировки на Крайний Север. По мнению представителя ответчика, специальный стаж, каковым, по сути, является стаж работы на Крайнем Севере, свидетельскими показаниями подтверждаться не может. Каких-либо документов о том, что истец в период своей работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выезжал для исполнения трудовых обязанностей в районы Крайнего Севера, истцом не представлено, следовательно, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истицы подлежат удовлетворению.
Согласно п.4.2 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №312-Ф3) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у
женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 691 рубль в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера.
При этом, период работы в районах Крайнего Севера данной нормой не установлен.
Юридически значимыми обстоятельствами для исчисления повышенного размера базовой части пенсии как для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях - местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности. В силу ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Таким образом, исполнение работником, осуществлявшим свою деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служебного поручения в рамках трудовых отношений в период командировки в организациях, расположенных в районе Крайнего Севера, является основанием для определения стажа работы с целью установления базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела, Петрова Н.П. 09.09.1971 года принята на работу на Х. мясокомбинат. С 1983 года работала начальником производственного отдела. Трудовой договор прекращен на основании приказа № 13-к от 13.03.1997 года с 13.03.1997 года по ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию.
Из пояснений истицы данных в судебном заседании следует, что в период ее работы в качестве начальника производственного отдела на Х. мясокомбинате она выезжала в командировку в районы Крайнего Севера, в частности в г.Костомукша в августе 1990 года сроком на 5 дней.
Документов, подтверждающих факты направления и нахождения истицы в командировках, не сохранилось, в связи с истечением срока хранения, что подтверждается архивной справкой №17-225 от 21.04.2010 года МУ "Архив"
В подтверждение обстоятельств направления ее в служебные командировки в районы Крайнего Севера истица сослалась на показания свидетелей Ф. и Н..
Как указывала в судебном заседании свидетель Н., работавшая кладовщиком материального склада на Х. мясокомбинате в спорный период, с истицей летом 1990 года и водителем Ф. она ездила в командировку в г.Костомукша на реализацию товара. Командировка длилась не менее пяти дней. Командировка оформлялась соответствующим приказом, выдавалось командировочное удостоверение и они сдавали отчет по командировке в бухгалтерию.
Свидетель Ф. показал, что работал в 1990 году на Сортавальском мясокомбинате в качестве водителя. В 1990 году, летом ездил в командировку с истицей в г.Костомукша. Точно не может сказать даты, в командировке находился он три дня, а истица еще оставалась там после него.
Свидетелями представлены копии трудовых книжек, из которых следует, что в указанные истицей периоды они работали совместно с ней в одном учреждении, в должностях, указанных в их показаниях.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ истец как сторона по делу вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие требованиям главы 6 ГПК РФ о допустимости, достоверности и относимости доказательств.
Согласно п. 1 ст. 55 ГПК РФ свидетельские показания являются одним из видов доказательств по делу.
Свидетели предупреждались судом об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307, ст. 308 УК РФ, о чем у них были отобраны подписки.
Оценивая показания свидетелей в соответствии с нормами ст.ст. 67,69 ГПК РФ, суд не находит обоснованными возражения ответчика о том, что показаниями свидетелей не могут быть подтверждены периоды работы, дающие право на пенсию на льготных условиях. Подобные ограничения применимы к случаям установления стажа по свидетельским показаниям органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, но не к случаям разрешения судом спора о праве на пенсионное обеспечение.
Поскольку данные доказательства не противоречат указанным правовым принципам, а также, учитывая, что для данной категории гражданских дел не предусмотрено ограничений в средствах доказывания обстоятельств, на которые ссылаются стороны, у суда нет оснований отвергать показания допрошенных в судебном заседании свидетелей.
При таких обстоятельствах суд считает, что в судебном заседании нашел подтверждение факт направления истицы и нахождения ее в командировке в районе Крайнего Севера, в период ее работы в на Х. мясокомбинате в августе 1990 года продолжительностью 5 дней.
Согласно п.2 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях наличия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и страхового стажа производится соответствующий перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по потере кормильца.
Таким образом, суд считает, что имеются основания для понуждения ответчика произвести истице перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости за работу районах Крайнего Севера в соответствии с ФЗ от 01.12.2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Суд считает необходимым, принимая во внимание положения ст.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера базовой части трудовой пенсии, начиная с 01.06.2010 года, принимая во внимание, что истица обратилась с заявлением о перерасчете в УПФ 04.05.2010 года.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец при подаче иска в суд был освобожден. Учитывая целевое использование денежных средств Пенсионного фонда, суд в порядке ч.2 ст. 333.20 НК РФ считает возможным снизить размер подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета государственной пошлины до 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать УПФ произвести перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости Петрова Н.П. в связи с работой в районах Крайнего Севера с 01 июня 2010 года, включив в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в августе 1990 года - 5 дней.
Взыскать с УПФ госпошлину в бюджет Х. муниципального района в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Сортавальский городской суд.
Судья
Л.П. Вакуленко