По жилищному спору



Дело № 2-13/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2011 года гор. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Сизовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалгановой Н.А. к АСМР по жилищному спору,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен по тем основаниям, что с августа 2000г. по 2004г. Шалганова Н.А.находилась в МОУ СМР ДД Родители истицы были лишены родительских прав в отношении дочери Сортавальским городским судом в 1998г. Решением исполнительного комитета чч.мм.гг. №0 за Шалгановой Н.А. была закреплена жилплощадь по адресу: ".............." В 2004 году указанный дом сгорел и жилого помещения истица не имеет. Шалганова Н.А. просит признать ее лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и обязать ответчика включить ее в список данных лиц.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, дополнила, что являлась воспитанницей ДД с 2000 по 2004гг. За ней была закреплена квартира по адресу: "..............". В ноябре 2004 году в данной квартире произошел пожар, в это время она была за пределами "..............", где училась. В настоящее время вынуждена жить у подруг или знакомых, так как никакого жилья не имеет. Просит признать ее лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и обязать ответчика включить ее в список данных лиц, полагает, что впоследствии сможет получить жилье.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление указали, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно п.1 ст.4 закона Республики Карелия от 28.11.2005г. №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Поскольку единственное жилье истицы было утрачено в результате пожара, а иного жилья пригодного для проживания в настоящее время она не имеет, не возражают относительно заявленных исковых требований.

Представитель органа опеки и попечительства Кузнецова М.Н. действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в 1991 году по решению исполнительного кабинета Сортавальского городского совета народных депутатов Шалганова Н. была определена в детское учреждение, этим же решением за ней была закреплена жилая площадь по адресу: "..............", с 2000 по сентябрь 2004г она находилась в ДД. Впоследствии выбыла на обучение, а в ноябре 2004г. произошел пожар, квартира сгорела по вине матери истицы. Указала, что требования Шалгановой законны и обоснованны, т.к. она не обеспечена жилым помещением, и в случае удовлетворения иска истице будет предоставлена жилая площадь за счет средств субвенций.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей. оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п..п.24 п.2 ст.26.3 ФЗ № 184-ФЗ от чч.мм.гг. отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно или за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенция из федерального бюджета).

Федеральный закон " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ), имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ст.2.

Так на основании п.1 ст.8 данного ФЗ предусмотрена обязанность обеспечения детей сирот и детей. оставшихся без попечения родителей..., не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания... В соответствии со ст. 4 указанного ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Указанные положения ФЗ конкретизируются в жилищном законодательстве. Детям сиротам, и детям, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из п.1 ст.8 ФЗ во взаимосвязи с другими приведенными нормативными актами следует, что предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов, деятельности которых в силу п.п. "ж" п.1 ст.1 ФЗ №184-ФЗ от 06.10.1999г. является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Таким образом, обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ "131"- ФЗ.

Ст.1 закона РК от 28.11.2005 г. №921-ЗРК (в ред. от 07.12.2010г.) «О государственном обеспечении социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что обеспечение жилой площади по договорам социального найма детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим, закрепленного за ними жилого помещения является расходным обязательством Республики Карелия.

Наличие данных расходных обязательств РК подтверждается также законом РФ от 03.03.2009г. №1270-ЗРК, законом РК от 10.12.2009г. №1348-ЗРК ( в ред. от 22.10.2010г.) "О бюджете Республике Карелия на 2010г. и на плановый период 2011 и 2012гг.".

Как следует из вышеприведенных нормативных актах, основаниям для разрешения вопроса о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей является отсутствие у данной категории граждан закрепленного за ними в установленном порядке жилого помещения. При этом, в соответствии со ст.2 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Установлено, что истица Шалганова является лицом, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, была определена в детские учреждения, в том числе. В период с 2000 по 2004г. находилась в ДД. После определения истицы в детское учреждение 1991 году за ней было закреплено жилое помещение по адресу: "..............". Согласно справки МЧС России ГУ министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелии отдела надзорной деятельности ("..............") б/н от чч.мм.гг. в результате пожара чч.мм.гг. квартира по указанному адресу сгорела, в результате пожара квартира и находящееся в ней имущество полностью уничтожены огнем. Следовательно, жилищные права истицы нарушены и восстановление данного права возможно путем признания ее лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющими закрепленного за ней жилого помещения. Получение такого статуса позволит истице, в соответствии с положениями вышеуказанного ФЗ и закона РК №921-ЗРК, реально обеспечить право на получение жилого помещения за счет субвенций, поступающих в бюджет муниципального района из республиканского бюджета. Тем самым, исковые требования Шалгановой Н.А. суд полагает обоснованными и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.35 НК РФ ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать Шалганову Н.А., чч.мм.гг. года рождения гражданином из чиста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и обязать АСМР включить Шалганову Н.А., чч.мм.гг. года рождения в список граждан из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд республики Карелия через Сортавальский суд в течение десяти дней.

Судья Н.Е. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 20.01.2010 года