Дело № 2-258/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2011 годаг. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
прокурора Гришина Г.А.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата на должность Главы Сортавальского городского поселения Республики Карелия Сидякина А.В. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Сортавала Республики Карелия от 05.02.2011 года о регистрации кандидата на должность Главы Сортавальского городского поселения РК Рыжкова С.В.,
установил:
Сидякин А.В., являющийся зарегистрированным на основании решения Территориальной избирательной комиссии города Сортавала Республики Карелия от 05.02.2011 г. кандидатом на должность Главы Сортавальского городского поселения Республики Карелия, обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала (далее по тексту - ТИК г.Сортавала) от 05.02.2011 года, которым кандидатом на должность Главы Сортавальского городского поселения РК зарегистрирован Рыжков С.В., как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
В обоснование своих требований заявитель указал, что регистрация Рыжкова С.В. в качестве кандидата на должность Главы Сортавальского городского поселения осуществлена незаконно, с нарушением пунктов 24-26 статьи 38 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «Об основных гарантиях…»).
В судебное заседание заявитель Сидякин А.В. не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Сидякина А.В. по доверенности Смирнов И.С. в суде пояснил, что Сидякин А.В. желает вести настоящее дело в суде через своего представителя, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на своем заявлении.
Смирнов И.С. заявленные требования поддержал, указав, что решение ТИК г. Сортавала от 05.02.2011 года о регистрации кандидатом на должность Главы Сортавальского городского поселения РК Рыжкова С.В. принято с нарушением положений Закона РК «О муниципальных выборах», в частности, пунктов 24 -26 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях…».
30 января 2011 года Рыжков С.В. в соответствии с положениями ч. 1 ст. 20 Закона РК «О муниципальных выборах» уведомил ТИК г. Сортавала о выдвижении своей кандидатуры на должность Главы Сортавальского городского поселения РК в порядке самовыдвижения, о чем в избирательную комиссию представил документы в соответствии с ч.2 ст. 20 Закона РК «О муниципальных выборах». В соответствии со ст. 22 Закона РК «О муниципальных выборах» для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования. Частью 10 ст. 22.2 Закона РК «О муниципальных выборах» определено, что количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов.
Во исполнение вышеуказанной нормы территориальная избирательная комиссия г.Сортавала исходя из числа избирателей, зарегистрированных на территории Сортавальского городского поселения, определила минимальное количество подписей, которое необходимо представить в избирательную комиссию в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Главы Сортавальского городского поселения РК, равное 340 подписям, и максимальное значение равное 374 подписям.
В последующем, помимо прочих необходимых документов, кандидатом Рыжковым С.В. в соответствии с положениями ст.23 Закона РК «О муниципальных выборах» были представлены подписные листы в количестве 40 штук, в которых содержались 342 подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения.
В развитие законодательных предписаний, установленных ч.2 ст.24 Закона РК «О муниципальных выборах», ТИК г. Сортавала определила, что проверка собранных кандидатами подписей будет осуществляться выборочно, в количестве 68 подписей из числа представленных кандидатом для регистрации подписей путем проведения процедуры случайной выборки.
Согласно протоколу выборки подписных листов для проверки из представленных кандидатом Рыжковым С.В. подписей были отобраны подписи, расположенные в сброшюрованной и пронумерованной папке на листах: 11, 34, 8, 31, 21, 35, 40, 29, 3 (седьмая подпись - одна штука) в общем количестве 68 штук.
По результатам проверки подписей, отобранных для проверки избирательной комиссией, недостоверных и недействительных подписей выявлено не было. В связи с чем, Рыжков С.В. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Сортавальского городского поселения.
Заявитель ссылается на п.4 ст.24 Закона «О муниципальных выборах», согласно которому избирательная комиссия обязана проверить соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, а также на п. 8 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях. ..», который предусматривает, что форма подписного листа устанавливается законом, под которым в силу ст. 1 этого же Федерального закона понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации. Требования к порядку сбора подписей, изготовлению и оформлению подписных листов содержаться в ст. 22, 22.2. Закона РК «О муниципальных выборах», которыми предписано, что подписные листы изготавливаются за счет соответствующего избирательного фонда по форме, установленной приложениями № 1 и 4 к настоящему Закону. Часть 6 ст.22.2 Закона РК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» обязательным требованием к оформлению подписного листа является его заверение лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
В связи с чем, кандидат на должность Главы Сортавальского городского поселения Сидякин А.В. считает, что выполнение требования закона о соблюдении формы подписного листа является обязательным, а указание в нем даты внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей ранее внесения в него подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, является нарушением закона.
При обнаружении внесения даты подписи лицом, осуществляющим сбор подписей ранее внесения подписей избирателей, все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными на основании положений п.44 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях...», в соответствии с которым подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа является недействительной.
Заявитель ссылается на то, что при ознакомлении в рамках законодательно закрепленного права, на ознакомление с документами кандидатов, выдвинутых на одних и тех же выборах по тому же избирательному округу, было установлено, что в листе № 21 избирателями в количестве 10 (десяти) человек собственноручно поставлены подписи и даты внесения подписи в поддержку выдвижения кандидата Рыжкова С.В.. Во всех графах подписного листа №21 «Подпись и дата внесения подписи» избиратели указали дату 3 (третье) февраля, лицо, осуществлявшее сбор подписей (П.), заверила подписной лист, указав дату его заверения 2 (второе) февраля 2011 года, что является нарушением установленного порядка оформления подписного листа, влекущим за собой недействительность всех подписей избирателей, указанных в данном подписном листе.
При таких обстоятельствах, с учетом отобранных для проверки 68 подписей избирателей допустимым числом недостоверных и (или) недействительных подписей, которые могут быть выявлены при проверке - являются 6 подписей. У кандидата Рыжкова С.В. количество недействительных подписей, находящихся на вышеуказанных листах составляет 14,7 процентов от числа подписей, отобранных для проверки.
Сидякин А.В. просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии города Сортавала Республики Карелия от 05.02.2011 года о регистрации Рыжкова С.В. кандидатом на должность Главы Сортавальского городского поселения Республики Карелия и обязать территориальную избирательную комиссию города Сортавала Республики Карелия аннулировать регистрацию кандидата Рыжкова С.В. на должность Главы Сортавальского городского поселения Республики Карелия, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Представитель ТИК г.Сортавала по доверенности Гунько И.Н. с заявлением не согласилась и пояснила, что при процедуре выдвижения кандидата Рыжкова С.В. были соблюдены требования 3РК №683- 3 РК от 27.06.2003г. «О муниципальных выборах в РК», а именно в соответствии с требованиями ст.ст.19-20 выше указанного закона кандидат надлежащим образом с представлением всех необходимых документов уведомил ТИК г.Сортавала о самовыдвижении.
Кандидатом 05.02.2011г. в ТИК г.Сортавала были представлены документы для регистрации в соответствии со ст. 23 3акона РК, а именно: подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей, сведения по форме №9. Членами ТИК было выдано уведомление о приемке данных документов. Этим же днем была проведена процедура выборки и проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, согласно ст. 24 3акона РК.
ТИК г.Сортавала при принятии решения о регистрации данного кандидата проанализировала и изучила все данные, содержащиеся на данных подписных листах: достоверность и подлинность подписей избирателей. и пришла к выводу, что удостоверенные подписные листы не препятствуют однозначному восприятию указанных сведений, подписей избирателей, подписи кандидата. Со стороны сборщика подписи была сделана техническая ошибка в силу человеческого фактора. При вынесении решения судом просят учитывать следующие моменты: действительно факт описки даты заверения подписного листа со стороны сборщика подписей имеет место, но это объяснимо с точки зрения того, что данный кандидат выдвинут в порядке самовыдвижения 30.01.2011г. и в соответствии с требованиями законодательства имел право приступить к сбору подписей 31.01.2011г., поэтому лицо, которое осуществляло сбор подписей в поддержку кандидата с 31.01.2011г., в силу человеческого фактора и технической ошибки неверно указало дату заверения; удостоверенные подписные листы не препятствуют однозначному восприятию указанных сведений, подписей избирателей, подписи кандидата. ТИК г. Сортавала при выполнении своей деятельности стоит на позиции соблюдения Конституции РФ, избирательного законодательства, поэтому основополагающим принципом при проведении выборов признается то, что выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа, поэтому, в первую очередь, при проведении выборов учитывается мнение избирателей РФ, РК, а в данном случае тех избирателей, которые согласно подписных листов, имеющихся в деле, выступили в поддержку кандидата Рыжкова С.В., и если решение ТИК г.Сортавала о регистрации данного кандидата будет аннулировано — отменено, права избирателей г.Сортавала не будут равными и альтернативными.
Просит оставить в силе решение ТИК г. Сортавала о регистрации кандидата на должность главы Сортавальского городского поселения Рыжкова С.В.
Кандидат на должность Главы Сортавальского городского поселения Рыжков С.В. в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством во всех подписных листах есть подпись и дата подписи лица, которое собирало подписи, а также имеется дата и подпись заверения листов кандидатом. Указанных заявителем разночтений в датах подписей не имелось, что было установлено и членами ТИК г. Сортавала при принятии решения о его регистрации в качестве кандидата на должность Главы Сортавальского городского поселения. Все представленные документы проверялись тщательно и, если бы имело место несоответствие даты подписей, на которое ссылается заявитель, то это было бы обнаружено на стадии проверки подписных листов. Каким образом получилось так, что имеет место несовпадение дат на подписном листе № 21, пояснить не может.
Представитель заинтересованного лица Рыжкова С.В. по доверенности Мельяченко О.С. с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что согласно п. 7 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях…» имеется протокол от 09.02.2011 г., которым в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса назначен Смирнов И.С., считает, что он не имел права доступа к документам территориальной комиссии, поэтому он ознакомился с документами комиссии незаконно. Считает, что такие возражения должны были поступить только 05.02.2011 г., когда все кандидаты знакомились с материалами, предоставленными для утверждения кандидатов. Рыжков в соответствии с законом представил необходимый пакет документов. Х. и М. присутствовали при приемке документов. Они поверили подписные листы. После сдачи подписных листов, Рыжкову С.В. было выдано уведомление о проверке. Проверку подписных листов проводили М. и Гунько, никаких замечаний не было выявлено.
Затем был подготовлен итоговый протокол. Замечаний вопросов, сомнений, не выявлено. 05.02.2011 Рыжков С.В. единогласно был зарегистрирован в качестве кандидата на пост Главы Сортавальского городского поселения. Оснований для отказа в регистрации не было. Процедура о регистрации кандидата прошла и было выдано уведомление. 08.02.11 Смирнов провел проверку и составил акт, в котором расписались 2 члена избирательной комиссии. В акте отражено, что в подписном листе №21 дата заверения была указана 02.02.11, а подписи избирателей были поставлены 03.02.11. Члены комиссии не придали этому акту, никакого значения. Должна была пройти повторная проверка подписных листов. Этого сделано не было. Территориальная комиссия не отменила свое решение, хотя имеет такое право. Территориальная комиссия соглашается со своим решением и не желает его отменять. В листе № 21 дата заверена, четкой цифры не указано. Запись вызывает сомнение, нельзя сказать, что стоит четкая дата 02.02.11г.. П. в суде пояснила, что она заверяла лист №21 02 февраля 2011 года. Рыжков обратился в прокуратуру о нарушении его прав как кандидата. Его не уведомили о том, что с его документами кто-то знакомится. Его на ознакомление не приглашали. Считает, что решение вынесено законно и обоснованно.
Выслушав пояснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Законами субъектов Российской Федерации определяются не только избирательные системы, применяемые при проведении выборов в законодательный орган государственной власти, органы местного самоуправления, но регламентируется и порядок выполнения избирательных процедур в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации, при условии соблюдения всех основополагающих стандартов избирательных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, списков кандидатов, приему и проверки подписных листов установлены статьями 37, 38 Федерального закона «Об основных гарантиях…».
Согласно п.1 ст. 38 Закона «Об основных гарантиях…» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с п.3 ст. 38 выше указанного Закона, должна предусматриваться законом процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, а также основания для признания подписей недействительными.
Согласно части 2 статьи 22 Закона РК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» №683 от 27.06.2003г. (далее ЗРК «О муниципальных выборах…») для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования.
Как следует из п.10 ст.22.2 указанного закона количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов.
Судом установлено, что Решением 22 сессии 2 созыва Совета Сортавальского городского поселения № 131 от 16.12.2010 г. были назначены выборы Главы Сортавальского городского поселения на 13 марта 2011 года.
Как следует из материалов дела: протокола №4 заседания территориальной избирательной комиссии города Сортавала Республики Карелия от 05.02.2011 года были приняты решения об утверждении протоколов проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов на должность Главы Сортавальского городского поселения и о регистрации в числе других кандидатов на должность Главы Сортавальского городского поселения Сидякина А.В. и Рыжкова С.В.. Данное обстоятельство подтверждается также решением ТИК № 4/6 от 05.02.2011г. о регистрации кандидатом на должность главы Сортавальского городского поселения Сидякина А.В. и решением ТИК № 4/5 от 05.02.2011 г. о регистрации Рыжкова С.В..
Согласно части 2 статьи 22.3 ЗРК «О муниципальных выборах…» для регистрации кандидатов Главы муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей.
Рыжков С.В. в соответствии с положениями ч.1 ст.20 ЗРК «О муниципальных выборах…» уведомил ТИК г.Сортавала о выдвижении своей кандидатуры на должность Главы Сортавальского городского поселения РК в порядке самовыдвижения, о чем в избирательную комиссию представил документы в соответствии с ч.2 ст.20 ЗРК «О муниципальных выборах…».
Как следует из материалов дела, пояснений сторон территориальная избирательная комиссия г.Сортавала, исходя из числа избирателей, зарегистрированных на территории Сортавальского городского поселения, определила минимальное количество подписей, которое необходимо представить в избирательную комиссию в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Главы Сортавальского городского поселения РК, равное 340 подписям, и максимальное значение равное 374 подписям.
Согласно протоколу заседания ТИК города Сортавала от 27.01.2011г. №3 на основании ст.24 ЗРК «О муниципальных выборах…» было принято решение о том, что выборку подписей и соответствующих данных об избирателях, содержащихся в подписных листах, провести путем жребия при непосредственном участии кандидата с составлением соответствующего протокола. Также установлено, что при проведении выборки членами ТИК должно быть отобрано 20% от необходимого для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования количества подписей (68 подписей от необходимых для регистрации 340) для последующей проверки.
Кандидатом Рыжковым С.В. в соответствии с положениями ст.23 ЗРК «О муниципальных выборах…» были представлены подписные листы в количестве 40 штук, в которых содержалась 342 подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях…» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом, необходимого для регистрации кандидата, количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Данная норма закона корреспондируется с частью 4 статьи 24 ЗРК «О муниципальных выборах...», согласно которой избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформление подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Как следует из п.2 ст.24 ЗРК «О муниципальных выборах…» проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования количества подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Для проверки избирательная комиссия муниципального образования отбирает одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией муниципального образования.
Статьей 22.2 ЗРК «О муниципальных выборах…» определены требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и оформления подписных листов.
Согласно протоколу выборки подписных листов от 05.02.2011 г. было отобрано 10 подписных листов, в количестве 68 подписей, были отобраны подписные листы №11, 34, 8, 31, 21, 35, 40, 29, 3. По результатам проверки подписей, отобранных для проверки избирательной комиссией, как следует из протокола заседания комиссии от 05.02.2011 г. № 4 недостоверных и недействительных подписей выявлено не было, Рыжков С.В. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Сортавальского городского поселения.
В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях…» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Как следует из пункта 6 ст. 22.2 ЗРК «О муниципальных выборах…» при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого на должность главы муниципального образования, подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения. Таким образом, законодателем определены обязательные требования к оформлению подписного листа. Приложением № 3 к ЗРК «О муниципальных выборах…» утверждена форма подписного листа, в соответствии с которой, подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое помимо указания сведений о себе, перечисленных в данной форме, также должно поставить свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с п.п. «д» п.24 ст.38 ФЗ № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Такое же основание для отказа в регистрации содержится и в п.п. «ж» п. 14 ст. 26 ЗРК «О муниципальных выборах…».
Сидякин А.В. ссылается на то, что в подписном листе №11, сданном кандидатом Рыжковым С.В., лицо, собиравшее подписи, заверяя подписные листы, расписалось, указав дату 02.02.2011 года, в то время как во всех графах подписного листа избиратели указали дату 03.02.2011 года. Таким образом, дата заверения подписного листа произведена ранее даты внесения подписей избирателей, что является нарушением установленного порядка оформления подписного листа, влекущим за собой недействительность всех 10 подписей избирателей, указанных в данном подписном листе. Данные обстоятельства были установлены 08.02.2011 года в результате ознакомления в рамках законодательно закрепленного права членом ТИК г.Сортавала РК с правом совещательного голоса Смирновым И.С.. О результатах ознакомления с документами по выдвижению и регистрации кандидатов на должность Главы Сортавальского городского поселения был составлен 08.02.2011 года Акт, подписанный членами ТИК г.Сортавала РК с правом решающего голоса: Д., Б. и членом ТИК г.Сортавала РК с правом совещательного голоса Смирновым И.С.. Из указанного Акта следует, что на подписном листе №21 избирателями в количестве 10 человек собственноручно поставлены подписи и даты внесения подписей – 03 февраля 2011 года, в поддержку выдвижения кандидата Рыжкова С.В., лицо, осуществлявшее сбор подписей (П.) заверила подписной лист, указав дату заверения 02 февраля 2011 года. Таким образом, дата заверения подписного листа стоит ранее даты внесения подписей избирателей (п.4 Акта).
В судебном заседании были исследованы в подлиннике подписные листы и установлено, что в подписном листе № 21 имеется подпись лица, собиравшего подписи и удостоверившего подписной лист, но дата внесения подписи лица, собиравшего подписи, затерта и практически не читаема.
В судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей Д. и Б., подписавшие Акт от 08.02.2011 года. Указанные свидетели однозначно в суде заявили, что на день подписания Акта в подписном листе № 21 кандидата Рыжкова С.В., никаких помарок в подписном листе № 21 не имелось, четко читалась дата подписи сборщика подписей – 02.02.2011 года, что они и засвидетельствовали в Акте. В том виде, в котором подписной лист представлен в суд он на 08.02.2011 года не был. Каким образом в подписной лист были внесены потертости, пояснить не смогли. О том, что на день приема подписных листов и на 08.02.2011 года в подписном листе стояла дата заверения подписного листа сборщиком подписей – 02.02.2011 года и не имелось никаких потертостей в подписном листе также подтвердил свидетель Х., являющийся председателем ТИК г. Сортавала. Свидетель М. также в суде подтвердил, что все подписи в подписных листах в поддержку кандидата Рыжкова С.В. проставлены были четко и читались однозначно. Таким образом, приведенные выше показания свидетелей опровергают показания свидетеля П. о том, что в подписном листе №21 ею, как сборщиком подписей, поставлена дата – 03.02.2011 года. Оснований сомневаться в показаниях свидетелей Б., Д., Х. у суда не имеется, так как данные свидетели ничем себя не опорочили. Вместе с тем свидетель П. является заинтересованным лицом, так как именно достоверность ее подписи оспаривается.
В соответствии с п.44 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. Аналогичную норму содержит п.25 ст.3 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК.
Суд считает, что подписной лист, в котором дата заверения подписного листа ранее даты внесения подписей избирателей, следует рассматривать как документ, оформленный с нарушением порядка, установленного законом.
Таким образом, подписной лист №21, содержащий 10 подписей, оформленных с нарушением закона, составляет более 10 процентов от проверенных 68 подписей.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя избирательной комиссии в части того, что указанное нарушение является не существенным и не препятствует однозначному восприятию сведений, поскольку законодательство о выборах не содержит указания на возможность субъективной оценки значения указанных сведений, признавая их заслуживающими внимания, имеющими существенное значение, при определении степени нарушения и ставящими в зависимость от этого признание недействительными подписей избирателей. Требования закона по оформлению подписных листов носят императивный характер, обязанность по надлежащему оформлению подписных листов возлагается на кандидата, представляющего подписи в свою поддержку в избирательную комиссию для регистрации кандидатом на выборах. По смыслу закона, подписной лист заверяется по окончанию сбора подписей, следовательно, заверение подписного листа сборщиком подписей ранее даты внесения подписей избирателей не позволяет избирательной комиссии проверить своевременность удостоверения указанного документа. Поэтому подписи, собранные с нарушением установленного порядка, считаются недостоверными.
Также судом не могут быть приняты во внимание доводы Рыжкова С.В. и его представителя Мильяченко О.С. в части незаконности действий Смирнова И.С., поскольку в соответствии с п. 10.1 ст. 18 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» кандидат, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Пунктом 11 данной статьи предусмотрено, что член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением тех прав, которые указаны в данном пункте, при этом, право знакомиться с имеющимися документами не исключено.
В соответствии с ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях…» и ч. 5 ст. 60 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 №683-ЗРК «О муниципальных…» решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией муниципального образования с нарушением требований, предусмотренных частями 12-14 статьи 26 настоящего ЗРК «О муниципальных выборах…», иных требований, предусмотренных законом.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку основаны на законе.
Руководствуясь ст. ст. 194-197, 261 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление удовлетворить.
Решение Территориальной избирательной комиссии города Сортавала Республики Карелия от 05.02.2011 года № 4/5 о регистрации кандидата на должность Главы Сортавальского городского поселения Рыжкова С.В., выдвинутого на должность Главы Сортавальского городского поселения в порядке самовыдвижения отменить.
Обязать территориальную избирательную комиссию города Сортавала Республики Карелия аннулировать регистрацию кандидата Рыжкова С.В. на должность Главы Сортавальского городского поселения выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 5 дней через Сортавальский городской суд.
СудьяЛ.П. Вакуленко