О прекращении начисления и взимания платы за услуги по утилизации мусрока



Дело № 2-446/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    05 мая 2011 года                                                                                              г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Муковкиной Т.И.

при секретаре Денисенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП о прекращении начисления и взимания платы за услуги по утилизации твердых бытовых отходов (утилизации мусора),

установил:

Прокурор обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при начислении платы гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах на территории Сортавальского муниципального района. В ходе проверки установлено, что 16.11.2010 г. между МУП и ОАО (далее ОАО") заключен агентский договор № 22 (24), согласно которому МУП (принципал) поручает ОАО (агент) осуществление начисления, сбора, обработки, перерасчета, и перечисления платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги (а именно вывоз и утилизация мусора). Под потребителями в указанном договоре понимаются наниматели и собственники жилых помещений, находящихся в жилищном фонде, указанном в приложении № 2 к договору (п. 1.4 договора), в котором содержится перечень многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Сортавальского, Хелюльского городских поселений и Кааламского, Хаапалампинского сельских поселений. На основании указанного договора ОАО осуществляет начисление и сбор платежей с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, за такой вид услуги, как утилизация мусора в пользу МУП". Начисленные и собранные средства за данный вид услуги перечисляются в МУП. ОАО в счета-извещения на оплату коммунальных услуг включает в качестве отдельной услуги - услугу по утилизации мусора.

При начислении гражданам платы за услугу по утилизации мусора используется тариф, утвержденный Постановлением от 03.11.2010 г. № 154 Госкомитетом для МУП, который введен в действие с 01.01.2011 г. Размер тарифа - 106, 47 руб. за 1 куб.м.

Прокурор ссылается на то, что начисление гражданам платы за утилизацию мусора и взимание платы за данную услугу на основании тарифа, утвержденного для МУП, в качестве самостоятельных платежей не соответствует требованиям действующего законодательства.

Прокурор считает действия ответчиков незаконными, противоречащими ст. 154 ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, из анализа указанных норм следует, что услуги по утилизации мусора не входят в состав коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, утилизация мусора не входит и в состав работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Ссылается на п. 17 ст. 2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", указывая о том, что данная норма определяет лишь лиц, являющихся потребителями услуги по утилизации бытовых отходов, но не определяет порядок ее оплаты. Порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг установлен именно ЖК РФ и вышеназванными Правилами.

Прокурор указывает о том, что Письмом Министерства регионального развития российской Федерации от 03.10.2008 г. № 25080-СК/14 даны разъяснения по вопросу деятельности, связанной с утилизацией бытовых отходов.

В связи с чем, считает, что изложенными нормами ЖК РФ и вышеуказанных Правил определены перечни коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, которые являются закрытыми. Утилизация твердых бытовых отходов (утилизация мусора) в указанные перечни не входит.

Собственники и наниматели жилых помещений в силу своего статуса не должны оплачивать услуги, не предусмотренные действующим жилищным законодательством.

В связи с чем, прокурор полагает, что действия ОАО и МУП по начислению и взиманию платы за утилизацию твердых бытовых отходов (утилизацию мусора), как отдельную услугу, противоречат действующему законодательству, поскольку последнее не предусматривает установление для граждан такой платы.

В свою очередь, определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 156 ЖК РФ.

Прокурор, ссылаясь на ст. 156 ЖК РФ, полагает, что размер платы за утилизацию бытовых отходов может быть включен в состав платежа по содержанию жилого помещения, сам платеж по содержанию жилого помещения должен быть определен на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме либо органами соответствующего кооператива, либо ТСЖ. В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Между собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных жилых домов и МУП договоры по предоставлению услуги по утилизации твердых бытовых отходов (утилизации мусора) не заключались. Взимание не предусмотренной действующим законодательством платы за утилизацию твердых бытовых отходов является неправомерным возложением обязанностей, нарушением имущественных прав и законных интересов собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах Сортавальского муниципального района.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Прокурор обращается с данным исковым заявлением по материалам проверки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку вследствие взимания платы за утилизацию твердых бытовых отходов ущемляются права и законные интересы неограниченного круга лиц. Определить конкретных лиц, чьи права нарушаются в результате взимания указанной платы, невозможно.

    Просит признать незаконным начисление и взимание платы за услугу по утилизации мусора с граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории Сортавальского муниципального района, осуществляемое ОАО, МУП. Обязать ОАО, МУП прекратить действия по начислению и взиманию с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах Сортавальского муниципального района платы за услугу утилизации твердых бытовых отходов (утилизации мусора).

    В качестве третьего лица по делу привлечен Совет.

    В судебном заседании прокурор Гришин Г.А. поддержал заявленные исковые требования по вышеизложенным основаниям.

    Представитель МУП по доверенности Сорокина Ю.А. с иском не согласилась, пояснила, что считает правомерным начисление указанных платежей, поскольку тариф установлен Госкомитетом, также решением сессии Совета утвержден норматив потребления жилищно-коммунальных услуг, в том числе, и норматив на утилизацию (захоронение) отходов, которые не отменены. Считает, что в случае отмены указанных начислений, управляющие компании не смогут сразу урегулировать данные вопросы с собственниками дома, поскольку требуется произвести соответствующие расчеты, принять решения на общих собраниях, что чревато проблемами, связанными с вывозом и утилизацией мусора.

    Представитель ОАО в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласны. В отзыве указали о том, что 21.11.2006 г. Решением Совета утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для граждан, проживающих на территории Сортавальского муниципального района. В указанное время данные нормативы не отменены и продолжают действовать. Также утвержден тариф Постановлением Госкомитета от 03.11.2010 г. № 154, поэтому начисление платы производится в соответствии с указанными нормативными актами.

    Представитель ОАО по доверенности Карпова Е.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что считает, что то обстоятельство, что данная услуга выведена отдельно от других платежей, не нарушает прав собственников жилых помещений, она начисляется по тем нормативам, которые утверждены сессией Совета, на основании утвержденных тарифов, плата по агентскому договору поступает напрямую в МУП

    Представитель Совета в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

    Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что 16.11.2010 г. между МУП и ОАО заключен агентский договор № 22 (24), согласно которому МУП (принципал) поручает ОАО (агент) осуществление начисления, сбора, обработки, перерасчета, и перечисления платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги (а именно вывоз и утилизация мусора). Под потребителями в указанном договоре понимаются наниматели и собственники жилых помещений в жилищном фонде, указанном в приложении № 2 к договору (п. 1.4 договора), данное приложение содержит перечень многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Сортавальского, Хелюльского городских поселений и Кааламского, Хаапалампинского сельских поселений.

На основании указанного договора ОАО осуществляет начисление и сбор платежей с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, за такой вид услуги, как утилизация мусора в пользу МУП Начисленные и собранные средства за данный вид услуги перечисляются в МУП. ОАО в счета-извещения на оплату коммунальных услуг включает в качестве отдельной услуги - услугу по утилизации мусора.

При начислении гражданам платы за услугу по утилизации мусора используется тариф, утвержденный Постановлением от 03.11.2010 г. № 154 Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов для МУП, который введен в действие с 01.01.2011 г. Размер тарифа - 106, 47 руб. за 1 куб.м., а также норматив потребления услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, утвержденный Решением Совета от 21.11.2006 г. «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для граждан проживающих на территории Сортавальского муниципального района».

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Прокурор обращается с данным исковым заявлением по материалам проверки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку вследствие взимания платы за утилизацию твердых бытовых отходов ущемляются права и законные интересы неограниченного круга лиц. Определить конкретных лиц, чьи права нарушаются в результате взимания указанной платы, невозможно.

В соответствии с ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Согласно ч. 3 данной статьи собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Частью 4 данной статьи определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что услуги по утилизации мусора не входят в состав коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, также предусматривают в перечне работ по содержанию жилых домов только сбор и вывоз мусора.

Таким образом, утилизация мусора не входит в состав работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с п. 17 ст. 2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - это лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее -потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; б)    в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.

Однако, п. 17 ст. 2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определяет лишь лиц, являющихся потребителями услуги по утилизации бытовых отходов, но не определяет порядок ее оплаты. Порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг установлен именно ЖК РФ и вышеназванными Правилами.

Согласно указанному закону органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, то есть устанавливают эти тарифы для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Как уже было указано выше, постановлением 03.11.2010 г. № 154 Госкомитетом для МУП установлен тариф на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. Указанный тариф установлен для МУП как организации, осуществляющей эксплуатацию объекта, используемого для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; при этом потребителями указанной услуги, обязанными производить ее оплату по установленному регулируемому тарифу, являются управляющие организации, а не граждане, проживающие в обслуживаемых ими многоквартирных домах.

Определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 156 ЖК РФ. Согласно ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с нормами ч.2,3,7 ст.156, ч.4 ст.158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения и устанавливается органами местного самоуправления; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год; если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Письмом Министерства регионального развития российской Федерации от 03.10.2008 г. № 25080-СК/14 даны разъяснения по вопросу деятельности, связанной с утилизацией бытовых отходов. В письме указано, что утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение; оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги; услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения; при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Тем самым в указанном письме Министерства регионального развития подтверждена позиция, что регулирование тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО производится для организаций коммунального комплекса; услуга по сбору и вывозу ТБО не является регулируемым видом услуги, входит в состав платы за жилое помещение и относятся к понятию содержание жилого помещения, стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО при согласии потребителя на условиях, предусмотренных договором.

Иное толкование противоречило бы нормам ст.154 ЖК РФ, на которую содержится ссылка в письме Министерства регионального развития, поскольку нормы ст.154 не предусматривают иной платы за жилое помещение для граждан, кроме платы на наем жилья (по договорам найма), платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; при этом нормы ст.154 ЖК РФ не относят плату за утилизацию ТБО к плате за коммунальные услуги, следовательно, с согласия гражданина-потребителя указанная плата может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО, а соответственно включаться в плату за содержание и ремонт жилья, а не начисляться отдельно, как самостоятельная плата за услугу.

Таким образом, изложенными нормами ЖК РФ и вышеуказанных Правил определены перечни коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, которые являются закрытыми. Утилизация твердых бытовых отходов (утилизация мусора) в указанные перечни не входит. Собственники и наниматели жилых помещений в силу своего статуса не должны оплачивать услуги, не предусмотренные действующим жилищным законодательством.

Учитывая изложенное, размер платы за утилизацию бытовых отходов может быть включен в состав платежа по содержанию жилого помещения, сам платеж по содержанию жилого помещения должен быть определен на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме либо органами соответствующего кооператива, либо ТСЖ.

В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Между собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных жилых домов и МУП договоры по предоставлению услуги по утилизации твердых бытовых отходов (утилизации мусора) не заключались. Взимание не предусмотренной действующим законодательством платы за утилизацию твердых бытовых отходов является неправомерным возложением обязанностей, нарушением имущественных прав и законных интересов собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах Сортавальского муниципального района.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

        Иск удовлетворить.

Признать незаконным начисление и взимание платы за услугу по утилизации мусора с граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории Сортавальского муниципального района, осуществляемое ОАО и МУП

Обязать ОАО и МУП прекратить действия по начислению и взиманию с граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории Сортавальского муниципального района платы за услугу по утилизации твердых бытовых отходов (утилизации мусора).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней через Сортавальский городской суд РК.

Судья                                                                                Т.И. Муковкина