Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ



Дело № 5-46/2010ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 июля 2010 г. г. Сортавала

Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Муковкина Т.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Водоканал», юридический адрес: Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Октябрьская, д. 11,

установил:

В отношении МУП «Управляющая компания «Водоканал» составлен административный протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ. Определением оперуполномоченного Сортавальского МРО Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия Титова Д.А. протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы были направлены в адрес Сортавальского городского суда для рассмотрения и принятия решения.

В судебном заседании представитель МУП «УК «Водоканал» по доверенности Мартынов К.А. с данным правонарушением не согласился, пояснил, что считает, что пункты 35,36 Правил не распространяются на ведение и хранение специальных журналов регистрации, связанных с оборотом прекурсоров в случае, когда разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ без лицензии в целях ст. 35,36 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Также указал, что при проведении проверки были допущены существенные нарушения, в результате которых составленные документы не могут являться надлежащими доказательства по делу об административном правонарушении. Указал, что из имеющихся материалов дела не ясно, на основании чего проводилась проверка, отсутствуют основания проведения проверки, согласование с прокуратурой, распоряжение или приказ о проведении проверки в их адрес не направлялся, и не предъявлялся при проведении проверки. При составлении протокола осмотра помещений и территорий МУП УК Водоканал сотрудниками были допущены грубейшие нарушения, не позволяющие использовать эти документы, как допустимые доказательства, поскольку имеются неоговоренные исправления на второй странице протокола, в качестве понятых при проведении осмотра участвовали лица, являющиеся работниками МУП УК Водоканал. Этих лиц нельзя рассматривать в качестве незаинтересованных лиц по делу, поскольку они могут иметь неприязненные отношения с коллективом и руководством предприятия. Считает, что при проведении проверки не соблюдался Административный регламент и Закон № 294-ФЗ, не был составлен акт проведения проверки. После проведения проверки сотрудниками не было сделаны записи в журнале учета и проверок юридического лица. При проведении проверки были допущены нарушения, которые в соответствие со ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», влекут за собой недействительность результатов проверки. Поскольку в материалах административного производства данных документов не имеется, поэтому привлечение к административной ответственности невозможно. Также не согласился с доводами представителя Сортавальского МРО Управления ФСКН по РК в части того, что в данном случае проверка не производилась, а производился осмотр помещений, в котором ведется деятельность, связанная с боротом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Просит прекратить производство по делу в связи с недоказанностью нарушения.

Представитель МРО Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия Титов Д.А. в судебном заседании указал, что в данном случае проверка не производилась, а проводился осмотр помещений МУП «УК «Водоканал» в соответствии с положениями ст. 53 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», которая предусматривает, что должностные лица органов дознания, следователи или прокуроры могут входить в любые помещения и производить осмотр мест, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также данная статья предоставляет им полномочия по осмотру помещений в целях выявления административных и уголовных правонарушений. Поэтому Распоряжения о проведении проверки, акта не имеется. Полагает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КОАП РФ, в действиях МУП «УК Водоканал» имеется.

Судья, выслушав пояснения представителя МУП «УК «Водоканал», МРО Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия, исследовав материалы дела об административном правонарушении, установил следующее.

Из предоставленных материалов об административном правонарушении следует, что факт административного правонарушения установлен протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 10.06.2010 г., составленному ст. оперуполномоченным УФСКН РФ по РК, как следует из содержания протокола, он был составлен в соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ в качестве понятого могут привлекаться любые незаинтересованные лица, в то время, как сотрудник предприятия, в котором проводится проверка, не может рассматриваться в качестве незаинтересованного лица.

23.06.2010 г. оперуполномоченным Сортавальского МРО Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РК в отношении МУП «УК «Водоканал» составлен протокол № 281 об административном правонарушении по ст. 6.16 КОАП РФ в связи с тем, что в период с 15 час. 55 мин. 10 июня 2010 года по 16 час. 20 мин. 10 июня 2010 года при проведении проверки выполнения законодательства РФ при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в МУП «УК Водоканал», расположенном по адресу: г. Сортавала, ул. Октябрьская, дом 11, выявлены следующие нарушения Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 644: на момент проведения проверки, в лабораторном комплексе, в складе кислот и растворителей, в нарушение и. 3. 4. 5. 7 Правил отсутствуют журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (серная кислота, соляная кислота), не ведется регистрация операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсоров на отдельном развернутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации, не заносятся в журнал регистрации операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, отсутствуют приказы о назначении лиц. ответственных за ведение и хранение специальных журналов регистрации. В соответствии с п. 14 Правил, юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками). В журналах регистрации необходимо отражать результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ и сверок их прекурсоров. В нарушение п. 14 Правил, в филиале МУП «УК Водоканал» отсутствуют ежемесячные акты сверок прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ.

Согласно ст. 53 ФЗ № 3-ФЗ от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» должностным лицам органов прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности в пределах их компетенции, при наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предоставлено право, в том числе, производить осмотр мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; проверять соответствие процессов производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установленным правилам, и т.д.

Федеральным Законом РФ №294-ФЗ 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). В связи с чем, законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора),; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов.

В соответствии с п. 1-3 Приказа Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «Об утверждении Административного Регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» № 473 от 28.10.2009 г. административный регламент ФСКН по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ разработан в целях повышения качества исполнения государственной функции по проведению проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с п. 4 Административного регламента под проверкой понимается совокупность проводимых специалистами мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с регламентом исполнение указанной государственной функции осуществляется, в том числе, и в соответствии с ФЗ № 3-ФЗ от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также в соответствии с ФЗ №294-ФЗ 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Поэтому суд не может согласиться с доводами представителя наркоконтроля о том, что в данном случае не проводилась проверка, а проводился осмотр, поскольку в данном случае, по мнению суда, подменяются понятия, в то время как функция по государственному контролю указанной сферы деятельности, предполагает соблюдение установленных нормативными актами правил, которые, по мнению судьи, и отражены в указанном законе. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении № 281 в установочной части указано, что данные правонарушения выявлены при проведении проверки выполнения законодательства РФ при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в МУП «УК Водоканал».

Административный регламент также предусматривает основания проведения проверок, виды проверок (плановые и внеплановые), пунктом 18 Регламента предусмотрено, что основанием для проведения проверки является распоряжение, в соответствии с п. 18.4, 18.5 Регламента копия распоряжения о проведении органом наркоконтроля внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, проводимой в случае, предусмотренном пунктом 14.8 административного регламента, направляется в адрес юридического лица не позднее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения. Согласно п. 18.6 Регламента в случае, если в результате деятельности юридического лица причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. Предусмотрено, что проверка заканчивается составлением акта (п. 21 Регламента составление акта проверки и ознакомление с его содержанием руководителя (уполномоченного представителя) юридического лица. В соответствии с п. 21.7 Регламента один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ №294-ФЗ 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к грубым нарушениям, допущенным при проведении проверки, относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе, частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона; частью 1 статьи 14 настоящего ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); 6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Согласно ч. 1 ст. 20 указанного ФЗ № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Из предоставленных материалов не усматривается, что при проведении проверки издавалось распоряжение органа, проводившего проверку, не составлялся акт о проведении проверки, и не предоставлялся для подписи руководителю предприятия и данные обстоятельства подтвердил представитель наркоконтроля.

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, проверка была проведена с грубым нарушением установленных Законом требований, поэтому результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к вопросам организации и проведения проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований, а поскольку последующие документы были составлены на основании документов, полученных с нарушением установленных законодательством норм, поэтому данные доказательства не могут быть признаны судом полученными в установленном законом порядке.

Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения не доказана, соответственно в действиях МУП «УК «Водоканал» отсутствует состав административного правонарушения, поэтому производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КОАП РФ, согласно которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 24. 5, 29.10 КоАП РФ, судья

Постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Водоканал» по ст. 6.16 КоАП РФ прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление судьи может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд.

Судья Т.И. Муковкина