по делу об административном правонарушении с. Б-Сорокино 05 мая 2012 г. Судья Сорокинского районного суда Тюменской области Хайрутдинов Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акжановой Галины Витальевны на постановление по делу об административном правонарушении, которым она привлечена к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: 29 марта 2012 г. дознаватель отделения надзорной деятельности по Сорокинскому муниципальному району Межрайонного отдела надзорной деятельности № 4 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тюменской области Знаменщикова Н.Н. составила в отношении Акжановой Г.В. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, – нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. 30 марта 2012 г. дознаватель Знаменщикова Н.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Акжановой Г.В., вынесла постановление о наложении на нее за совершение предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ правонарушения наказания в виде штрафа в размере 1 000 рублей. В описательной части постановления указано, что 29 марта 2012 г. в д. Рядовичи, Сорокинского района, Тюменской области Акжанова Г.В. допустила хранение сена на расстоянии менее 50 метров от хозяйственных построек, чем нарушила пункт 537 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03 (утверждены Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г.). Акжанова Г.В. подала в районный суд жалобу, в которой просит отменить вынесенное в отношении нее постановление по делу об административном правонарушении, указывая, что дело сотрудником пожарного надзора безосновательно было рассмотрено в ее отсутствие. В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Акжанова Г.В. поддержала свою жалобу, пояснив следующее. 29 марта 2012 г. сотрудник пожарного надзора Знаменщикова Н.Н. при проверке ее домовладения указала, что сено сложено на расстоянии менее 50 м от хозяйственных построек, что является нарушением пожарных правил. При этом Знаменщикова Н.Н. сказала, что на первый раз она ограничится вынесением предписания об устранении выявленного нарушения и штраф налагать не будет. После этого Знаменщикова Н.Н. попросила ее, Акжанову Г.В., расписаться в незаполненном бланке административного протокола. Поверив Знаменщиковой Н.Н., она расписалась в «чистом» протоколе. Неправильно складированное сено вскоре было полностью скормлено скоту. Однако спустя несколько дней, она, Акжанова Г.В., по почте получила копию вынесенного Знаменщиковой Н.Н. постановления о назначении ей наказания по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Данное постановление она считает незаконным, так как не была извещена о месте и времени административного разбирательства, соответственно, не присутствовала при рассмотрения дела сотрудником пожарного надзора и не имела возможности принять меры по своей защите. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд считает, что вынесенное в отношении Акжановой Г.В. постановление о привлечении ее к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 28.3 ч. 2 п. 42 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, частью 1 статьи 19.4, частями 12 - 14 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), частями 1 и 2 статьи 19.19 настоящего Кодекса. Кроме этого, согласно ст. 28.3 ч. 1 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии со ст. 23.34 частями 1 и 2 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 настоящего Кодекса и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители; государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору. Согласно «Перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (утвержден приказом МЧС РФ № 68 от 06.02.2006 г.), главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители, государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.16, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, частью 1 статьи 14.34, статьями 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 12 - 14 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.13, частями 1 и 2 статьи 19.19, статьями 19.20, 19.26, 20.4, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с приказом МЧС от 27 января 2011 г. № 18 «Об утверждении перечня должностных лиц министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», дознаватели территориальных подразделений надзорной деятельности в пределах компетенции вправе, в частности, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7 КоАП РФ. Из приведенных норм федерального законодательства следует вывод, что дознаватели органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, не наделены правом составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно копии приказа начальника Главного управления МЧС России по Тюменской области № 125-нс от 05 июля 2011 г. Знаменщикова Н.Н. была назначена на должность дознавателя отделения надзорной деятельности по Сорокинскому муниципальному району Межрайонного отдела надзорной деятельности № 4 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тюменской области. Таким образом, дознаватель Знаменщикова Н.Н., не являлась должностным лицом, уполномоченным от имени осуществляющего государственный пожарный надзор органа, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ. С учетом вышеприведенного следует также отметить, что в составленных в отношении Акжановой Г.В. протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, дознаватель Знаменщикова Н.Н. необоснованно указала свое должностное положение, как «государственный инспектор по пожарному надзору». При нарушении установленной процедуры составления протокола в силу ст. 26.2 ч. 3 КоАП РФ он не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым. В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ ч. 1 п. 3 по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. С учетом того обстоятельства, что досудебное производство по делу в отношении Акжановой Г.В. было осуществлено лицом, не имеющим на это права (дознавателем Знаменщиковой Н.Н.), все собранные по данному делу доказательства являются недопустимыми, а вынесенное в результате рассмотрения дела постановление – незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст.30.7, ст. 30.8, КоАП РФ, Р Е Ш И Л : 1. Постановление дознавателя отделения надзорной деятельности по Сорокинскому муниципальному району Межрайонного отдела надзорной деятельности № 4 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тюменской области Знаменщиковой Н.Н. от 30 марта 2012 г., которым Акжанова Галина Витальевна привлечена к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей, – отменить на основании ст. 30. 7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ. 2. Производство по делу об административном правонарушении – прекратить. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения путем подачи жалобы в Сорокинский районный суд. Судья Г.М.Хайрутдинов Верно Судья