Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Сорочинск 11 августа 2010 года Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р. с участием истца Мещериной Р.В. представителя ответчика главы муниципального образования Михайловский первый сельсовет Сорочинского района Оренбургской области Репкина А.Н. при секретаре Свотиной О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мещериной Раисы Васильевны к администрации муниципального образования Михайловский первый сельсовет Сорочинского района Оренбургской области об установлении стажа муниципальной службы и выплате единовременного пособия УСТАНОВИЛ: Мещерина Р.В. обратилась в Сорочинский районный суд Оренбургской области с указанным иском, указав, что с 1985 года она работала главным бухгалтером администрации Михайловского первого сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, а в период с 10 января 2006 года по 03 августа 2009 года – специалистом бухгалтером. По роду своей деятельности она осуществляла функции муниципального служащего, в связи с чем считает, что в соответствии с Законом Оренбургской области от 10 октября 2007 года «О муниципальной службе в Оренбургской области» она имеет право на зачет в стаж муниципальной службы период работы в администрации муниципального образования Михайловский первый сельсовет Сорочинского района Оренбургской области. Все её обращения в администрацию муниципального образования Михайловский первый сельсовет Сорочинского района Оренбургской области о зачете периода работы в муниципальный стаж были оставлены без удовлетворения. Считает, что ст. 2 Закона Оренбургской области «О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области» закрепляет за ней право на включение периода работы с 04 января 1977 года по 01 ноября 2006 года в стаж муниципальной службы, и в связи с этим просит признать за ней право на зачет в стаж муниципальной службы указанного периода работы в администрации муниципального образования Михайловский первый сельсовет Сорочинского района Оренбургской области. В судебном заседании истец Мещерина Р.В. исковые требования уточнила, просила включить в стаж муниципальной службы периоды ее работы в администрации сельсовета с 21 ноября 1985 года по 25 июля 1988 года, с 01.09.1989 года по 03 августа 2009 года, и обязать ответчика назначить и выплатить ей единовременное пособие при увольнении на пенсию. Дополнительно пояснила суду, что в период с 25 июля 1985 года по 01 сентября 1989 года она в администрации не работала. Все остальное время до выхода на пенсию она работала бухгалтером в Михайловском первом сельсовете. Все записи в ее трудовой книжке связаны с переименованием сельсовета, никогда работу она не меняла. В сельсовете работало всегда 3 человека: председатель исполкома (впоследствии глава сельсовета), бухгалтер и специалист. Она выполняла работу бухгалтера, обслуживая администрацию сельсовета, образовательные учреждения, при этом разрабатывала бюджеты организацией, составляла отчеты об их исполнении, составляла отчеты в органы статистики, налоговые органы, начисляла заработную плату, перечисляла налоги, платежи по договорам и т.д. Выполняла и другие поручения главы сельсовета. Другого бухгалтера в администрации сельсовета не было. Когда ее принимали на работу, даже речи не было о том, что она зачислена в централизованную бухгалетрию. Считает, что штатные расписания на нее составлялись отдельно финансовым отделом администрации Сорочинского района с целью уменьшения затрат на управленческие расходы, поскольку на образование денег выделялось больше, поэтому их относили к централизованной бухгалтерии отдела образования. В действительности никакой централизованной бухгалтерии не было, она всегда работала в сельсовете. Когда она увольнялась на пенсию, ей было отказано в выплате единовременного пособия по той причине, что период работы в централизованной бухгалтерии не включен в муниципальный стаж. Просила иск удовлетворить. Представитель ответчика Репкин А.Н. согласен с тем, что указанные истцом периоды необходимо зачесть в стаж муниципальной службы. Он сам работает в администрации сельсовета с 1978 года, те периоды, что истец указала в исковом заявлении, она действительно работала бухгалтером сельсовета, других бухгалтеров в период ее работы не было. Выполняла все перечисленные ею виды работ. Решения о создании централизованной бухгалтерии при администрации сельсовета никогда не принималось. При отказе в выплате пособия они основывались на разъяснении начальника отдела учета и подготовки кадров аппарата губернатора и правительства Оренбургской области, согласно которому работа в централизованной бухгалтерии относится к техническому обеспечению функционирования органов власти, поэтому не включается в муниципальный стаж. Своей комиссии по подсчету стажа муниципальной службы в администрации Михайловского первого сельсовета нет. Указал, что сельсовет дотационный, поэтому нет возможности выплатить единовременное пособие. По требованию о включении в муниципальный стаж периодов работы возражений нет. Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 1 Закон Оренбургской области от 12 сентября 2000 г. № 660/185-ОЗ «О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области» стаж государственной гражданской (муниципальной) службы - это трудовой стаж, представляющий собой суммарную (общую) продолжительность работы в государственных органах и на должностях в органах местного самоуправления, а также иных периодов деятельности, периодов времени, определенных указанным Законом. Статья 2 данного Закона закрепляет периоды государственной гражданской (муниципальной) службы (работы), учитываемые при исчислении стажа государственной гражданской (муниципальной) службы. Как следует из трудовой книжки Мещериной Раисы Васильевны с 21 ноября 1985 года по 25 июля 1988 года бухгалтером Михайловского первого сельсовета; с 01.09.1989 года по 20.02.1992 года бухгалтером Михайловского первого сельсовета; с 20.02.1992 года по 20.12.2000 года главным бухгалтером администрации Михайловского первого сельсовета; с 20.12.2000 года по 10.01.2006 года главным бухгалтером администрации Михайловского первого сельсовета - территориального органа управления администрации Сорочинского района; с 10.01.2006 года по 03.08.2009 года специалистом-бухгалтером 2 категории в администрации муниципального образования Михайловский первый сельсовет Сорочинского района Оренбургской области. Уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Ответчиком отказано в выплате пособия по тому основанию, что должности бухгалтеров сельсоветов начали относиться к муниципальным должностям только с 2006 года. Аналогичного содержания ответ дан истцу первым заместителем руководителя аппарата губернатора и правительства Оренбургской области Мартыновым А.П.. Дополнительно указано, что должность бухгалтера включается в муниципальный стаж в том случае, если она была в штате администрации сельского совета, а не в централизованной бухгалтерии, это указано в п. 3 разъяснения Министерства труда РФ от 30.12.1993 года № 17. Оценивая законность отказа включить в муниципальный стаж работу в указанные периоды работы, суд исходит из следующего. Ссылку на разъяснение Министерства труда РФ от 30.12.1993 года № 17 о том, что период работы в централизованной бухгалтерии не должен включаться в муниципальный стаж, так как он относится к технической работе, суд признает необоснованной. Указанное разъяснение было признано утратившим силу постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 04.11.1999 года № 43. В соответствии с Положением «О централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов» (утв. постановлением Советом Министров РСФСР от 14 января 1971 г. № 34) централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организовывались для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств. Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организовывались соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Представитель ответчика в судебном заседании не представил доказательств образования в вышеуказанном порядке централизованной бухгалтерии при исполкоме Михайловского первого сельсовета, более того, сам пояснил, что такого решения не принималось. Кроме того, из представленных копий распоряжений Михайловского первого сельсовета № 45 от 21.11.1985 года и № 30 от 01.09.1989 года следует, что Мещерина Р.В. принята на должность бухгалтера сельсовета. Указаний на то, что местом работы является централизованная бухгалтерия, в вышеуказанных распоряжениях нет. Распоряжений о переводе в централизованную бухгалтерию также не издавалось. Согласно справке № 47 от 28.04.2010 года, выданной главой администрации Михайловского первого сельсовета Репкиным А.Н. Мещерина Р.В. значится в штате администрации сельсовета с 1985 года по 09.01.2006 года как главный бухгалтер, с 10.01.2006 года по 03.08.2009 года как специалист-бухгалтер. Из ответа начальника финансового отдела администрации Сорочинского района Отрубянникова А.В. № 105 от 05.05.2010 года следует, что в связи с принятием 10.06.1996 года распоряжения администрации Оренбургской области № 46 «О должностных окладах и других условиях оплаты труда работников централизованных бухгалтерий» бухгалтеры сельских администраций относились к централизованным бухгалтериям. В подтверждение приложены копии штатных расписаний на бухгалтеров централизованных бухгалтерий Оценивая данные доказательства, суд приходит к выводу о том, что централизованные бухгалтерии при сельских администрациях не образовывались, доказательств тому не представлено. Издание распоряжения об оплате труда работников централизованных бухгалтерий без принятия решения об образовании таких бухгалтерий, оформления переводов работников в эти бухгалтерии не может считаться подтверждением изменения статуса работников, принятых бухгалтерами в администрации сельсоветов. Суд считает в данном случае обоснованной позицию истца о том, что данная схема была предпринята исключительно с целью снижения расходов на управление. По этой причине суд не принимает в качестве доказательства работы истца в централизованной бухгалтерии копии штатных расписаний на главного бухгалтера, поскольку они никакими другими доказательствами (приказы о переводах, распоряжения об образовании централизованной бухгалтерии) не подтверждены. Также суд учитывает, что, работая в указанной должности, Мещерина Р.В. получала заработную плату по одной расчетно-платежной ведомости со всеми работниками исполкома (администрации) Михайловского первого сельсовета, что подтверждается представленными копиями ведомостей. По ведомости финансового отдела администрации Сорочинского района истец зарплату никогда не получала. Таким образом, доводы о том, что истец Мещерина Р.В. являлась работником централизованной бухгалтерии, суд считает недоказанным. Кроме этого, сравнивая должностные обязанности Мещериной Р.В., предусмотренные для специалистов-бухгалтеров в настоящее время с функциями, выполняемыми ею как бухгалтером в период с 1985 года, суд приходит к выводу об их идентичности. Так, свидетель ФИО6 показала суду, что знает истца по работе, так как с 1973 года работала бухгалтером Троицкого сельсовета. Они регулярно встречались с истцом на сдаче различных отчетов, общались. В этот период и она, и истец Мещерина Р.В., как все бухгалтеры сельских администраций, выполняли ту же самую работу, что и сейчас, а именно: составляли бюджеты администрации, библиотек, школ, домов культуры; контролировали расходование бюджетных средств, составляли ежемесячные отчеты; начисляли заработную плату работникам администрации; представляли налоговые декларации и отчеты во внебюджетные фонды, проводили инвентаризации. Свидетель ФИО7 дала суду аналогичные показания. Эти показания подтверждаются и представленными письменными доказательствами, в частности актом проверки правильности выплат ежемесячных пособий, справкой о проверке КРО Сорочинского отделения Федерального казначейства; копией бюджета Михайловского первого сельсовета на 1994 год, отчета об исполнении бюджета за 4 квартал 1994 год, которые от имени бухгалтера подписаны истцом Мещериной Р.В. Представитель ответчика данный факт не отрицал. Проанализировав все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Мещерина Р.В. являлась работником Михайловского первого сельсовета, а затем администрации Михайловского первого сельсовета. Это подтверждается пояснениями сторон, показаниями свидетелей, справкой о штатной принадлежности, расчетно-платежными ведомостями. В соответствии с п. 18 ст. 2 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2000 г. N 660/185-ОЗ «О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области», при исчислении стажа государственной гражданской (муниципальной) службы засчитываются периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе: б) Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах. Учитывая, что период с 21 ноября 1985 года по 31 декабря 1991 года Мещерина Р.В. работала в Михайловском первом сельсовете, данный период должен быть включен в стаж муниципальной службы. Период с 01 января 1992 года по 09.01.2006 года на основании подпунктов «з, к» п. 15 ст. 2 указанного Закона Оренбургской области также должен быть включен в стаж муниципальной службы, поскольку Мещерина Р.В. работала в местном государственном органе – сельском Совете народных депутатов, а затем – в органе местного самоуправления – администрации сельсовета. Что касается периода работы с 10.01.2006 года по дату увольнения, то указанный период работы истца на основании п. 13 ст. 2 Закона Оренбургской области Закона Оренбургской области от 12 сентября 2000 г. N 660/185-ОЗ «О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области» подлежат включению в стаж муниципальной службы, так как в данный период времени она занимала муниципальную должность муниципальной службы. Представитель ответчика Репкин А.П. не возражал против включения указанных периодов в стаж муниципальной службы. Таким образом, иск Мещериной Р.В. в части включения периодов работы в стаж муниципальной службы подлежит удовлетворению в полном объеме. Поскольку истцу установлен стаж муниципальной службы в размере 22 года 07 месяцев 08 дней, то на основании подп. 4 п. 2 ст. 13 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года № 1611/339-IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области» она имеет право на выплату единовременного пособия при увольнении на пенсию по достижении возраста, дающего право на назначение пенсии по старости на общих основаниях, следовательно, и в этой части иск подлежит удовлетворению. РЕШИЛ: Иск Мещериной Раисы Васильевны удовлетворить. Зачесть Мещериной Раисе Васильевне в стаж муниципальной службы периоды работы: - с 21 ноября 1985 года по 25 июля 1988 года бухгалтером Михайловского первого сельсовета; - с 01.09.1989 года по 20.02.1992 года бухгалтером Михайловского первого сельсовета; - с 20.02.1992 года по 20.12.2000 года главным бухгалтером администрации Михайловского первого сельсовета; - с 20.12.2000 года по 10.01.2006 года главным бухгалтером администрации Михайловского первого сельсовета - территориального органа управления администрации Сорочинского района; - с 10.01.2006 года по 03.08.2009 года специалистом-бухгалтером 2 категории в администрации муниципального образования Михайловский первый сельсовет Сорочинского района Оренбургской области. Обязать администрацию муниципального образования Михайловский первый сельсовет Сорочинского района Оренбургской области выплатить Мещериной Раисе Васильевне единовременное пособие при увольнении на пенсию в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 13 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года № 1611/339-IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области» с учетом установленного настоящим решением стажа муниципальной службы. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 16.08.2010 года. Судья: Р.Р. Кучаев