Решение по делу о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2010 года г. Сорочинск

     Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Фединой Е.В., при секретаре Канайкиной О.А., с участием истца Васильевой О.Д., представителя ответчика Стрепковой О.В., действующей по доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Ольги Дмитриевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в  г.Сорочинске о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л :

     Васильева О.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в  г.Сорочинске об оспаривании решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в  г.Сорочинске № 70 от 02.03.2010 г., которым из специального стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, исключены периоды её работы : с 07.08.1985 года по 31.08.1987 г. в качестве старшей пионервожатой Гамалеевской вспомогательной школы Сорочинского района и с 12.11.1987 г. по 02.12.1988 г., с 15.05.1992 г. по 21.09.1992 года периоды отпусков по уходу за детьми более 1,5 лет ( в качестве воспитателя Гамалеевской вспомогательной школы Сорочинского района).

     В судебном заседании Васильева О.Д. пояснила, что с с 07.08.1985 года по 31.08.1987 года она работала в качестве старшей пионервожатой Гамалеевской вспомогательной школы Сорочинского района. Считает, что данный период должен быть зачтен в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной пенсии, т.к. должность пионервожатой засчитывалась в стаж работы по специальности на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Также считает, что в специальный стаж долны быть включены периоды отпусков по уходу за детьми старше 1, 5 лет.

     Представитель ответчика – Стрепкова О.В., исковые требования не признала, т.к. должность старшей пионервожатой не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года. Для определения права на досрочную трудовую пенсию применяется Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, а периоды работы в качестве штатных пионервожатых могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа ( 16 лет), требуемого для назначения пенсии в соотвествии с Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию по выслуге лет. Лица, работавшие в качестве штатных пионервожатых, обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не могут расчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Оснований для распространения условий, предусмотренных вышеуказанным постановлением, применительно к последующим правовым актам ( спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления 01.10.1993 г. Отпуск по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет по своей правовой природе относится к отпускам без сохранения заработной платы, включение которых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не предусмотрено ни ранее действовавшим, ни действующим в настоящее время законодательством.

       Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.

      Согласно решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в  г.Сорочинске № 70 от 02.03.2010 г. Васильевой О.Д. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсуствием у неё стажа ( 25 лет) необходимого для назначения данной пенсии.

      Ответчиком признано и не оспаривается наличие у Васильевой О.Д. 21 года 09 мес. 24 дней – стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости.

      При расмотрении дела установлено, что истица с с 07.08.1985 года по 31.08.1987 года работала в  качестве старшей пионервожатой Гамалеевской вспомогательной школы Сорочинского района ( что подтверждается записями в трудовой книжке и ответчиком не оспаривается).

      В соотвествии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

      Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

     Оценку пенсионных прав Васильевой О.Д. необходимо проводить в соотвествии с законодательством, действовавшим в спорный период.

     Положения ст. 6 ( части 2), статьи 15 ( части 4), статьи 17 ( части 1), статей 18 и 19 и статьи 55 ( части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соотвествующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего закондательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

     Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введение нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

      В периоды работы Васильевой О.Д. с 07.08.1985 года по 31.08.1987 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соотвествии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

     Таким образом, Васильева О.Д. имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о её праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать её законно возникшее право.

     Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

                Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. Как установлено пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 время работы, указанной в п. 1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Исходя из изложенного, истцом должно выработано не менее 2/3 стажа, то есть не менее 16 лет 8 месяцев, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Как следует из решения ответчика № 70 от 02.03.2010 года, истцом выработан педагогический стаж 21 год 09 мес. 24 дня, что более 16 лет 8 месяцев.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не предусмотрено включение в специальный трудовой педагогический и медицинский стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, свыше полутора лет, до трех лет.

Однако действующие в спорный период положения ст. 165 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) предусматривали предоставление женщинам отпуска по беременности и родам, а также предоставление женщине по ее заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком согласно части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

 Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года “О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей” в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, который предоставлялся с сохранением непрерывного трудового стажа по специальности.

06 июля 1982 года постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года и дополнительного отпуска до 1,5 лет». В соответствии с указанным Разъяснением время частично оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

22 августа 1989 года было издано Постановление Совета Министров № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Указанным постановлением было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 1 декабря 1989 года, по остальным регионам с 1 июля 1990 года, а также об увеличении повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

 Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23\24-11 “О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет”, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375\24-11, предусмотрено, что указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 года. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и до трех лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

На основании изложенного положения законодательства, действующего в спорный период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и до трех лет, предусматривали включение указанного периода в специальный стаж.

Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 “О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР” в ст. 167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, согласно которых отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Таким образом, Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 “О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР” в статью 167 КЗоТ РСФСР внесено изменение, исключающее возможность зачета в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Эти периоды могут засчитываться в специальный стаж для исчисления льготной пенсии до 06 октября 1992 года (то есть до момента вступления в действие указанного Закона).

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истца в отпуске по уходу ребенком до трех лет подлежит включению в специальный стаж независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании приведенных норм права суд при рассмотрении дела о включении в специальный педагогический стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Васильевой О.Д.

        Таким образом суд приходит к выводу, что решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в  г.Сорочинске № 70 от 02.03.2010 г. необоснованно отказано Васильевой О.Д. в назначении пенсии, так как установлено, что Васильева О.Д. имеет стаж, дающий ей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости более 25 лет.

     Так как право на получение пенсии возникает с момента обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии, то пенсия Васильевой О.Д. должна быть назначена и выплачиваться с 02.02.2010 года, с момента обращения истца с заявлением в Пенсионный фонд.

      Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Признать решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в  г.Сорочинске № 70 от 02.03.2010 г., не соответствующим законодательству РФ.

      Включить в трудовой стаж Васильевой Ольги Дмитриевны, дающий право на выплату досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды с 07.08.1985 г. по 31.08.1987 г., с 12.11.1987 г. по 02.12.1988 г., с 15.05.1992 г. по 21.09.1992 г.  ; обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Сорочинске Оренбургской области назначить и выплачивать Васильевой Ольге Дмитриевне досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за указанной пенсией, то есть со 02.02.2010 года.

     Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                                                         Е.В. Федина