Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июня 2010 года г. Сорочинск Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе судьи Фединой Е.В., при секретаре Канайкиной О.А., с участием старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Адельшиной А.Д., представителя администрации МО г. Сорочинск – Зверева А.А., действующего на основании доверенности, представителя администрации МО Сорочинский район – Гущиной О.А., действующей по доверенности, представителя МУЗ «Сорочинская ЦРБ» - Андриановой Н.М., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора к Муниципальному учреждению здравоохранения «Сорочинская центральная районная больница», администрации Муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области, администрации Муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области об обязании устранить нарушения действующего законодательства в части бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами, У С Т А Н О В И Л : Сорочинский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов малолетних и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУЗ «Сорочинская ЦРБ», администрации муниципального образования г. Сорочинск, администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области об обязании устранить нарушения действующего законодательства в части бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания. В обоснование иска указал, что Сорочинской межрайонной прокуратурой в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» проведена проверка в сфере соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья детей в деятельности МУЗ «Сорочинская ЦРБ». В ходе проведения проверки установлено, что на территории г. Сорочинска и Сорочинского района молочными продуктами детского питания дети первого-второго года жизни обеспечиваются не полном объеме. В нарушение Постановления Правительства Российской Федерации № 1005 от 13.08.1997 г., Распоряжения главы администрации Оренбургской области № 73-р от 26-01.1998 г. дети первого-второго года жизни обеспечиваются только молоком. Не обеспечение бесплатными молочными продуктами детей первого-второго года жизни из семей со среднедушевым доходом равным или ниже прожиточного минимума влечет нарушение прав детей на охрану и укрепление здоровья. К вопросам местного значения как городского округа, так и муниципального района согласно Уставов муниципального образования г. Сорочинск, муниципального образования Сорочинский район относится организация и осуществление мероприятий по работе и детьми и молодежью. В соответствии с Уставом МУЗ «Сорочинская ЦРБ» предметом деятельности учреждения является разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения г. Сорочинска и Сорочинского района, снижение заболеваемости, инвалидности, больничной летальности, детской и общей смертности состояния здоровья подростков. Финансирование МУЗ «Сорочинская ЦРБ» осуществляется из бюджетных средств муниципального образования г. Сорочинск и муниципального образования Сорочинский район, средств направляемых вышестоящими органами управления здравоохранения и органами местной власти на основе утвержденных нормативов и целевых программ здравоохранения. Просит обязать администрацию муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области, муниципальное образование Сорочинский район Оренбургской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 1005 от 13.08.1997 г. «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания», Распоряжения главы администрации Оренбургской области № 73-р от 26.01.1998 г. «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания» путем обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствие прожиточному минимуму, установленному на территории Оренбургской области, а именно: - сухими молочными смесями ( адаптированными, сухими кашами), - жидкими и пастообразными молочными продуктами ( кефиром, молоком, творогом) на основании списка детей, утвержденного главным врачом МУЗ «Сорочинская ЦРБ». Обязать МУЗ «Сорочинская ЦРБ» устранить нарушения Постановления Правительства Российской Федерации № 1005 от 13.08.1997 г. «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания», Распоряжения главы администрации Оренбургской области № 73-р от 26.01.1998 г. «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания» путем: - составления и утверждения списка детей первого-второго года жизни из семей со среднедушевым доходом, равным или ниже прожиточного минимума, установленного на территории Оренбургской области; - уточнения не реже одного раза в шесть месяцев списка детей первого-второго года жизни из семей со среднедушевым доходом, равным или ниже прожиточного минимума, установленного на территории Оренбургской области; - составления и представления для утверждения сметы денежных средств необходимых для обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания. В судебном заседании старший помощник Сорочинского межрайонного прокурора Адельшина А.Д. исковые требования полностью поддержала на основаниях, указанных выше. Представитель администрации г. Сорочинска – Зверев А.А., действующий по доверенности от 12.01.2010 г., исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора не признал. Пояснив, что в соответствии с п. 24 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей ( в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данным органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации ( за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно ст. 23 ч. 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, расходы по обеспечению питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации, и осуществляется в установленном ими порядке. Данная позиция отражена в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.09.2005 г. № 15/311-04. Согласно п. 3 Распоряжения главы администрации Оренбургской области от 26.01.1998 г. № 73-р « Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания», главам муниципальных образований установлены рекомендации, а не обязанность в части организации обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания. В рамках исполнения данных рекомендаций решением Сорочинского городского совета от 27.02.2008 г. № 3 утверждена городская целевая программа «Дети Сорочинска» на 2008-2010 годы, пунктом 10 раздела 2 которой предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению детей первых 2-х лет жизни из малообеспеченных семей цельным молоком. На реализацию данных мероприятий по состоянию на 01.06.2010 года из средств бюджета администрации г. Сорочинска выделено 303 432 руб. Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2006 г. № 15-3/691- 04 указаны рекомендуемые наборы продуктов питания с указанием ссылки на финансовую возможность по их использованию. Кроме того, согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Финансовые обстоятельства, возникающие в связи с решение вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов за исключением субвенций, предоставляемым местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации ( статья 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).Финансовые возможности муниципального образования г. Сорочинск не соразмерны требованиям Сорочинского межрайонного прокурора, в связи с чем отсутствует возможность их реализации. Представитель администрации Сорочинского района Оренбургской области Гущина О.А., действующая по доверенности, иск не признала. Пояснив, что Постановлением Правительства РФ № 1005 от 13.08.1997 года постановлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствие прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта РФ. Распоряжением Главы администрации Оренбургской области № 73-р от 26.01.1998 года во исполнение вышеуказанного постановления рекомендовано главам муниципальных образований организовать обеспечение детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствие прожиточному минимуму, установленному на территории РФ, т.е. данное распоряжение носит рекомендательный, а не обязательный характер. В связи с тем, что бюджет МО Сорочинский район на 2010 год принят и является дотационным, муниципальному образованию Сорочинский район обеспечить исполнение Распоряжения Главы администрации Оренбургской области № 73-р от 26.01.1998 г. не представляется возможным. При рассмотрении бюджета МО Сорочинский район на 2011 год на Совет Депутатов Сорочинского района будет вынесен вопрос о возможности выделения финансовых средств на бесплатное обеспечение детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания. Представитель МУЗ «Сорочинская ЦРБ» Андрианова Н.М., действующая по доверенности от 04.05.2010 года, пояснила, что в настоящее время по Сорочинскому району 99 детей нуждаются в обеспечении специальными молочными продуктами. Считает, что молоко это не тот продукт, который необходим детям. У них имеются дети, которым по медицинским показаниям противопоказано грудное молоко, необходимы сухие адаптированное смеси. По муниципальному образованию г. Сорочинск МУЗ «Сорочинская ЦРБ» всегда составляла списки детей, и сметы. По муниципальному образованию Сорочинский район списки и сметы не составлялись, так как Сорочинский район не выделял денежных средств для этих целей. В настоящее время они составили списки и сметы и по району и по городу. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу. В целях усиления адресности социальной поддержки семей, имеющих детей первого-второго года жизни, и упорядочения бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1005 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными продуктами детского питания» было постановлено: Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта Российской Федерации. Во исполнение вышеуказанного Постановления, а также в целях усиления адресности социальной поддержки семей, имеющих детей первого-второго года жизни было издано Распоряжение от 26 января 1998 г. № 73-р «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания», которым рекомендовано главам муниципальных образований организовать обеспечение детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющих детей, и его соответствие прожиточному минимуму, установленному на территории Оренбургской области. Приложением к данному распоряжению является инструкция о порядке бесплатного обеспечения специальными молочными продуктами детского питания детей первого-второго года жизни. В исковом заявлении Сорочинский межрайонный прокурор просит обязать ответчиков устранить нарушения Постановления Правительства Российской Федерации № 1005 от 13.08.1997 г. «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания», Распоряжения главы администрации Оренбургской области № 73-р от 26.01.1998 г. «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания». В силу п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации находится защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. В соответствии с п. 24 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей ( в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации ( за исключением субвенций из Федерального бюджета). Согласно ст. 23 части 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, расходы по обеспечению питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации, и осуществляется в установленном ими порядке. В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2009 года № 653-п «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год» муниципальный бюджет является источником финансирования обеспечения детей 1 и 2 года жизни из малообеспеченных семей специальными молочными смесями и продуктами питания в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На территории муниципального образования г. Сорочинск решением Сорочинского городского совета от 27.02.2008 г. № 3 утверждена городская целевая программа «Дети Сорочинска» на 2008-2010 годы, пунктом 10 раздела 2 которой предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению детей первых 2-х лет жизни из малообеспеченных семей цельным молоком. На реализацию данных мероприятий по состоянию на 01.06.2010 года из средств бюджета администрации г. Сорочинска выделено 303 432 руб. На территории муниципального образования Сорочинский район какой-либо нормативный правовой акт по данному вопросу отсутствует. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1005 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания» органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям здравоохранения не вменяется какая-либо обязанность. Распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 26 января 1998 года № 73-р «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания» органам местного самоуправления и медицинским учреждениям не вменяется в обязанность организация обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания. Данное Распоряжение носит рекомендательный, а не императивный характер. Инструкция о порядке обеспечения специальными молочными продуктами детского питания детей первого-второго года жизни является приложением к распоряжению Главы администрации Оренбургской области от 26 января 1998 года № 73-р, следовательно, она также носит рекомендательный характер. Из чего суд делает вывод об отсутствии об отсутствии со стороны ответчиков нарушений Постановления Правительства Российской Федерации № 1005 от 13.08.1997 г. «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания», Распоряжения главы администрации Оренбургской области № 73-р от 26.01.1998 г. «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания», и необоснованности иска Сорочинского межрайонного прокурора. руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Сорочинскому межрайонному прокурору в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2010 года. Судья: Е.В. Федина