РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 сентября 2010 года г. Сорочинск Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе судьи Каменцовой Н.В., с участием заместителя Сорочинского межрайонного прокурора Рябова В.В., при секретаре Соколовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сорочинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области УСТАНОВИЛ: Сорочинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС), установлено, что на территории МО Покровский сельсовет Сорочинского района расположены гидротехнические сооружения: - плотина (пруд на ручье Ключик), имеющая следующие характеристики и местонахождения: Покровский сельсовет, в 1 км. южнее с.Покровка, объем – 70 т.м. куб, напор 2 м., высота плотины 5 м.; - плотина (пруд на р.Сорочка), имеющая следующие характеристики и место нахождения: Покровский сельсовет, в 3 км. восточнее с.Покровка, объем – 280 т.м. куб, напор 5 м, высота плотины 10 м); Данные плотины собственника не имеют, отсутствуют документы, подтверждающие их балансовую принадлежность кому-либо. Права на ГТС в установленном порядке не оформлялись. Данные ГТС являются безхозяйным. В связи с этим требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Покровского сельсовета Сорочинского района не соблюдается, отсутствует возможность оценить безопасность данных ГТС, а так же оценить уровень воздействия, оказываемого данным водным объектом, на окружающую среду, его защищенность от аварий и чрезвычайных ситуаций. Согласно нормам, закрепленным в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» а так же в Уставе МО Покровский сельсовет Сорочинского района, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения на территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Гражданское законодательство предусматривает порядок возникновения права муниципальной собственности на безхозяйное недвижимое имущество, а именно такое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, а по истечении года со дня постановки на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с содержанием и оборудованием гидротехнических сооружений: - плотины (пруда на ручье Ключик), расположенной на территории Покровского сельсовета Сорочинского района в 1 км. южнее с.Покровка Сорочинского района; - плотины (пруда на р.Сорочка), расположенной на территории Покровского сельсовета Сорочинского района в 3 км. восточнее с.Покровка Сорочинского района. Признать незаконным бездействие администрации МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, выразившемся в непринятии мер по регистрации права на недвижимое имущество по вышеуказанным ГТС. Обязать администрацию МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области устранить в полном объеме допущенные нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на них. В судебном заседании заместитель Сорочинского межрайонного прокурора Рябов В.В. требования уточнил, просил кроме указанных в исковом заявлении требований, еще обязать администрацию МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области после регистрации прав на ГТС, в дальнейшем обратиться – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на них. Уточненные требования просил удовлетворить в полном объеме. Представитель администрации МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ, дело было рассмотрено в его отсутствие. Выслушав заместителя Сорочинского межрайонного прокурора Рябова В.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3, 8, 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, обязанности по обеспечению безопасности ГТС лежат на собственнике, в обязанности которого, в силу ст. 9 упомянутого Закона, входит обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (прудов) при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, обеспечивать мониторинг за показателями ГТС; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за безопасностью гидротехнического сооружения (пруда); создавать материальные и финансовые резервы, предназначенные для ликвидации аварии на гидротехнических сооружениях и иные. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения. В соответствии со ст.15 вышеуказанного Федерального закона, риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. В соответствии с п.п. 8, 23, 26 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относят участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В силу ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ вещь, не имеющая собственника, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет, орган уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В судебном заседании установлено, что вышеуказанные ГТС собственника не имеют, это подтверждается справкой по результатам проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения органами местного самоуправления безопасности гидротехнических сооружений. В связи с отсутствием собственника, вышеуказанные требования действующего законодательства на гидротехнических сооружениях, расположенных на территории МО Покровский сельский совет, не соблюдаются, в результате чего невозможно оценить безопасность ГТС, а также оценить уровень воздействия, оказываемого данными водными объектами на окружающую среду, их защищенность от аварийной и чрезвычайной ситуаций. Бесхозяйность вышеуказанных ГТС свидетельствует о неисполнении администрацией МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области требований закона, то есть о бездействии. Таким образом, иск Сорочинского межрайонного прокурора обоснован и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с содержанием и оборудованием гидротехнических сооружений: - плотины (пруда на ручье Ключик), расположенной на территории Покровского сельсовета Сорочинского района в 1 км. южнее с.Покровка Сорочинского района; - плотины (пруда на р.Сорочка), расположенной на территории Покровского сельсовета Сорочинского района в 3 км. восточнее с.Покровка Сорочинского района. Признать незаконным бездействие администрации МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по регистрации права на недвижимое имущество по вышеуказанным гидротехническим сооружениям. Обязать администрацию МО Покровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области устранить в полном объеме допущенные нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет вышеуказанных гидротехнических сооружений, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на них. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Н.В.Каменцова