2-884/2010 о включении периода работы в трудовой стаж



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сорочинск 22 октября 2010 года

         Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего – судьи Каменцовой Н.В.

при секретаре Соколовой Н.В.,

с участием истца Прямичкиной Л.М.,

представителей ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сорочинске Оренбургской области – Бубновой Ю.В., действующей на основании доверенности от Дата обезличена и Медведевой О.А., действующей на основании доверенности от Дата обезличена.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прямичкиной Лидии Михайловны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сорочинске Оренбургской области о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в трудовой стаж и назначении пенсии

УСТАНОВИЛ:

Прямичкина Л.М. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сорочинске Оренбургской области. В его обоснование она указала, что 23 августа 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Однако ответчик своим решением № 205 от 15 сентября 2010 года отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сорочинске Оренбургской области не засчитало ей в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 25 октября 1989 по 30 ноября 1989 года, а также с 26 июля 1991 по 31 декабря 1991 года, общей продолжительностью 6 месяцев и 11 дней, когда она работала в должности учителя начальных классов средней школы № 1 г. Сорочинска и находилась в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста более 1,5 лет. Считает, что в силу ст. 167 Кодекса закона о труде РСФСР (КЗоТ РСФСР), в редакции действовавшей до 6 октября 1992 года, период женщины в отпуске по уходу за ребёнком засчитывался в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. На момент когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком, действовало данное положение. Считает, что дальнейшие изменения ст. 167 КЗоТ РСФСР, в редакции действовавшей с 6 октября 1992 года, не распространяются на неё и по этой причине периоды, когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. 

В связи с этим, просила суд включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за её назначением. 

        

Ответчик по делу исковые требования Прямичкиной Л.М. не признал. В письменном отзыве начальник Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сорочинске, сообщил, что периоды работы с 25 октября 1989 по 30 ноября 1989 года, а также с 26 июля 1991 по 31 декабря 1991 года, общей продолжительностью 6 месяцев и 11 дней, когда истица работала в должности учителя начальных классов средней школы № 1 г. Сорочинска и находилась в отпуске по уходу за ребенком более 1, 5 лет не могут быть включены ей в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно разъяснениям, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, засчитывается период отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Прямичкина Л.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком, возраст которого более 1,5 лет, следовательно указанные периоды, когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть включены ей в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. 

В судебном заседании истец Прямичкина Л.М. исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснила, что находилась в декретном отпуске по уходу за первым ребенком до исполнения ему 1 года 9 месяцев, а затем 25.01.90г. у нее родился второй ребенок, и она находилась в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком до 31.12.1991 года.

Представители ответчика по делу Бубнова Ю.В. и Медведева О.А. в судебном заседании исковые требования Прямичкиной Л.М. не признали, пояснили, что указанные истцом периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет, не могут зачитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

Заслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Ответчику Прямичкиной Л.М. не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 25 октября 1989 по 30 ноября 1989 года, а также с 26 июля 1991 по 31 декабря 1991 года, общей продолжительностью 6 месяцев и 11 дней, когда она работала в должности учителя начальных классов средней школы № 1 г.Сорочинска и находилась в отпусках по уходу за детьми по достижении ими возраста более 1,5 лет.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в стаж работы, в том числе и специальный, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Указанная правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2009 года № 19-В09-3 (Бюллетень Верховного Суда РФ № 1 за январь 2010 года).

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Прямичкиной Л.М. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет во время действия приведенных выше Законов, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, ответчик неправомерно не включил Прямичкиной Л.М., в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 25 октября 1989 по 30 ноября 1989 года, а также с 26 июля 1991 по 31 декабря 1991 года, общей продолжительностью 6 месяцев и 11 дней, когда она работала в должности учителя начальных классов средней школы № 1 г.Сорочинска и находилась в отпусках по уходу за детьми по достижении ими возраста более 1,5 лет. Следовательно указанный период, продолжительностью 6 месяцев и 11 дней подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Ответчиком не оспаривается, что продолжительность стажа Прямичкиной Л.М. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, составляет 24 года 5 месяцев и 24 дня. Учитывая, что ей подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста более 1,5 лет, продолжительностью 6 месяцев 11 дней, общая продолжительность стажа Прямичкиной Л.М., дающего ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, будет составлять более 25 лет. Данного стажа достаточно, для назначения Прямичкиной Л.М. досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь, ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

                                                       

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прямичкиной Лидии Михайловны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сорочинске Оренбургской области о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в трудовой стаж и назначении пенсии, удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сорочинске включить Прямичкиной Лидии Михайловне, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы с 25 октября 1989 по 30 ноября 1989 года, а также с 26 июля 1991 по 31 декабря 1991 года, общей продолжительностью 6 месяцев и 11 дней, когда она работала в должности учителя начальных классов средней школы № 1 г. Сорочинска и находилась в отпусках по уходу за детьми по достижении ими возраста более 1,5 лет.

Признать за Прямичкиной Лидией Михайловной право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сорочинске Оренбургской области назначить Прямичкиной Лидии Михайловне досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня подачи заявления, то есть с 23 августа 2010 года.  

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                      

Судья Каменцова Н.В.