Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 ноября 2010 года г. Сорочинск, ул. Чапаева, 23 Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе судьи Фединой Е.В., при секретаре Канайкиной О.А., с участием и.о. заместителя Сорочинского межрайонного прокурора Адельшиной А.Д., истца Рощиной М.Ф., представителя ответчика Зверева А.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах Рощиной Маргариты Федоровны к администрации муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области об обязании в предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Рощиной М.Ф. с иском к администрации муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области. В обоснование иска указал, что Сорочинской межрайонной прокуратурой по обращению Рощиной М.Ф. была проведена проверка по вопросу предоставления ей жилого помещения. В ходе проведения проверки установлено, что Рощина М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком из числа лиц, оставшихся без попечения родителей. На иждивении Рощиной М.Ф. находится малолетний сын. С ДД.ММ.ГГГГ Рощина М.Ф. состоит в очереди на получение жилья ( распоряжение главы администрации г. Сорочинска №-р от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время в связи с отсутствием жилья Рощина М.Ф. вместе с ребенком проживает на съемной квартире. Рощина М.Ф. не работает, единственным источником дохода является детское пособие, в связи с чем, она не имеет возможности оплачивать расходы по найму жилого помещения. Считает, что администрацией муниципального образования г. Сорочинск нарушаются положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159 – ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пп. 4 п. 1 ст. 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области». Несмотря на то, что Рощина М.Ф. не имеет собственного жилья, проживает с малолетним ребенком на квартире, в нарушение положений действующего законодательства администрацией г. Сорочинска не предприняты меры по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Просил обязать администрацию муниципального образования г. Сорочинск устранить нарушения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пп. 4 п. 1ст. 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года « О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» путем принятия мер по предоставлению Рощиной Маргарите Федоровне жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В судебном заседании и.о. заместителя Сорочинского межрайонного прокурора Адельшина А.Д. исковые требования уточнила, сформулировав их следующим образом. Просила обязать администрацию муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области предоставить Рощиной М.Ф. жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Рощина М.Ф. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, на основаниях, указанных выше. Представитель ответчика Зверев А.А., иск не признал. Считает, что администрация г. Сорочинска не является надлежащим ответчиком, так как указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации. Законом установлен возрастной критерий детей-сирот от 18 до 23 лет. В администрации г. Сорочинска ведется учет детей-сирот. В первую очередь жилье предоставляется детям-сиротам, возраст которых приближается к 23 годам. Если они предоставят вне очереди жилье Рощиной М.Ф., которой всего лишь 19 лет, то нарушатся права других детей-сирот, имеющихся в списке и которым более 19 лет. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующему. Рощина М.Ф. из числа лиц, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. Включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготную очередь для получения социального жилья. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г.N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст.1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее, чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Представитель ответчика, возражая против заявленных требований, ссылался на то, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации. Суд не соглашается с данной позицией представителя ответчика и считает администрацию муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области надлежащим ответчиком по делу. Ввиду того, что предоставление Рощиной М.Ф. жилого помещения является обязанностью муниципального образования по месту жительства и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Данная позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Также представитель ответчика просил суд отказать в удовлетворении заявления прокурора, поскольку это, по его мнению, может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц. Суд считает данные доводы необоснованными. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди ( список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой – либо очереди ( по списку внеочередников). Обеспечение вне очереди жилым помещением детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий ( отсутствие у ответчика свободного жилья, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений и др.). На основании вышеизложенного суд считает исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области предоставить Рощиной Маргарите Федоровне жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 16.11.2010 года. Судья: Е.В. Федина