№ 2-16/2011 Решение Сорочинского районного суда от 13.01.2011 года о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года г.Сорочинск

Сорочинский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р.

с участием представителей ответчика Управления социальной защиты населения Сорочинского района Ивлевой О.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , Трахировой О.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика Администрации Сорочинского района Черных И.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Свотиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кисловой Г.Г. к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области, администрации Сорочинского района Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Кислова Г.Г. обратилась в Сорочинский районный суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области и Управлению социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области (далее по тексту УСЗН Сорочинского района), указав, что она работала в должности специалиста I категории (бухгалтер-кассир) администрации Сорочинского района. 01.08.2006 года она вышла на пенсию по старости, одновременно обратилась за назначением пенсии за выслугу лет на основании закона Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области». Пенсия была назначена и выплачивалась со дня увольнения УСЗН администрации Сорочинского района. В соответствии с ответом УСЗН Сорочинского района от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен расчет пенсии за выслугу лет в размере 1841 рубль 02 копейки. С размером пенсии она согласна, но данная сумма выплачена ей лишь за сентябрь и октябрь 2010 года, хотя в соответствии с Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» с изменениями от 30.04.2010 года, выплаты должны были производиться с мая 2010 года. Таким образом, задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за четыре месяца составляет 7364 рубля 08 копеек.

Просит взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в свою пользу единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 7 364 рубля 08 копеек, с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец Кислова Г.Г., ее представитель адвокат Репнева Е.В. участия не принимали, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика УСЗН Сорочинского района Оренбургской области Ивлева О.Г. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. Кислова Г.Г. была освобождена от замещаемой должности муниципальной службы 01.08.2006 года. На основании Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» и представленных администрацией района сведений истцу была назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 4210 рублей 42 копейки. С 05.07.2006 года в соответствии с п.2 ст.1 Закона Оренбургской области от 29.06.2006 года № 349/48-IV-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Оренбургской области», размер денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии, не должен превышать 1,8 должностного оклада. В связи с этим размер доплаты к пенсии Кисловой Г.Г. был пересчитан с 09.08.2006 года, и составил 2441 рубль 60 копеек. Впоследствии размер трудовой пенсии неоднократно увеличивался. По состоянию на 01.12.2009 года ее размер составил 6446 рублей 81 копейку, а размер пенсии за выслугу лет составил 6427 рублей 35 копеек, то есть больше размера месячного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет. В связи с этим начисление и выплата пенсии за выслугу лет с 01.12.2009 года приостановлены на основании абз.2 ст.12 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области». Данное решение истец не обжаловала.

Решением Совета депутатов № 332 от 31.08.2010 года в муниципальном образовании Сорочинский район принято Положение «Об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области», в связи с чем у Кисловой Г.Г. вновь возникло право на получение пенсии за выслугу лет и ей была начислена пенсия в размере 1841 рубль 02 копейки, с размером которой истец согласна.

Таким образом, пенсия за выслугу лет в сумме 1841 рубль 02 копейки должна была выплачиваться не с мая 2010 года, как ошибочно полагает Кислова Г.Г., а с момента вступления в силу вышеуказанного Положения, вступившего в законную силу с момента его подписания, то есть с 01.09.2010 года. Производить выплаты с мая 2010 года оснований не было, так как внесенные в областной закон изменения исключили его распространение на муниципальных служащих. В части требований о компенсации морального вреда истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчиков и причинением вреда.

Представитель УСЗН администрации Сорочинского района Оренбургской области Трахирова О.А. также возражала против иска по основаниям, изложенным в судебном заседании представителем Ивлевой О.Г.

Представитель администрации Сорочинского района Оренбургской области Черных И.Н. с иском также не согласилась. Суду пояснила, что действие закона Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет», на который ссылается истец, распространялось на лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы до вступления в силу изменений и дополнений в данный закон от 30.04.2010 года. Согласно данному закону, расходы по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Оренбургской области, муниципальные должности муниципальной службы Оренбургской области, осуществляются органами социальной защиты населения муниципальных образований в пределах собственных средств, предусмотренных в бюджетах соответствующих муниципальных образований на эти цели.

В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 5 ст.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

То есть, правовое регулирование дополнительного обеспечения указанных категорий служащих полностью отнесено к компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления. Законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения к трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушает.

Поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается за счет бюджета Сорочинского района, условия предоставления права на пенсию должны определяться актами органов местного самоуправления, то есть указанные органы самостоятельно определяют условия предоставления права на пенсию. Период выплаты пенсии установлен Положением «Об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области», утвержденного Решением Совета депутатов № 332 от 31.08.2010 года, вступившим в законную силу со дня его подписания, то есть с 01.09.2010 года. В связи с изложенным, считает требования Кисловой Г.Г. необоснованными и просит в иске отказать.

Представитель Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, дело было рассмотрено в его отсутствие.

В своих возражениях Министерство социального развития Оренбургской области указывает, что истец ссылается на нормы, изложенные в Законе Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области», Постановлении Правительства Оренбургской области от 21.05.2010 года № 347-п «Об утверждении правил определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области». Между тем, перечисленные выше нормативные правовые акты регулируют вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим. Вопросы, связанные с назначением, выплатой пенсии за выслугу лет и определением среднемесячного заработка муниципального служащего должны производиться на основании нормативных правовых актов соответствующего органа местного самоуправления. Правила определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Сорочинского района, утверждены Постановлением администрации Сорочинского района Оренбургской области от 23.09.2010 года № 617. Выплату пенсии за выслугу лет муниципальному служащему производит соответствующее муниципальное образование. Считают, что Министерство социального развития Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком.

Выслушав представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

01.08.2006 года Кислова Г.Г. вышла на пенсию с муниципальной должности - специалиста 1 категории в администрации Сорочинского района Оренбургской области, что подтверждается распоряжением администрации Сорочинского района № 29-лс от 01.08.2006 года.

На основании заявления истца от 02.08.2006 года распоряжением администрации Сорочинского района № 30-лс от 02.08.2006 года Кисловой Г.Г. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 75% месячного денежного содержания.

В соответствии со ст.11 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области», в действовавшей на момент увольнения Кисловой Г.Г. редакции, размер денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен был превышать 1,8 должностного оклада по замещавшейся государственной должности государственной гражданской службы Оренбургской области с учетом районного коэффициента. При изменении в соответствии с федеральным законодательством размера трудовой пенсии, с учетом которой определена пенсия за выслугу лет, размер пенсии за выслугу лет пересчитывается министерством социального развития Оренбургской области (ст. 12 Закона).

В ст.18 указанного Закона прямо предусмотрено, что действие настоящего Закона, за исключением положений, определяющих право лиц, замещавших государственные должности Оренбургской области, на установление пенсии за выслугу лет, распространяется на лиц, замещавших выборные муниципальные должности Оренбургской области, муниципальные должности муниципальной службы Оренбургской области. Освобождение от замещаемой выборной муниципальной должности Оренбургской области, муниципальной должности муниципальной службы Оренбургской области должно иметь место не ранее 22 июля 1997 года.

Расходы по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Оренбургской области, муниципальные должности муниципальной службы Оренбургской области, осуществляются органами социальной защиты населения муниципальных образований в пределах собственных средств, предусмотренных в бюджетах соответствующих муниципальных образований на эти цели.

На основании указанных правовых норм Кисловой Г.Г. с 09.08.2006 года была исчислена доплата к государственной пенсии в размере 2441 рубль 60 копеек.

Впоследствии размер трудовой пенсии неоднократно увеличивался. По состоянию на 01.12.2009 года ее размер составил 6446 рублей 81 копейку, а размер пенсии за выслугу лет составил 6427 рублей 35 копеек, то есть больше размера месячного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет. В связи с чем начисление и выплата пенсии за выслугу лет с 01.12.2009 года прекращена на основании абз.2 ст.12 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области». Выпиской из личного дела Кисловой Г.Г. подтверждается, что выплата пенсии за выслугу лет была прекращена с 01.12.2009 года. Прекращение выплат истцом не обжаловалось.

Истец, ссылаясь в обоснование своих требований о взыскании сумм доплаты к пенсии за период с мая по август 2010 года включительно, указывает, что 30.04.2010 года в Закон Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» были внесены изменения, которыми был увеличен размер ограничительного коэффициента - до 2,8 должностного оклада. Однако УСЗН Сорочинского района выплаты возобновило только с 01.09.2010 года.

Оценивая данные доводы истца, суд признает их необоснованными по следующим основаниям.

Действительно, 30.04.2010 года в указанный Закон Оренбургской области были внесены изменения, увеличившие ограничительный коэффициент размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет до 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента. Однако одновременно выборные муниципальные должности Оренбургской области, муниципальные должности и муниципальной службы были исключены из числа лиц, на которых распространяется действие указанного Закона.

Суд учитывает, что Федеральным законом от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт5пункта1статьи23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта1статьи24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от11мая2006года№88-О, от 3 апреля 2007 года №332-О-П, от15января2008года№107-О-О и №108-О-О).

Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.

При таких обстоятельствах, у ответчика УСЗН Сорочинского района не было оснований для возобновления выплаты пенсии с мая 2010 года, как это указывает истец.

31.08.2010 года, в связи с принятием Решения Совета депутатов № 332 в муниципальном образовании Сорочинский район принято Положение «Об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области», у Кисловой Г.Г. вновь возникло право на получение пенсии за выслугу лет. Ей была начислена пенсия в размере 1841 рубль 02 копейки, с размером которой истица согласна. Данное решение вступило в силу с 31.08.2010 года и распространяется на муниципальных служащих, которым пенсии ранее были исчислены с учетом ограничения 1,8 должностного оклада с районным коэффициентом.

На основании этого положения пенсия истцу выплачивается с сентября 2010 года, что соответствует требованиям нормативных актов. Таким образом, ответчиками УСЗН Сорочинского района и администрацией Сорочинского района не было допущено нарушений прав истца при выплате пенсии за выслугу лет, а потому в иске к указанным ответчикам в части взыскания задолженности следует отказать.

Что касается требования о компенсации морального вреда, то в соответствии со ст. 1099 ГК РФ). Поскольку заявлен иск о защите имущественных прав истца, а специальный федеральный закон, предусматривающий возможность компенсации морального вреда в таких случаях отсутствует, в этой части иск удовлетворению также не подлежит. Кроме того, судом установлено, что никакого нарушения прав истца допущено не было.

Разрешая требования истца к Министерству социального развития Оренбургской области, суд признает их также не обоснованными, а само Министерство – ненадлежащим ответчиком, поскольку Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» определено, что Министерство социального развития Оренбургской области несет расходы по выплате пенсий за выслугу лет государственным служащим Оренбургской области за счет средств областного бюджета. Истец же являлась муниципальным служащим, и вопросы ее дополнительного пенсионного обеспечения регулируются муниципальными правовыми актами, а именно Положением «Об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области», утвержденным решением Совета депутатов № 332 от 31.08.2010 года. Ответственным за выплаты пенсий по данному положению является Управление социальной защиты населения Сорочинского района. На основании изложенного в иске к Министерству социального развития Оренбургской области также следует отказать.

Требований о возмещении судебных расходов сторонами не заявлено.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Кисловой Г.Г. к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области, администрации Сорочинского района Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18.01.2011 года.

Судья: Р.Р.Кучаев