№ 2-234/2011 Решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 14.04.2011 года о взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сорочинск 14.04.2011 года

Сорочинский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р.

при секретаре Свотиной О.В.

с участием истца Эргашевой М.Э.

ответчика Ишкильдиной Ф.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эргашевой М.Э. к Ишкильдиной Ф.И. о взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Эргашева М.Э. обратилась в суд с иском к Ишкильдиной Ф.И. о взыскании 50000 рублей страхового возмещения, 30000 рублей в счет компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов. В исковом заявлении указала, что 03.02.2009 года произошел несчастный случай с ее сыном А.Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Поскольку его жизнь и здоровье были застрахованы, она обратилась к страховому агенту Ишкильдиной Ф.И. за страховой выплатой, предоставив необходимые документы. Однако ответчик забрала страховой полис и квитанцию об оплате страхового взноса, страховой выплаты не последовало. На ее письменную претензию Ишкильдина также не отреагировала. Считает, что ответчик незаконно отказалась выплачивать страховое возмещение, так как необходимые документы были представлены.

В судебном заседании Эргашева М.Э. свои требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что она ежегодно страхует жизнь и здоровье своего мужа и сына. До этого заключала страховые договоры со страховой компанией «Уралсиб». В 2008 году страховой агент Ишкильдина Ф.И., с которой она ранее заключала договоры страхования, предложила ей застраховать жизнь и здоровье в ОАО «Русская страховая компания» (далее по тексту ОАО «РСК»), мотивировав это тем, что представительство компании «Уралсиб» в г. Сорочинске закрывалось. 05.11.2008 года Ишкильдина Ф.И. пришла к ней на работу в парикмахерскую, где оформили два одинаковых полиса страхования жизни и здоровья на мужа и сына. 03.02.2009 года произошел страховой случай – сын сломал руку. Она обратилась в медсанчасть, получила все необходимые документы (справку, рентгеновский снимок и др.), с этими документами обратилась к ответчику Ишкильдиной Ф.И. Та посоветовала для ускорения рассмотрения документов передать их в Оренбургский офис ОАО «РСК». По согласованию с филиалом ОАО «РСК» муж ездил в г. Оренбург, там его встретил представитель страховой компании, которому он передал все документы. Через две недели она проверила сберегательную книжку, однако поступлений на нее не было. На ее обращения Ишкильдина Ф.И. отвечала, что должны перечислить сумму страхового возмещения, в один из дней сказала, что страховая компания требует подлинник страхового полиса. Она отдала ей этот полис вместе с квитанцией. Несмотря на выполнение ею всех условий договора, выплата ей так и не произведена. Считает ответственным в этом ответчика Ишкильдину Ф.И., которая вовремя ей не сказала, что ОАО «РСК» закрывается, и страховое возмещение выплачено не будет. Полагает, что ответчик действовала недобросовестно, по ее вине она около 2 лет ходила в банк, проверяла перечисления на сберегательную книжку, каждый раз безуспешно. Длительная нервотрепка со страховой выплатой причинила ей нравственные страдания, которые она оценивает в 30000 рублей, просит взыскать эту сумму с ответчика. Претензий к ОАО «РСК» у нее нет, с нее никаких денежных сумм взыскивать не желает, с письменной претензией к ней не обращалась. Предъявлением данного иска желает добиться справедливости и наказать Ишкильдину Ф.И. за недобросовестное поведение. Просила ее иск удовлетворить.

Ответчик Ишкильдина Ф.И. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что действительно ранее она оформляла договоры страхования с истцом в компании «Уралсиб». В 2008 году истец вновь обратилась с просьбой застраховать жизнь и здоровье мужа и сына. Поскольку представительство «Уралсиба» в <адрес> закрывалось, она навела справки, посоветовала заключить договоры в ОАО «РСК». Истец согласилась, она пришла к ней на работу вместе с Д.Н.В., которая работала страховым агентом ОАО «РСК», страховые полисы были у нее. Оформили два полиса, она тоже оформляла полисы, но у нее агентского договора с ОАО «РСК» на тот момент не было. Копии документов получила Д.Н.В., передала их в Бузулукское отделение ОАО «РСК». После наступления в 2009 году страхового случая Эргашева М.Э. обратилась к ней, она посоветовала передать документы непосредственно в Оренбургский филиал, а не через Бузулукское отделение, чтобы было быстрее. Этот вопрос согласовали по телефону, муж истца перевез документы и передал их представителю ОАО «РСК». Впоследствии Эргашева М.Э. не раз обращалась к ней по вопросам выплаты, она каждый раз созванивалась с Бузулукским отделением, разговаривала в основном с О.Е.В. Потом потребовали оригинал страхового полиса, она получила его от истца, передала Д.Н.В., та переслала их в Бузулукское отделение через общественный транспорт, это была обычная практика передачи документов. Полагает, что их там получили, поскольку все заранее согласовывалось по телефону, у водителя тоже был контактный телефон, никто не перезванивал. После обращения Эргашевой М.Э. она неоднократно звонила в Бузулукское отделение ОАО «РСК», но информации по выплате не было. Она пыталась дать контактный номер телефона истцу для выяснения вопроса по выплате, но та ее слушать не хотела, требовала свои деньги. Полагает, что в ее поведении недобросовестности нет, страховой полис у себя она не удерживала, ничего с этого не получила. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ ОАО «РСК» находится в стадии ликвидации, запись в реестр внесена ДД.ММ.ГГГГ, конкурсным управляющим является Ч.Р.С..

На запрос суда конкурсный управляющий ответил, что в связи неисполнением последним руководителем ОАО «РСК» обязанности по передаче бухгалтерской и иной документации, он не располагает информацией о том, заключался ли Эргашевой М.Э. договор страхования жизни и здоровья в пользу А.Н.К., и обращалась ли Эргашева М.Э. за страховой выплатой.

Допрошенная в качестве свидетеля Д.Н.В. показала, что в 2008 году оформляла договоры страхования от ОАО «РСК», являлась страховым агентом. Помнит, что заключала договор страхования с истцом, страховали жизнь и здоровье ее сына и мужа. Ей помогала оформлять договоры ответчик Ишкильдина Ф.И., имеющийся в материалах дела страховой полис на А.Н.К. заполнен рукой ответчика, значит, другой полис, на сына, заполняла она. Копии договоров страхования отправила в Бузулукское представительство, О.Е.В. Когда обратилась за страховой выплатой истец, кто принес документы, не помнит, хотя документы от Эргашевой М.Э. она в Бузулук отправляла. Для получения страховой выплаты при наступлении страхового случая требуется оригинал страхового полиса, такие требования существовали в ОАО «РСК», это необходимо и сейчас в других страховых компаниях.

Свидетель О.Е.В. показала, что работала в Бузулукском представительстве ОАО «РСК», Д.Н.В. и Ишкильдина Ф.И. были страховыми агентами, хотя агентские договоры они получили значительно позже, чем начали работать. По всем выданным страховым полисам велся строгий учет, утраченных не было. Все документы из г. Сорочинска поступали к ним в Бузулук, затем перенаправлялись в Оренбургский филиал. При наступлении страхового случая необходимо было предъявить оригинал или нотариально заверенную копию полиса. В марте 2009 года представительство в Бузулуке закрылось, в г. Сорочинске тоже. К ним приехали из Оренбургского филиала и забрали все документы, поэтому по случаю с Эргашевой М.Э. ничего пояснить не может, записей никаких не осталось, обращалась ли она лично в отделение по страховой выплате, не помнит.

Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст.938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.

Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком (п. 2 ст. 940 ГК РФ).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом ДД.ММ.ГГГГ был заключен с ОАО «РСК» договор страхования жизни и здоровья А.Н.К. Это подтверждается копией страхового полиса от ДД.ММ.ГГГГ, который был заключен в один день, показаниями свидетелей, это обстоятельство не отрицала ответчик.

В представленной копии полиса имеется подпись страхователя Эргашевой М.Э., от имени страховщика полис подписан В.Н.М. и скреплен печатью Оренбургского филиала ОАО «РСК».

Из объяснений сторон и показаний свидетелей следует, что договор страхования заключался через страхового агента Ишкильдину Ф.И.

В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также требования ст. 938 ГК РФ суд приходит к выводу о том, что обязанности по страхованию возникли у страховщика ОАО «РСК». Этот вывод подтверждается и копией полиса на А.Н.К., в котором указан страховщик ОАО «РСК», упоминаний о страховом агенте не содержится.

Исходя из указанного, при наступлении страхового случая обязанность по выплате страховой суммы возникла у ОАО «РСК». Однако истец пояснила, что за два года ни разу не обратилась с письменным заявлением, претензией ОАО «РСК», хотя в ее распоряжении имелся адрес и телефон страховой компании, указанный на полисе страхования. В настоящий момент она также не имеет никаких претензий к страховой компании, предъявляет требования только к Ишкильдиной Ф.И.

Между тем, обращение истца с претензией к ответчику Ишкильдиной Ф.И. необоснованно, поскольку у последней никаких обязательств перед истцом не было. Никаких документов истца ответчик у себя не удерживала, а потому не препятствовала получению последней страховой выплаты, поскольку стороны пояснили, что первый раз направлялись документы непосредственно в Оренбургский филиал с супругом истца, второй раз документы досылались через Д.Н.В. в Бузулукское представительство. Истец пояснила, что полис страхования направила позже, чем документы по страховому случаю, свидетель Д.Н.В. показала, что отправляла документы по Эргашевой М.Э. в г. Бузулук. Из сопоставления данных показаний суд приходит к выводу, что страховой полис в отношении А.Н.К. был направлен страховщику, доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для взыскания страховой выплаты с ответчика Ишкильдиной Ф.И.

Компенсация морального вреда в соответствии со ст. 1099 ГК РФ). Поскольку со стороны ответчика не было допущено каких-либо нарушений, повлекших причинение физических либо нравственных страданий истцу, в удовлетворении требования о взыскании страховой выплаты отказано, не подлежит удовлетворению и требование о компенсации морального вреда, в этой части в иске также следует отказать.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат.

На основании изложенного, ст.ст. 151, 938, 1005, 1099 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Эргашевой М.Э. к Ишкильдиной Ф.И. о взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19.04.2011 года.

Судья: Р.Р. Кучаев