решение по делу №2-517/2011 по искам о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда



Дело № 2-517/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сорочинск 16 июня 2011 года

Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего – судьи Фединой Е.В.

при секретаре судебного заседания Канайкиной О.А.

с участием истцов Елистратовой Н.В., Матвеева В.М., Клещеревой Р.К. и Зубаревой Л.А.,

представителя ответчика – Управления социальной защиты населения администрации Сорочинского района Ивлевой О.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Управления социальной защиты населения администрации Сорочинского района Трахировой О.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, а также представителя третьего лица – Финансового отдела администрации Сорочинского района Оренбургской области – Подлипалиной Л.М., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – Отдела образования администрации Сорочинского района Оренбургской области - Потехиной И.П., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя истцов Бабичева В.Н., действующего по заявлениям,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елистратовой Надежды Васильевны, Зубаревой Лидии Алексеевны, Матвеева Владимира Михайловича, Клещеревой Рашиды Караматовны к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению Социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Елистратова Н.В., Зубарева Л.А., Матвеев В.М., Клещерева Р.К. обратились в суд с исками к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области (далее – УСЗН Сорочинского района) о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда.

В обосновании заявленных требований указали, что в соответствии со ст. 11 Закона Оренбургской области от 27 ноября 1996 года (с изменениями от 30 апреля 2010 года) «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» (далее – Закон) размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности государственного гражданского служащего Оренбургской области в соответствующем периоде. Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии государственных гражданских служащих, устанавливается Правительством Оренбургской области.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 21 мая 2010 года № 347-п утверждены Правила определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области.

Елистратова Н.В. указала, что она работала в должности <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ она вышла на пенсию. Должностной оклад на тот момент времени составлял <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., районный коэффициент <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., таким образом должностной оклад с учетом районного коэффициента – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. К моменту выхода на пенсию по старости она обратилась с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет. В соответствии со ст. 16 Закона (в редакции от 27 апреля 2009 года.) пенсия за выслугу лет выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства получателя пенсии за выслугу лет.

Пенсия была назначена и выплачивалась со дня увольнения Управлением социальной защиты населения администрации Сорочинского района. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года ей выплачивалось по <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В <данные изъяты> г. ею было получено извещение УСЗН <адрес> о том, что с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему приостановлена, в связи с увеличением пенсии по линии Пенсионного фонда РФ.

Согласно п. 4 Правил расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из оплаты труда (денежного содержания), за последние 12 полных календарных месяцев гражданской службы, предшествовавших месяцу её прекращения либо месяцу достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

За период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. включительно (12 месяцев) её денежное содержание составило <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Таким образом, её среднемесячное денежное содержание – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Законом установлено ограничение среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, он не должен превышать 2, 8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности государственного гражданского служащего Оренбургской области в соответствующем периоде.

<данные изъяты>

В соответствии со ст. 6 Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии составляла 45 % среднемесячного заработка государственного гражданского служащего. За каждый полный год стажа государственной службы свыше требуемой размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3% месячного денежного содержания государственного гражданского служащего, однако сумма пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 % его месячного денежного содержания.

75 % от среднемесячного денежного содержания составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 75%).

Трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца) составила ДД.ММ.ГГГГ руб. ДД.ММ.ГГГГ коп., сума пенсии без учета валоризации – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. С <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г. трудовая пенсия по старости – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., сумма пенсии без учета валоризации – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии со ст. 15 Закона решение об установлении пенсии за выслугу лет (в процентном отношении) направляется в Министерство социального развития Оренбургской области, которое определяет размер пенсии за выслугу лет и выносит решение о сумме пенсии за выслугу лет.

Просила взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 39026 руб. 79 коп.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда 10000 рублей.

В дальнейшем Елистратова Н.В. уточняла исковые требования. Окончательно в поступившем ДД.ММ.ГГГГ уточненном исковом заявлении Елистратова Н.В. просила взыскать с Администрации муниципального образования Сорочинский район невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и взыскать с УСЗН Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, а также издержки в виде расходов на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей.

Уточненный расчет указанной суммы Елистратова Н.В. предложила следующий:

1) <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Зубарева Л. А. по аналогичным основаниям указала, что работала в должности <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ она вышла на пенсию. Должностной оклад на тот момент составлял <данные изъяты> руб., районный коэффициент <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., таким образом должностной оклад с учетом районного коэффициента - <данные изъяты>). К моменту выхода на пенсию по старости она обратилась заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

В ДД.ММ.ГГГГ года ею был получен ответ УСЗН Сорочинского района от ДД.ММ.ГГГГ , в котором содержался расчет пенсии за выслугу лет, а также сообщалось, что назначить пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему ей не представляется возможным.

В ДД.ММ.ГГГГ ею был получено извещение УСЗН Сорочинского района от ДД.ММ.ГГГГ о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ей произведен перерасчет пенсии за выслугу лет.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Просила взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Взыскать с УСЗН Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

Определением от 8 декабря 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Сорочинский район Оренбургской области.

В дальнейшем Зубарева Л.А. уточняла исковые требования. Окончательно в поступившем 12 мая 2011 года уточненном исковом заявлении Зубарева Л.А. просила взыскать с Администрации муниципального образования Сорочинский район невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и взыскать с УСЗН Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, а также судебные расходы на представителя.

Уточненный расчет указанной суммы Зубарева Л.А. предложила следующий:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Матвеев В.М. по аналогичным основаниям указал, что работал в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он вышел на пенсию. Должностной оклад на тот момент времени составлял <данные изъяты> руб., районный коэффициент <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., таким образом должностной оклад с учетом районного коэффициента - <данные изъяты> К моменту выхода на пенсию по старости он обратился заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

<данные изъяты>

В ДД.ММ.ГГГГ им было получено извещение УСЗН Сорочинского района, что с ДД.ММ.ГГГГ вступило в закону силу Решение Совета депутатов муниципального образования Сорочинского района № 332 «Об утверждении Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области», ему необходимо явиться в УСЗН администрации Сорочинского района, произведен перерасчет пенсии за выслугу лет.

В соответствии с ответом УСЗН Сорочинского района от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлен расчет пенсии за выслугу лет.

Считает, что за период ДД.ММ.ГГГГ г. включительно (12 месяцев) его денежное содержание составило <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Таким образом среднемесячное денежное содержание - <данные изъяты>.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Просил взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

В дальнейшем Матвеев В.М. изменял и уточнял исковые требования. Окончательно в поступившем 12 мая 2011 года уточненном исковом заявлении просил взыскать с Администрации муниципального образования Сорочинский район невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и взыскать с УСЗН Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, судебные расходы на представителя <данные изъяты> рублей.

Уточненный расчет указанной суммы Матвеев В.М. предложил следующий:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Клещерева Р.К. по аналогичным основаниям указала, что работала в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она вышла на пенсию, должностной оклад на тот момент составлял <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., районный коэффициент –<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., таким образом должностной оклад с учетом районного коэффициента – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>). К моменту выхода на пенсию по старости она обратилась с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

Пенсия была назначена и выплачивалась со дня увольнения Управлением социальной защиты населения администрации Сорочинского района.

В ДД.ММ.ГГГГ г. ею было получено извещение УСЗН Сорочинского района о том, что с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему приостановлена, в связи с увеличением пенсии по линии Пенсионного фонда РФ.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года включительно (12 месяцев) её денежное содержание составило <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Таким образом среднемесячное денежное содержание - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

75 % от среднемесячного денежного содержания составляет <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Просила взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

В дальнейшем Клещерева Р.К. изменяла и уточняла исковые требования. Окончательно в поступившем 12 мая 2011 года уточненном исковом заявлении Клещерева Р.К. просила взыскать с Администрации муниципального образования Сорочинский район невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. и взыскать с УСЗН Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, судебные расходы на представителя <данные изъяты> руб.

Уточненный расчет указанной суммы Клещерева Р.К. предложила следующий:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Определением от 8 декабря 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Сорочинский район Оренбургской области.

Определением от 10 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечен финансовый отдел администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области и отдел образования администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области.

Ответчик по делу УСЗН Сорочинского района Оренбургской области исковые требования Елистратовой Н.В., Зубаревой Л.А., Матвеева В.М., Клещеревой Р.К. не признало. Представило в суд свой расчет взыскиваемой суммы в пользу Елистратовой Н.В., Зубаревой Л.А., Матвеева В.М. и Клещеревой Р.К.

По мнению ответчика, при расчете необходимо должностные оклады истцов умножать на районный коэффициент, который составляет 15 %. При данном расчете, должностной оклад Елистратовой Н.В. с учетом районного коэффициента будет составлять <данные изъяты>.; должностной оклад Зубаревой Л.А. с учетом районного коэффициента будет составлять <данные изъяты>.; Матвеева В.М. – <данные изъяты>.; Клещеревой Р.К. – <данные изъяты>.

С учетом указанных должностных окладов (с районным коэффициентом) 2,8 должностных оклада будут составлять:

- у Елистратовой Н.В. – <данные изъяты>.

- у Зубаревой Л.А. – <данные изъяты>.

- у Матвеева В.М. – <данные изъяты>.

- у Клещеревой Р.К. – <данные изъяты>

Из справок о размере среднемесячного заработка следует, что размер среднемесячного заработка составлял:

- у Елистратовой Н.В. – <данные изъяты>.

- у Зубаревой Л.А. – <данные изъяты>.

- у Матвеева В.М. – <данные изъяты>

- у Клещеревой Р.К. – <данные изъяты>

Таким образом, у всех истцов размер среднемесячного заработка превышает размер ограничения, установленного Законом, по этой причине, при расчете пенсии необходимо использовать размер оклада с учетом районного коэффициента умноженного на 2,8.

Также необходимо учитывать, что редакция Закона, установившая размер ограничения как 2,8, вступила в силу с 15 мая 2010 года, по этому указанные ограничения должны применяться именно с 15 мая 2010 года.

При этом, с ДД.ММ.ГГГГ размеры должностных окладов были уменьшены, что по мнению ответчика, ведет и к уменьшению размера оклада истцов, из которого высчитывается ограничение. С учетом изменения размеров окладов, с ДД.ММ.ГГГГ размер ограничения (с учетом районного коэффициента) будет составлять:

- у Елистратовой Н.В. – <данные изъяты>.

- у Зубаревой Л.А. – <данные изъяты>

- у Матвеева В.М. – <данные изъяты>.

- у Клещеревой Р.К. – <данные изъяты>

Именно указанные размеры ограничений должны применяться при расчете пенсий истцов с ДД.ММ.ГГГГ.

Применяя указанный расчет, по мнению ответчика, размеры невыплаченной пенсии за выслугу лет будут составлять:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании истцы и их представитель Бабичев В.Н., исковые требования полностью поддержали на основаниях, указанных выше.

Представитель ответчика – Администрации Сорочинского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель ответчика – УСЗН Сорочинского района Ивлева О.Г. исковые требования истцов не признала.

Представители третьих лиц оставили разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Заслушав истцов, их представителя, представителей ответчика, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими.

Как установлено в судебном заседании, к моменту выхода на пенсию, истцы являлись муниципальными служащими.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007г. N25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Закон Оренбургской области Закон Оренбургской области от 10 октября 2007 г. N 1611/339-IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области», предусматривает в статье 24, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Оренбургской области.

Следовательно, на муниципальных служащих в Оренбургской области в полном объеме распространяются права государственного служащего Оренбургской области.

Закон Оренбургской области от 27 ноября 1996 г. «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» (далее – Закон) предусмотрено установление пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области. До принятия Закона Оренбургской области от 30 апреля 2010 г. N 3546/817-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным
гражданским служащим Оренбургской области» ст. 18 Закона предусматривала, что его действие распространяется, в том числе и на лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы. С принятием Закона от 30 апреля 2010 года, данные положения были исключены.

В силу положений ст. 54, ст. 55 и ст. 57 Конституции РФ, правовой позиции Конституционного Суда РФ, выражено в частности в Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П и Верховного Суда РФ (в частности в Постановлении от 18 сентября 2002 г. N 249пв01), придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношения недопустимо. То есть новые законы, ухудшающие положения граждан, не могут распространяться на правоотношения, возникшие до вступления в силу соответствующего Закона. Однако в том случае, если положения граждан улучшается, то новый закон должен применяться на правоотношения, возникшие до момента вступления его в законную силу.

По делу установлено, что Елистратова Н.В. вышла на пенсию ДД.ММ.ГГГГ; Зубарева Л.А. – ДД.ММ.ГГГГ; Матвеев В.М. – ДД.ММ.ГГГГ; Клещерева Р.К. – ДД.ММ.ГГГГ.

То есть истцы вышли на пенсию в момент действия Закона, в прежней редакции, без учета изменений от 30 апреля 2010 года.

В силу изложенных принципов недопустимости ухудшения положений граждан, на правоотношения, связанные с правом истцов на пенсию по выслуге лет, должен распространяться Закон без учета изменений от 30 апреля 2010 года в той части, в которой он не ухудшает их положение, а Закон в редакции с изменениями от 30 апреля 2010 года должен применяться в той части, в которой он их положение улучшает.

В соответствии со ст. 6 Закона (в редакции без изменений от 30 апреля 2010 года) пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего. За каждый полный год стажа государственной службы свыше требуемой размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего, однако сумма пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов его месячного денежного содержания.

Статья 10 Закона (в редакции без учета изменений от 30 апреля 2010 года) определяет, что пенсия за выслугу лет исчисляется исходя из месячного денежного содержания государственного гражданского служащего. Месячное денежное содержание государственного гражданского служащего для исчисления размера пенсии за выслугу лет определяется по должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет.

Согласно ст. 11 Закона (в редакции без учета изменений от 30 апреля 2010 года), в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, включаются: должностной оклад; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере до 30 процентов; премии по результатам работы; районный коэффициент. При этом размер денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 1,8 должностного оклада по замещавшейся государственной должности государственной гражданской службы Оренбургской области с учетом районного коэффициента.

После внесения изменений от 30 апреля 2010 года, статья 11 Закона стала предусматривать, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, не должен превышать 2,8должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности государственного гражданского служащего Оренбургской области в соответствующем периоде. Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии государственных гражданских служащих, устанавливается Правительством Оренбургской области.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 21 мая 2010 г. № 347-п утверждены Правила определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области (далее – Правила). Согласно указанным Правилам для определения среднемесячного заработка лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Оренбургской области, учитывается денежное содержание, состоящее из следующих выплат: а) месячный оклад государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Оренбургской области (далее - должностной оклад); б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин); в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере до 30 процентов; г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, премии по итогам работы за год, квартал; ж) ежемесячное денежное поощрение; з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; и) районный коэффициент, устанавливаемый к денежному содержанию гражданского служащего Оренбургской области федеральным законодательством.

Размер среднемесячного заработка, если расчетный период отработан полностью, определяется путем деления общей суммы оплаты труда (денежного содержания), указанной в пунктах 2 - 3 настоящих Правил, фактически начисленной в расчетном периоде, на 12. В случаях, если из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпуске без сохранения денежного содержания и период временной нетрудоспособности или если расчетный период отработан не полностью (менее 12 месяцев), размер среднемесячного заработка определяется путем деления суммы оплаты труда (денежного содержания) на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году). При этом выплаты, указанные в подпунктах «е» и "з" пункта 2, подпунктах «д» и "ж" пункта 3 Правил, учитываются при определении среднемесячного заработка в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат.

Согласно представленным расчетам, размер денежного содержания, исчисленного из выплат, полученных истцами на момент выхода на пенсию, то есть по правилам ст. 11 Закона в редакции без учета изменений от 30 апреля 2010 года, будет составлять:

- у Елистратовой Н.В. – <данные изъяты>.;

- у Зубаревой Л.А. – <данные изъяты>.;

- у Матвеева В.М. – <данные изъяты>.;

- у Клещеревой Р.К. – <данные изъяты>.

Из расчетов, произведенных с применением Правил, то есть после внесения 30 апреля 2010 года изменений в Закон, среднемесячный заработок для расчета пенсии за выслугу лет будет составлять:

- у Елистратовой Н.В. – <данные изъяты>.;

- у Зубаревой Л.А. – <данные изъяты>

- у Матвеева В.М. – <данные изъяты>

- у Клещеревой Р.К. – <данные изъяты>.

Указанные размеры у Елистратовой Н.В., Зубаревой Л.А. и Клещеревой Р.К. больше заработка, исчисленного на момент ухода служащих на пенсию, по этой причине, должен применяться средний заработок, исчисленный по Правилам, то есть после внесения изменений в Закон 30 апреля 2010 года.

Для Матвеева В.М. должен применяться расчет заработка, исчисленный на момент его выхода на пенсию, так как он больше чем среднемесячный заработок, исчисленный по Правилам, принятым после внесения изменений в Закон.

Однако, согласно положениям Закона размер денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 1,8 должностного оклада по замещавшейся должности с учетом районного коэффициента. После внесения изменений 30 апреля 2010 года, размер денежного содержания (среднемесячного заработка), не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента.

Учитывая, что внесенные изменения улучшили положение граждан и увеличили размер оклада с 1,8 до 2,8, расчет необходимо производить исходя из того, что размер денежного содержания (среднемесячного заработка), не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента.

Согласно Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 2 июля 1987 г. N 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР», размер районного коэффициента на территории Оренбургской области составляет 1,15. Исходя из этого, оклады с учетом районных коэффициентов будут составлять:

- у Елистратовой Н.В. – <данные изъяты>);

- у Зубаревой Л.А. – <данные изъяты>;

- у Матвеева В.М. – <данные изъяты>

- у Клещеревой Р.К. – <данные изъяты>

Максимальный размер среднемесячного заработка, исходя из которого, следует исчислять пенсию за выслугу лет, будет составлять:

- у Елистратовой Н.В. – <данные изъяты>

- у Зубаревой Л.А. – <данные изъяты>

- у Матвеева В.М. – <данные изъяты>

- у Клещеревой Р.К. – <данные изъяты>

Размеры среднемесячного заработка (месячного содержания) Елистратовой Н.В., Зубаревой Л.А., Матвеева В.М., Клещеревой Р.К. превышают ограничения установленные Законом (в ред. от 30 апреля 2010 года), исходя из чего, размер пенсии должен рассчитываться исходя из размера среднемесячного содержания, с учетом установленного ограничения.

Суд не может согласиться с расчетом представленным истцами, так как при расчете, ими не правильно определены размеры окладов с учетом районного коэффициента. Указанные расчеты основаны на неверном применении норм материального права.

Исходя из размера среднемесячного содержания, с учетом установленного ограничения, на основании ст. 6 Закона размер пенсии должен рассчитываться следующим образом:

- у Елистратовой Н.В.: она имеет стаж службы свыше <данные изъяты> лет. Следовательно, размер пенсии Елистратовой Н.В. будет составлять 75 % от ее среднемесячного заработка (месячного денежного содержания) с учетом ограничения или <данные изъяты>);

- у Зубаревой Л.А.: она имеет стаж службы <данные изъяты> лет. Следовательно, размер пенсии Зубаревой Л.А. будет составлять 72 % от ее среднемесячного заработка (месячного денежного содержания) с учетом ограничения или <данные изъяты>

- у Матвеева В.М.: он имеет стаж службы более 10 лет. Следовательно, размер пенсии Матвеева В.М. будет составлять 75 % от его среднемесячного заработка (месячного денежного содержания) с учетом ограничения или <данные изъяты>

- у Клещеревой Р.К.: она имеет стаж службы свыше <данные изъяты> лет. Следовательно, размер пенсии Клещеревой Р.К. будет составлять 75 % от ее максимального размера месячного денежного содержания или <данные изъяты>

В соответствии со ст. 6 Закона (в редакции от 30 апреля 2010 года) при определении размера пенсии за выслугу лет не учитывается размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Указанные положения, улучшают положение граждан, в связи с чем подлежат применению с момента вступления в силу Закона от 30 апреля 2010 года.

Закон Оренбургской области от 30 апреля 2010 № 3546/817-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» вступил в силу с момента его официального опубликования. Данный Закон официально опубликован 21 апреля 2010 года в «Бюллетене Законодательного Собрания Оренбургской области», 35 заседание, II часть. 15 мая 2010 года в газете «Южный Урал», N 51-55 (спецвыпуск N 86 с документами Законодательного Собрания Оренбургской области). При этом, сам Закон подписан Губернатором Оренбургской области только 30 апреля 2010 года, то есть на момент его опубликования 21 апреля 2010 года, он не был подписан Губернатором. Согласно ст. 40 Закона Оренбургской области от 14 марта 2002 г. N 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области», Губернатор Оренбургской области в течение 14 дней со дня получения закона от Законодательного Собрания Оренбургской области подписывает закон и направляет его для официального опубликования, за исключением случаев, когда он принимает решение об отклонении закона Оренбургской области. Таким образом, Закон может быть официально опубликован только после его подписания губернатором. Следовательно, вступление в силу Закона «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» состоялось после его подписания и официального опубликования 15 мая 2010 года в газете «Южный Урал».

Таким образом, расчеты размеров невыплаченной пенсии за выслугу лет необходимо исчислять с 15 мая 2010 года.

Решением № 332 Совета депутатов муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области от 31 августа 2010 года утверждено Положение «Об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области».

В части порядка исчисления размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим данное Положение идентично Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 21 мая 2010 г. № 347-п.

Исходя из указанного выше, размер пенсии за выслугу лет будет составлять:

1) у Елистратовой Н.В.

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2) у Зубаревой Л.А.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

3) у Матвеева В.М.

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

4) у Клещеревой Р.К.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Доводы ответчика о том, что за <данные изъяты> и <данные изъяты> года произведены ещё дополнительные выплаты, документально не подтверждены.

Суд не может согласиться с расчетами размеров невыплаченной пенсии, представленными ответчиком. В своем расчете ответчик указывает, что в соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области № 332 от 31 августа 2010 года об утверждении Положения «Об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области» и постановлением администрации Сорочинского района от 30 сентября 2010 года № 35-п размеры должностных окладов были снижены с 1 сентября 2010 года и по этой причине, при расчете размера пенсии за выслугу лет с 1 сентября 2010 года необходимо применять должностные оклады установленные указанными муниципальными правовыми актами. Однако данное утверждение ответчика, основано на неверном применении норм права.

В соответствии со ст. 10 Закона (до внесения изменений 30 апреля 2010 года) месячное денежное содержание служащего для исчисления размера пенсии за выслугу лет определяется по должности, занимаемой им на день прекращения службы. Аналогичные положения сформулированы и в Правилах. Таким образом, для определения размера среднемесячного заработка (месячного содержания) и расчета ограничении среднемесячного заработка (месячного содержания), должен применяться размер оклада, который был установлен муниципальному служащему в момент его выхода на пенсию. Дальнейшее уменьшение размера должностных окладов, исполнительно-распорядительным органом не может затрагивать права лиц, уже вышедших на пенсию и ухудшать их положение, существовавшее в момент выхода на пенсию.

Учитывая указанные обстоятельства, требования истцов подлежат частичному удовлетворению, согласно приведенным выше расчетам.

Кроме этого, истцами заявлены требования о компенсации морального вреда. В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу п.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях предусмотренных законом. По данному делу, требования истцов о компенсации морального вреда основаны на принадлежащем им имущественном праве – праве на получении пенсии в определенных размерах. Учитывая, что требования истцов по взысканию компенсации морального вреда в связи с выплатой пенсии за выслугу лет в определенных размерах не основаны на нормах действующего законодательства и являются требованиями имущественного характера, суд считает, что в компенсации морального вреда истцам следует отказать.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая сложность дела, количество судебных заседаний суд считает возможным удовлетворить заявления Елистратовой Н.В., Матвеева В.М., Клещеревой Р.К. о возмещении судебных расходов на представителя по <данные изъяты> рублей в пользу каждого.

Зубаревой Л.А. доказательств расходов, понесенных на представителя представлено не было.

Поскольку расходы по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы осуществляется Управлением социальной защиты населения за счет средств муниципального образования, суд приходит к выводу, что Министерство социального развития Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Елистратовой Надежды Васильевны, Зубаревой Лидии Алексеевны, Матвеева Владимира Михайловича, Клещеревой Рашиды Караматовны к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению Социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области за счет средств муниципального образования Сорочинского района Оренбургской области в пользу Елистратовой Надежды Васильевны невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты>., судебные расходы на оплату услуг представителя в суде <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области за счет средств муниципального образования Сорочинского района Оренбургской области в пользу Зубаревой Лидии Алексеевны невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области за счет средств муниципального образования Сорочинского района Оренбургской области в пользу Матвеева Владимира Михайловича невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> включительно в размере <данные изъяты>., судебные расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области за счет средств муниципального образования Сорочинского района Оренбургской области в пользу Клещеревой Рашиды Караматовны невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты>., судебные расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб.

В удовлетворении остальной части иска Елистратовой Надежде Васильевне, Зубаревой Лидии Алексеевне, Матвееву Владимиру Михайловичу, Клещеревой Рашиде Караматовне отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2011 года.

Судья: Федина Е.В.