Дело № 2-513/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Сорочинск, ул. Чапаева, 23 16 июня 2011 года Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего – судьи Фединой Е.В. при секретаре судебного заседания Канайкиной О.А. с участием истца Кисловой Г.Г. представителя ответчика – Управления социальной защиты населения администрации Сорочинского района Ивлевой О.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Управления социальной защиты населения администрации Сорочинского района Трахировой О.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – Финансового отдела администрации Сорочинского района Оренбургской области – Подлипалиной Л.М., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кисловой Галины Григорьевны к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению Социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет, УСТАНОВИЛ: Кислова Г.Г. обратилась в суд указанным выше иском к Министерству социального развития Оренбургской области и УСЗН Сорочинского района Оренбургской области, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она работала в должности <данные изъяты>. С 01.08.2006 года освобождена от занимаемой должности в связи с выходом на пенсию. На основании закона Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» ей была назначена и выплачивалась доплата к пенсии. ДД.ММ.ГГГГ в названный закон были внесены изменения, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ ей должен был быть произведен перерасчет доплаты к пенсии. Однако, доплата в размере <данные изъяты>. была назначена ей только с ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за <данные изъяты> месяца составляет <данные изъяты>. Просила взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в свою пользу единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты>., с УСЗН Сорочинского района Оренбургской области компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Определением от 7 декабря 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Сорочинский район Оренбургской области. Решением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 13 января 2011 года Кисловой Г.Г. в удовлетворении иска к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области, администрации Сорочинского района Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда отказано в связи с необоснованностью. Кассационным определением от 16 марта 2011 года Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 13 января 2011 года в части отказа Кисловой Г.Г. в иске о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет отменено, и направлено на рассмотрение в тот же суд. Это же решение в части отказа Кисловой Г.Г. в иске о взыскании компенсации морального вреда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Кисловой Г.Г. – без удовлетворения. При новом рассмотрении дела Кислова Г.Г. исковые требования о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет поддержала на основаниях, указанных в исковом заявлении. Добавив, что на пенсию она вышла ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом в <данные изъяты> рублей. На ДД.ММ.ГГГГ её оклад составлял <данные изъяты> рублей. Представитель ответчика – Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представитель ответчика – Администрации Сорочинского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представитель ответчика – УСЗН Сорочинского района Оренбургской области Ивлева О.Г. исковые требования Кисловой Г.Г. не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица - Финансового отдела администрации Сорочинского района Оренбургской области – Подлипалина Л.М., действующая по доверенности, просила вынести решение на усмотрение суда. Заслушав истца и представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Как установлено в судебном заседании, Кислова Г.Г. замещала должность муниципальной службы – <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ она уволилась с работы в связи с выходом на пенсию по старости. На основании Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» администрацией Сорочинского района Кисловой Г.Г. со ДД.ММ.ГГГГ была установлена доплата к государственной пенсии в размере <данные изъяты>., исходя из месячного денежного содержания <данные изъяты>. х 75% ( стаж муниципальной службы) – <данные изъяты>. ( трудовая пенсия). В соответствии с Законом Оренбургской области от 29.06.2006 г., которым внесены изменения в названный выше Закон, размер доплаты был пересчитан с 09.08.2006 г. и установлена ежемесячная доплата в размере <данные изъяты>., исходя из должностного оклада <данные изъяты> руб., районного коэффициента к должностному окладу ( 15%) – <данные изъяты> руб., коэффициента ограничения денежного содержания, из которого исчисляется доплата к трудовой пенсии – 1, 8, стажа муниципальной службы ( 75%). На основании распоряжения администрации Сорочинского района от 07.04.2008 года № 14-лс « О перерасчете доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим» произведен перерасчет размера пенсии, исходя из должностного оклада <данные изъяты> руб., и установлен размер доплаты в сумме <данные изъяты>. Размер доплаты неоднократно изменялся ( уменьшался) в связи с увеличением размера трудовой пенсии. С 01.12.2009 года выплата доплаты прекращена на основании абз.2 ст. 12 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года « Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области», так как размер трудовой пенсии по старости превысил размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчислена пенсия за выслугу лет. 30.04.2010 года в Закон Оренбургской области от 27.11.1996 года внесены изменения, согласно которым коэффициент денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, увеличен до 2, 8, из указанного закона исключена норма о том, что положения закона распространяются на муниципальных служащих. Решением Совета депутатов муниципального образования Сорочинский район от 31.08.2010 г. утверждено Положение об установлении пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области. Пунктом 5.7 указанного Положения предусмотрено, что размеры пенсий за выслугу лет муниципальным служащим, исчисленные из денежного содержания с учетом ограничения 1, 8 должностного оклада с районным коэффициентом, подлежат перерасчету со дня вступления в силу названного решения. При этом размер среднемесячного заработка муниципальных служащих, из которого производится перерасчет пенсии за выслугу лет, не должен превышать 2, 8 должностного оклада с учетом районного коэффициента. Пунктом 4.1 названного Положения установлено, что порядок определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии муниципальных служащих, устанавливается Постановлением администрации Сорочинского района. Постановлением администрации Сорочинского района № 617-р от 23.09.2010 года утверждены Правила определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области. На основании указанных выше Положения и Правил истице с ДД.ММ.ГГГГ выплачивается доплата к государственной пенсии в сумме <данные изъяты>., исходя из должностного оклада <данные изъяты> руб., районного коэффициента к должностному окладу ( 15%)- <данные изъяты> руб., коэффициента ограничения денежного содержания из которого исчисляется доплата к трудовой пенсии – 2, 8, стажа муниципальной службы ( 75%). Согласно правовых позиций, сформулированных в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 мая 2011 года № 8-П, в определении от 03.04.2007 года № 332-О-П, законодатель субъекта РФ вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет средств бюджетов субъектов РФ доплат к установленным государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте РФ. Однако, это не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта РФ обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий. При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Указанные правовые позиции, соответственно, должны применяться и при правовом регулировании аналогичных вопросов на уровне муниципальных образований. Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации ( ст. 24). Законом Оренбургской области № 1611/339-IV-ОЗ от 10.10.2007 года ( ст. 24) установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Оренбургской области. Названные законы не предусматривают прекращение выплаты, назначенной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет в связи с введением органом местного самоуправления собственного правового регулирования порядка назначения и выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы. Поскольку право на перерасчет доплаты к государственной пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Положением об установлении пенсии за выслугу лет, лица, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области, возникло у Кисловой Г.Г. только с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, до этого времени в силу положений ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ и ст. 24 Закона Оренбургской области № 1611/339-IV-ОЗ от 10.10.2007 года расчет доплаты должен производиться на условиях и в порядке, установленном для государственных гражданских служащих области Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года с изменениями, внесенными в него Законом от 30.04.2010 года. По делу установлено, что Кислова Г.Г. вышла на пенсию ДД.ММ.ГГГГ. То есть истица вышла на пенсию в момент действия Закона, в прежней редакции, без учета изменений от ДД.ММ.ГГГГ. Кислова Г.Г. освобождена от занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом <данные изъяты> руб., на ДД.ММ.ГГГГ её оклад составляет – <данные изъяты> руб., что не опаривается ответчиками. В силу изложенных принципов недопустимости ухудшения положений граждан, на правоотношения, связанные с правом истца на пенсию по выслуге лет, должен распространяться Закон без учета изменений от 30 апреля 2010 года в той части, в которой он не ухудшает её положение, а Закон в редакции с изменениями от 30 апреля 2010 года должен применяться в той части, в которой он её положение улучшает. В соответствии со ст. 6 Закона (в редакции без изменений от 30 апреля 2010 года) пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего. За каждый полный год стажа государственной службы свыше требуемой размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего, однако сумма пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов его месячного денежного содержания. Статья 10 Закона (в редакции без учета изменений от 30 апреля 2010 года) определяет, что пенсия за выслугу лет исчисляется исходя из месячного денежного содержания государственного гражданского служащего. Месячное денежное содержание государственного гражданского служащего для исчисления размера пенсии за выслугу лет определяется по должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет. Согласно ст. 11 Закона (в редакции без учета изменений от 30 апреля 2010 года), в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, включаются: должностной оклад; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере до 30 процентов; премии по результатам работы; районный коэффициент. При этом размер денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 1,8 должностного оклада по замещавшейся государственной должности государственной гражданской службы Оренбургской области с учетом районного коэффициента. После внесения изменений от 30 апреля 2010 года, статья 11 Закона стала предусматривать, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, не должен превышать 2,8должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности государственного гражданского служащего Оренбургской области в соответствующем периоде. Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии государственных гражданских служащих, устанавливается Правительством Оренбургской области. Постановлением Правительства Оренбургской области от 21 мая 2010 г. № 347-п утверждены Правила определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области (далее – Правила). Согласно указанным Правилам для определения среднемесячного заработка лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Оренбургской области, учитывается денежное содержание, состоящее из следующих выплат: а) месячный оклад государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Оренбургской области (далее - должностной оклад); б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин); в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере до 30 процентов; г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, премии по итогам работы за год, квартал; ж) ежемесячное денежное поощрение; з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; и) районный коэффициент, устанавливаемый к денежному содержанию гражданского служащего Оренбургской области федеральным законодательством. Размер среднемесячного заработка, если расчетный период отработан полностью, определяется путем деления общей суммы оплаты труда (денежного содержания), указанной в пунктах 2 - 3 настоящих Правил, фактически начисленной в расчетном периоде, на 12. В случаях, если из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпуске без сохранения денежного содержания и период временной нетрудоспособности или если расчетный период отработан не полностью (менее 12 месяцев), размер среднемесячного заработка определяется путем деления суммы оплаты труда (денежного содержания) на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году). При этом выплаты, указанные в подпунктах «е» и "з" пункта 2, подпунктах «д» и "ж" пункта 3 Правил, учитываются при определении среднемесячного заработка в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат. Согласно представленным расчетам, размер денежного содержания, исчисленного из выплат, полученных Кисловой Г.Г. на момент выхода на пенсию, то есть по правилам ст. 11 Закона в редакции без учета изменений от 30 апреля 2010 года, будет составлять <данные изъяты>., что Кисловой Г.Г. не оспаривается). Согласно Распоряжения № 14-м от 07.04.2008 года администрации Сорочинского района Оренбургской области произведен перерасчет с 1 января 2008 года размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным ( муниципальным служащим) : Кисловой Г.Г., исходя из месячного денежного содержания по ранее занимаемой должности <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., в том числе должностной оклад – <данные изъяты> руб. Из расчетов, произведенных с применением Правил, то есть после внесения 30 апреля 2010 года изменений в Закон, среднемесячный заработок для расчета пенсии за выслугу лет будет составлять у Кисловой Г.Г. <данные изъяты>., данный размер среднемесячного заработка указан в справке представленной администрацией Сорочинского района, полученной по запросу суда. Стороны, в том числе и Кислова Г.Г. в судебном заседании вышеуказанный размер среднемесячного заработка не оспаривали. Законом установлено ограничение среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, он не должен превышать 2, 8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности государственного гражданского служащего Оренбургской области в соответствующем периоде. Максимальный размер среднемесячного заработка, исходя из которого, следует исчислять пенсию за выслугу лет, будет составлять <данные изъяты> Размер среднемесячного заработка Кисловой Г.Г. в сумме <данные изъяты>. не превышает ограничения установленного Законом (в ред. от 30 апреля 2010 года) ( <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.), исходя из чего, размер пенсии должен рассчитываться исходя из размера среднемесячного заработка без учета установленного ограничения. Исходя из размера среднемесячного заработка, на основании ст. 6 Закона размер пенсии должен рассчитываться следующим образом: Кислова Г.Г. имеет стаж службы свыше <данные изъяты> лет. Следовательно, размер пенсии Кисловой будет составлять 75 % от ее среднемесячного заработка или <данные изъяты>. (<данные изъяты> х 75%). В соответствии со ст. 6 Закона (в редакции от 30 апреля 2010 года) при определении размера пенсии за выслугу лет не учитывается размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Указанные положения, улучшают положение граждан, в связи с чем подлежат применению с момента вступления в силу Закона от 30 апреля 2010 года. Закон Оренбургской области от 30 апреля 2010 № 3546/817-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» вступил в силу с момента его официального опубликования. Данный Закон официально опубликован 21 апреля 2010 года в «Бюллетене Законодательного Собрания Оренбургской области», 35 заседание, II часть. 15 мая 2010 года в газете «Южный Урал», N 51-55 (спецвыпуск N 86 с документами Законодательного Собрания Оренбургской области). При этом, сам Закон подписан Губернатором Оренбургской области только 30 апреля 2010 года, то есть на момент его опубликования 21 апреля 2010 года, он не был подписан Губернатором. Согласно ст. 40 Закона Оренбургской области от 14 марта 2002 г. N 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области», Губернатор Оренбургской области в течение 14 дней со дня получения закона от Законодательного Собрания Оренбургской области подписывает закон и направляет его для официального опубликования, за исключением случаев, когда он принимает решение об отклонении закона Оренбургской области. Таким образом, Закон может быть официально опубликован только после его подписания губернатором. Следовательно, вступление в силу Закона «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» состоялось после его подписания и официального опубликования 15 мая 2010 года в газете «Южный Урал». Таким образом, расчеты размеров невыплаченной пенсии за выслугу лет необходимо исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из указанного выше, размер пенсии за выслугу лет будет составлять у Кисловой Г.Г. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Фактически, что не оспаривается ответчиком, Кисловой Г.Г. по ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет не выплачивалась. Таким образом, размер невыплаченной пенсии за выслугу лет Кисловой Г.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) будет составлять <данные изъяты>. Следовательно, Министерство социального развития Оренбургской области по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком и в удовлетворении требований о взыскании невыплаченной пенсии к Министерству социального развития Оренбургской области следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Кисловой Галины Григорьевны к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению Социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет удовлетворить частично. Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Сорочинского района Оренбургской области за счет средств муниципального образования Сорочинского района Оренбургской области в пользу Кисловой Галины Григорьевны невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты>. В удовлетворении остальных требований Кисловой Галине Григорьевне отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2011 года. Судья: Федина Е.В.
от 2 июля 1987 г. N 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР», размер районного коэффициента на территории Оренбургской области составляет 1,15. Исходя из этого, оклад с учетом районного коэффициента будет составлять у Кисловой Г.Г. – <данные изъяты>. (<данные изъяты>. х 1,15).