Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 июля 2011 года г. Сорочинск, ул. Чапаева, 23 Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе судьи Каменцовой Н.В., при секретаре Соколовой Н.В., с участием помощника Сорочинского межрайонного прокурора Подольских П.С. представителя ответчика – главы муниципального образования Николаевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области Егорова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Николаевский сельсовет Сорочинского района об обязании устранить нарушения законодательства, УСТАНОВИЛ: Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО Николаевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, указав, что Сорочинской межрайонной прокуратурой совместно со старшим государственным инспектором отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Денисовым А.Д. 22 июня 2011 года проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации свалок твёрдых бытовых отходов (ТБО), расположенных в поселке Уран, в границах муниципального образования «Николаевский сельсовет». В ходе проверки осмотрен земельный участок размером 2500 м2, в границах Муниципального образования Николаевского сельсовета Юго-Западная сторона пос. Уран в 600 метрах от дома № 1 по улице Березовой в центральной части кадастрового квартала № 56:30:0906001 (согласно прилагаемой схеме - земельный участок № 2), находящегося в собственности Муниципального образования «Николаевский сельсовет», который используется как постоянное место для складирования и хранения пищевых, твердых бытовых и других отходов. Западная сторона площадки ограничена березовой рощей. Периметр площадки не имеет четких границ – легкие части мусора под влиянием ветра уносятся на примыкающие земли сельскохозяйственного назначения (пастбища), часть из которых задерживается в лесозащитной полосе и березовой роще, захламляя их. Отходы хранятся и накапливаются навалом на земельном участке, не отведенном и не оборудованным под данный вид деятельности. Территория участка периодически подвергается захламлению пищевыми и твердыми бытовыми отходами при их полном отсутствии вывоза на полигон ТБО. Отвод земельного участка под данную свалку ТБО не оформлен. Данная свалка ТБО не находится на чьём-либо балансе, вместе с тем, на данной свалке осуществляется размещение отходов без разрешения, то есть несанкционированно. Просит обязать администрацию МО «Николаевский сельсовет» во исполнение требований п. 7, 16 – 17, 29 ч.2 ст.6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.8 и ст. 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» ликвидировать несанкционированную свалку (полигон) ТБО, расположенную в границах Муниципального образования «Николаевский сельсовет», Юго-Западная сторона пос. Уран в 600 метрах от дома № 1 по улице Березовой в центральной части кадастрового квартала № 56:30:0906001 (согласно прилагаемой схеме - земельный участок № 2). В судебном заседании помощник прокурора Подольских П.С. поддержал заявление в полном объеме, просил его удовлетворить. Добавил, что на администрацию муниципального образования возложены обязанности по сбору и вывозу мусора не только с территории поселений, но и со всей территории муниципального образования, поэтому требования заявленные прокурором являются обоснованными в полном объеме. Представитель ответчика глава муниципального образования Николаевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области Егоров И.В. не признал исковые требования ввиду того, что он не имеет в наличии средств, на которые можно было бы осуществить предъявленные в исковом порядке требования прокурора. Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Исходя из требований ст.51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и ст.22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения. Указанные положения законодательства грубым образом нарушаются при функционировании и эксплуатации несанкционированной свалки. Согласно п. 11 ч.2 ст.6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых отходов и мусора. Вместе с тем администрацией МО «Николаевский сельсовет» грубо нарушаются данные нормы законодательства, так как не принимаются надлежащие меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха, захламления прилегающих к свалке земель, не принимаются меры по устранению нарушений требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, допускаемые при эксплуатации свалок ТБО в целях предотвращения её негативного воздействия на окружающую среду. В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что на территории муниципального образования Николаевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Эксплуатация данной несанкционированной свалки ТБО происходит по сегодняшний день, что является нарушением требований ст.34 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом нарушаются конституционные права граждан проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, установленные ст.42 Конституции РФ, в связи с размещением несанкционированной свалки ТБО, которая отрицательно, негативно влияет на состояние атмосферного воздуха, а также на земли муниципального образования «Николаевский сельсовет». Статьёй 9 Конституции РФ установлено, что земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По смыслу указанной статьи использование земель и других природных ресурсов не должно наносить ущерба окружающей среде и не нарушать права и законные интересы неопределённого круга лиц (граждан), в данном случае проживающих на территории п. Уран муниципального образования «Николаевский сельсовет». Согласно ст. 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Материалами дела подтверждено, что в 600 метрах от дома № 1 по улице Березовой в центральной части кадастрового квартала № 56; 30; 0906001 (согласно прилагаемой схеме - земельный участок № 2), находящегося в собственности Муниципального образования «Николаевский сельсовет», который используется как постоянное место для складирования и хранения пищевых, твердых бытовых и других отходов. Западная сторона площадки ограничена березовой рощей. Периметр площадки не имеет четких границ – легкие части мусора под влиянием ветра уносятся на примыкающие земли сельскохозяйственного назначения (пастбища), часть из которых задерживается в лесозащитной полосе и березовой роще, захламляя их. Отходы хранятся и накапливаются навалом на земельном участке, не отведенном и не оборудованном под данный вид деятельности. Территория участка периодически подвергается захламлению пищевыми и твердыми бытовыми отходами при их полном отсутствии вывоза на полигон ТБО. Отвод земельного участка под данную свалку ТБО не оформлен. Данная свалка ТБО не находится на чьём-либо балансе, вместе с тем, на данной свалке осуществляется размещение отходов без разрешения, то есть несанкционированно. Проверкой установлено, что администрация МО «Николаевский сельсовет» не имеет установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на указанной несанкционированной свалке, утверждённых специально уполномоченным федеральным государственным органом исполнительной власти. Довод представителя ответчика об отсутствии средств на осуществление вывоза твердых бытовых отходов, не может быть принят судом во внимание в качестве юридически значимого факта, поскольку установленные законодательством Российской Федерации нормы обязательны для всех муниципальных образований и подлежат неукоснительному исполнению. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора следует удовлетворить. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию МО «Николаевский сельсовет» во исполнение требований пунктов 7, 16 – 17, 29 части 2 статьи 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 8 и статьи 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» ликвидировать несанкционированную свалку (полигон) ТБО, расположенную в границах Муниципального образования «Николаевский сельсовет», Юго-Западная сторона пос. Уран в 600 метрах от дома № 1 по улице Березовой в центральной части кадастрового квартала № 56; 30; 0906001 (согласно прилагаемой схеме - земельный участок № 2). Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сорочинский районный суд Оренбургской области. Судья Н.В. Каменцова