решение по делу №2-777/2011 от 15 июля 2011 года по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского сельского совета Сорочинского района об обязании устранить нарушения законодательства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2011 года г. Сорочинск, ул. Чапаева, 23

Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе судьи Банниковой Н.Н., при секретаре Губарь Е.Ю,

с участием помощника Сорочинского межрайонного прокурора Подольских П.С., представителя ответчика – главы муниципального образования «Николаевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области» Егорова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Николаевский сельсовет Сорочинского района об обязании устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с исками к администрации МО «Николаевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области», указав, что Сорочинской межрайонной прокуратурой совместно со старшим государственным инспектором отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Оренбургской области ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации свалок твёрдых бытовых отходов (ТБО), расположенных в поселке <адрес>, в границах муниципального образования «Николаевский сельсовет».

В ходе проверки осмотрены земельные участки размером 2500 м2 и 3000 м2 в границах Муниципального образования Николаевского сельсовета Юго-Западная сторона <адрес> в 300 и 400 метрах от <адрес> в центральной части кадастрового квартала (согласно прилагаемой схеме - земельные участки №1 и 3), находящегося в собственности Муниципального образования «Николаевский сельсовет», который используется как постоянное место для складирования и хранения пищевых, твердых бытовых и других отходов. Западная сторона площадки ограничена березовой рощей. Периметр площадки не имеет четких границ – легкие части мусора под влиянием ветра уносятся на примыкающие земли сельскохозяйственного назначения (пастбища), часть из которых задерживается в лесозащитной полосе и березовой роще, захламляя их. Отходы хранятся и накапливаются навалом на земельном участке, не отведенном и не оборудованном под данный вид деятельности.

Территория участка периодически подвергается захламлению пищевыми и твердыми бытовыми отходами при их полном отсутствии вывоза на полигон ТБО.

Отвод земельного участка под данную свалку ТБО не оформлен. Данная свалка ТБО не находится на чьём-либо балансе, вместе с тем, на данной свалке осуществляется размещение отходов без разрешения, то есть несанкционированно.

Просит обязать администрацию МО «Николаевский сельсовет» во исполнение требований п. 7, 16 – 17, 29 ч.2 ст.6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.8 и ст. 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» ликвидировать несанкционированную свалку (полигон) ТБО, расположенную в границах Муниципального образования «Николаевский сельсовет», Юго-Западная сторона <адрес> в 300 и 400 метрах от <адрес> в центральной части кадастрового квартала (согласно прилагаемой схеме - земельные участки № 1 и 3).

Определением Сорочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела и объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора Подольских П.С. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлениях, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - глава муниципального образования Николаевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области Егоров И.В. исковые требования прокурора не признал. Суду пояснил, что денежные средства на сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в бюджете отсутствуют. Жители <адрес> самовольно организовали данную свалку.

Санкционированного участка для складирования мусора на территории муниципального образования нет.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Исходя из требований ст.51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и ст.22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения.

Указанные положения законодательства грубым образом нарушаются при функционировании и эксплуатации несанкционированной свалки.

Правовые основы деятельности органов местного самоуправления установлены Конституцией РФ и Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.18 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Об этом же указано в ч.1 ст.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления».

Согласно п.1 ст. 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Порядок вывоза отходов с территорий муниципальных образований установлен Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года №155

Санитарные правила и нормы СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» регламентируют организацию рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий населенных мест.

Вместе с тем судом установлено, что на территории муниципального образования «Николаевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области» грубо нарушаются данные нормы законодательства, так как не принимаются надлежащие меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха, захламления прилегающих к свалке земель, не принимаются меры по устранению нарушений требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, допускаемые при эксплуатации свалок ТБО в целях предотвращения её негативного воздействия на окружающую среду.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что на территории муниципального образования Николаевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Эксплуатация данной несанкционированной свалки ТБО происходит по сегодняшний день, что является нарушением требований ст.34 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом нарушаются конституционные права граждан проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, установленные ст.42 Конституции РФ, в связи с размещением несанкционированных свалок ТБО, которые отрицательно, негативно влияют на состояние атмосферного воздуха, а также на земли муниципального образования «Николаевский сельсовет».

Статьёй 9 Конституции РФ установлено, что земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

По смыслу указанной статьи использование земель и других природных ресурсов не должно наносить ущерба окружающей среде и не нарушать права и законные интересы неопределённого круга лиц (граждан), в данном случае проживающих на территории п. Уран муниципального образования «Николаевский сельсовет».

Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в ходе осмотра земельных участков, земель сельскохозяйственного назначения (пастбище, общей площадью 30 га), расположенных по адресу: Сорочинский район, в границах Муниципального образования Николаевского сельсовета, юго- западная сторона <адрес> в 300 и 400 метрах от <адрес>, в центральной части кадастрового квартала на которой складируются твердые бытовые отходы, строительный мусор, отходы животного происхождения, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, упаковочный материал, навоз, фрагменты кровли и другие отходы.

Периметр площадей не имеет четких границ, легкие части мусора под влиянием ветра уносятся на примыкающие земли сельскохозяйственного назначения (пастбище). Здесь же просматривается пышная сорная растительность, в том числе и наркосодержащие растения (конопля).

Отходы хранятся и накапливаются навалом на земельном участке, не отведенном и не оборудованном под данный вид деятельности. Территория участка периодически подвергается захламлению пищевыми и твердыми бытовыми отходами при их полном отсутствии вывоза на полигон ТБО.

Отвод земельного участка под данную свалку ТБО не оформлен. Данная свалка ТБО не находится на чьём-либо балансе, вместе с тем, на данной свалке осуществляется размещение отходов без разрешения, то есть несанкционированно.

Согласиться с доводом представителя ответчика об отсутствии денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нельзя, поскольку они не основаны на законе.

В целях решения вопроса местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.(п.п.1 п.1 ст.14,пп.1п.1ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение бюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом изложенного, отсутствие в бюджете Муниципального образования «Николаевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области» денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не освобождает муниципальное образование от решения вопросов местного значения, связанных с организацией сбора и вывозы твердых бытовых отходов и мусора.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Николаевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области» ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенные в границах Муниципального образования «Николаевский сельсовет», Юго-Западная сторона <адрес> в 300 и 400 метрах от <адрес> в центральной части кадастрового квартала (согласно прилагаемой схеме - земельные участки №1 и 3).

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сорочинский районный суд Оренбургской области.

Судья Банникова Н.Н.