Дело № 2-795/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июля 2011 года г. Сорочинск, ул. Чапаева, 23 Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе судьи Фединой Е.В., при секретаре Канайкиной О.А., с участием представителя заявителя Бакирова Р.М., действующего по доверенности, адвоката Репневой Е.В., представителя заинтересованного лица Ненашева Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Халиковой Мигрибан Шариповны о признании незаконным распоряжения главы администрации МО Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области и решения комиссии по жилищным вопросам, У С Т А Н О В И Л : Халикова М.Ш. в порядке главы 25 УПК РФ обратилась в суд с заявлением в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление главе муниципального образования Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области с просьбой поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», ФЗ «О ветеранах» и ст. 51 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, труженицей тыла. ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам при администрации МО Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области приняла по её заявлению решение: «Отказать Халиковой М.Ш. в постановке на учет нуждающихся в связи с отсутствием оснований. Так как семья Халиковой Мигрибан Шариповны состоящая из 5 человек, за которой числятся домовладения по адресу: <адрес>. Домовладение по адресу: <адрес> не признано непригодным для проживания и фактически находящаяся доля площади на каждого члена семьи заявителя превышает учетную норму площади для признания нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Решением Совета депутатов № МО Матвеевский сельский совет». ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО Матвеевский сельсовет Ненашев Н.И. утвердил своим распоряжением решение жилищной комиссии. Считает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам при администрации МО Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО Матвеевский сельсовет незаконны. Просила признать её заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации МО Матвеевский сельский совет с просьбой поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обоснованным. Обязать администрацию МО Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение её прав и свобод. В дальнейшем представитель заявителя Бакиров Р.М., действующий от имени Халиковой М.Ш. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявление уточнил, просил признать незаконным распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации муниципального образования Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области и решение от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам при администрации МО Матвеевский сельский совет Сорочинского района. Признать необходимым устранение в полном объеме допущенного нарушения прав Халиковой М.Ш. этими решениями, путем постановки на учет качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветерана и вдовы ветерана Великой Отечественной войны со дня принятия указанного незаконного решения жилищной комиссией, а именно со ДД.ММ.ГГГГ. Признать её заявление на имя главы муниципального образования Матвеевский сельский совет с просьбой поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обоснованным. Принять решение об обязании муниципального образования Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение её прав и свобод. В судебное заседание Халикова М.Ш. не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствии, представив заявление. Представитель Халиковой М.Ш., Бакиров Р.М., действующий по доверенности, заявление поддержал. Представитель заинтересованного лица – глава администрации МО Матвеевский сельский совет Оренбургской области, Ненашев Н.И., заявление Халиковой М.Ш. не признал, пояснив, что Халикова М.Ш. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Халикова М.Ш. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Вышеуказанный жилой дом был продан её мужу колхозом, регистрацию договор купли-продажи не прошел. Право собственности Халикова на дом не зарегистрировано, дом не стоит на учете в ГУП «ОЦ и ОН». На момент вынесения решения жилищной комиссией, у них не было ответа из ГУП «ОЦ и ОН» о площади жилого дома в котором проживает Халикова М.Ш. Жилищная комиссия выезжала по месту проживания Халиковой в <адрес>, составила протокол, жилье нормальное. Халикова М.Ш. проживает совместно с сыном, снохой и двумя внуками. У сына имеется дом в <адрес>. Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, свидетелей, речь адвоката, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Справкой Управления социальной защиты населения администрации г. Сорочинска подтверждается, что Халикова М.Ш. является вдовой умершего инвалида ВОВ – ФИО6 ( умер ДД.ММ.ГГГГ) и имеет право на меры социальной поддержки ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах». Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Халикова М.Ш. обратилась в администрацию МО Матвеевский сельский совет с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в связи с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», ФЗ «О ветеранах», указав в качестве причины: отсутствие жилого помещения; обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по жилищным вопросам администрации МО Матвеевский сельский совет составлен акт обследования жилищных условий Халиковой М.Ш., заключение комиссии: квартира пригодна для проживания. Решением заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации МО Матвеевский сельский совет Сорочинского района от ДД.ММ.ГГГГ: отказано Халиковой М.Ш. в постановке на учет нуждающихся в связи с отсутствием оснований, так как семья Халиковой М.Ш. состоящая из <данные изъяты> человек, за которой числятся домовладения п адресу: <адрес>. Домовладение по адресу: <адрес> не признано непригодным для проживания и фактически приходящаяся доля площади на каждого члена семьи заявителя превышает учетную норму площади для признания нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Решением Совета депутатов № МО Матвеевский сельский совет. Согласно распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования Матвеевский сельский совет на основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам при администрации Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Халиковой М.Ш. отказано в постановке на учет нуждающихся в связи с отсутствием оснований. Указом Президента Российской Федерации N714 от 7 мая 2008г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1). В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям ( как малоимущий гражданин или как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или в отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее, чем через три рабочих дня выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ ( ч. 3, 4, 5, 6. 7 ЖК РФ). В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек, предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 ст. 53 ЖК РФ. Согласно Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года № 2733/489 -111-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ( ст. 5) заявление и представленные документы проверяются уполномоченным органом. В случае необходимости уполномоченным органом дополнительно осуществляется проверка жилищных условий, по итогам которой составляется соответствующий акт по установленной форме. После проведения проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования. Оспариваемое решение жилищной комиссии администрации муниципального образования Матвеевский сельский совет, а также распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит ссылок по какому основанию, предусмотренному ст. 54 ЖК РФ Халиковой М.Ш. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье. Между тем, в указанном пункте основания перечислены по подпунктам «1», «2», «3». Кроме того, в акте обследования жилищных условий и решении жилищной комиссии не содержится данных о том, жилое помещение какой площади занимает Халикова М.Ш. и члены её семьи, на основании чего комиссией сделан вывод, что фактически приходящаяся доля площади на каждого члена семьи заявителя превышает учетную норму площади для признания нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Решением Совета депутатов № МО Матвеевский сельский совет. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что площадь жилого дома, в котором проживает Халикова М.Ш. в <адрес> комиссией не устанавливалась. Кроме того, комиссией не была установлена площадь жилого помещения, приобретенного сыном заявителя ФИО7 в <адрес>. Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что является членом жилищной комиссии. Глава администрации МО Матвеевский сельский совет предложил посмотреть условия проживания Халиковой М.Ш. в доме <адрес>. Дом нормальный. В этот же день ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования жилищных условий. Бабушка проживает совместно с сыном, снохой и двумя внуками. Они все прописаны в доме. Площадь дома в <адрес> комиссией не устанавливалась. На заседании жилищной комиссии в администрации Матвеевский сельский совет, когда принималось решение она не присутствовала, хотя указана в протоколе заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что является секретарем и членом жилищной комиссии при администрации МО Матвеевский сельский совет. В администрацию поступило заявление Халиковой М.Ш. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Они решили проверить жилищные условия Халиковой М.Ш., выехали в <адрес>, осмотрели квартиру. Квартира пригодна для проживания. Площадь жилого помещения не проверялась. Халикова М.Ш. проживает совместно с сыном, снохой и двумя внуками. В <адрес> был составлен акт обследования жилищных условий. В Матвеевском сельском совете был составлен протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, он был подписан ею, как секретарем, а также главой администрации МО Матвеевский сельсовет Ненашевым Н.И. На заседании жилищной комиссии она не присутствовала, также как не присутствовали и ФИО8, ФИО10, ФИО11 Из чего, суд делает вывод о том, что заседание жилищной комиссии при администрации МО Матвеевский не проводилось, кворум отсутствовал. При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Халиковой М.Ш. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования Матвеевский сельский совет которым Халиковой М.Ш. отказано в постановке на учет нуждающихся в связи с отсутствием оснований, нельзя признать законным, оно нарушает права и свободы Халиковой М.Ш. Заявление Халиковой М.Ш. в этой части обоснованно и подлежит удовлетворению. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так как судом установлено, что заседание жилищной комиссии при администрации МО Матвеевский сельский совет не проводилось, кворум на заседании отсутствовал, жилищная комиссия при составлении акта об обследовании жилищных условий вышла за пределы своих полномочий в части признания жилого помещения пригодным для проживания, жилищной комиссией не установлен размер площади жилого помещения в котором проживает Халикова М.Ш., решение жилищной комиссии не содержит ссылку на основания отказа, установленные ст. 54 ЖК РФ, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования Матвеевский сельский совет устранить допущенные нарушения, вновь рассмотрев заявление от ДД.ММ.ГГГГ Халиковой М.Ш. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку право принятия решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставлено органу местного самоуправления, суд не может предрешить существо решения, которое должно быть принято. В связи с чем, суд отказывает Халиковой М.Ш. в удовлетворении заявления в части обязания администрации муниципального образования Матвеевский сельский совет устранить нарушения путем постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветерана и вдовы ветерана Великой Отечественной войны со дня принятия указанного незаконного решения жилищной комиссией, а именно со ДД.ММ.ГГГГ. Также суд отказывает Халиковой М.Ш. в удовлетворении заявления в части признания её заявление на имя главы муниципального образования Матвеевский сельский совет с просьбой поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обоснованным, поскольку такой способ защиты права законом не предусмотрен. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Халиковой Мигрибан Шариповны удовлетворить частично. Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации МО Матвеевский сельский совет Сорочинского района от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным распоряжение главы администрации МО Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам при администрации МО Матвеевский сельский совет Сорочинского района от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию муниципального образования Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ Халиковой Мигрибан Шариповны о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении остальной части заявления Халиковой Мигрибан Шариповне отказать. Взыскать с муниципального образования Матвеевский сельский совет Сорочинского района Оренбургской области государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сорочинский районный суд Оренбургской области. Мотивированное решение изготовлено 27.07.2011 года. Судья: Федина Е.В.