Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Сорочинск 17 августа 2011 года Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р. при секретаре Свотиной О.В. с участием старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Афанасьева А.С. представителя ответчика администрации МО г.Сорочинск Оренбургской области Глущенко В.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Сорочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Сорочинск Оренбургской области о понуждении к совершению действий по прекращению размещения твёрдых бытовых отходов на несанкционированных свалках (полигонах), и ликвидации данных свалок У С Т А Н О В И Л: Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в заявлении, что прокуратурой совместно со специалистом Роспотребнадзора и представителем администрации г. Сорочинска проведена проверка исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации свалок твердых бытовых отходов (далее по тексту – ТБО) на территории г. Сорочинска. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства на территории г. Сорочинска имеются земельные участки, несанкционированно используемые для складирования и хранения пищевых и твердых бытовых отходов. Так, земельный участок площадью 14 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 20 м. от <адрес>; земельный участок площадью 27 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 20 м. от <адрес>; земельный участок площадью 14 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 3 м. от <адрес>; земельный участок площадью 16 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 18 м. от <адрес>; земельный участок площадью 45 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 2 м. <адрес> земельный участок площадью 58 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 13 м. от <адрес>; земельный участок площадью 57 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 4,9 м. от <адрес>; земельный участок площадью 11 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 3,5 м. от <адрес>, используются как постоянное место для складирования и хранения пищевых и твердых бытовых отходов. Отвод земельного участка под свалку не оформлялся, нормативы образования отходов и размещения их на свалке у администрации отсутствуют, свалка на чьем-либо балансе не состоит, однако эксплуатируется по настоящий момент, то есть на ней незаконно размещаются отходы. Территория участка периодически подвергается захламлению, отходы на полигон ТБО не вывозятся. Таким образом, при функционировании данной свалки грубо нарушаются положения п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11, п.п. 3, 4, 5 ст.12, ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 22, 24, 39, 44, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, эксплуатацией свалки нарушается право неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ. Поскольку вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории отнесено к вопросам местного значения в соответствии с уставом МО г. Сорочинск и федеральным законодательством, просит обязать администрацию МО г. Сорочинск во исполнение требований п.п. 24-25 ч.1 ст.16 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 и ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», ст.7 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», ликвидировать несанкционированные свалки (полигоны) ТБО, расположенные по <адрес> на удалении 20 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 20 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 3 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 18 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 2 м. от <адрес> по <адрес> на удалении 13 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 4,9 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 3,5 м. от <адрес> Старший помощник Сорочинского межрайонного прокурора Афанасьев А.С. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Пояснил, что ввиду ненадлежащей организации вывоза мусора из контейнеров рядом с ними складируется бытовой мусор, прочие отходы, чем нарушаются требования закона и права граждан на благоприятную окружающую среду. В ходе выездного заседания установлено, что на всех указанных в заявлении прокурора земельных участках мусор имеется. Просил иски прокурора удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО г. Сорочинск Глущенко В.М. требования прокурора не признал, пояснил, что не отрицает тот факт, что функция по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится в вопросам местного значения, является обязанностью администрации города. В настоящее время администрацией города ни с одной организацией на осуществление такого рода деятельности договоры не заключены, поэтому она не может предпринять никаких мер реагирования в связи с ненадлежащим оказанием услуг. Услуги по вывозу мусора населению оказывает в г. Сорочинске ООО «ТБО Сервис», оно начало осуществлять свою деятельность в марте-апреле 2011 года, взимает с населения за это плату. Из-за ненадлежащего выполнения своих обязанностей в районах установки мусорных контейнеров скапливается мусор. Администрацией города принимаются меры по вывозу мусора, привлекаются сторонние организации, однако не хватает техники и денежных средств. Полагает, что иски удовлетворению не подлежат, так как работа по вывозу мусора ведется, администрация не бездействует, также ответственность должна возлагаться на организацию, оказывающую услуги по вывозу мусора. Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-Ф, отходы производства потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации». Согласно ч.ч. 1, 2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством российской Федерации. В соответствии с п.24-25 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., п.24-25 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования «город Сорочинск», к вопросам местного значения относится: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов населения. В судебном заседании было установлено, что земельный участок площадью 14 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 20 м. от <адрес>; земельный участок площадью 27 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 20 м. от <адрес>; земельный участок площадью 14 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 3 м. от <адрес>; земельный участок площадью 16 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 18 м. от <адрес>; земельный участок площадью 45 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 2 м. от <адрес> земельный участок площадью 58 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 13 м. от <адрес>; земельный участок площадью 57 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 4,9 м. от <адрес>; земельный участок площадью 11 кв.м., расположенный по <адрес> на удалении 3,5 м. от <адрес> используются как постоянное место для складирования и хранения пищевых и твердых бытовых отходов. Допрошенный в суде в качестве свидетеля специалист-эксперт Тиханкина Т.Е. показала, что участвовала при проведении проверки свалок, в действительности вокруг мест сбора бытового мусора имеется захламление земельных участков бытовым мусором и прочими отходами. Это происходит из-за того, что из контейнеров мусор не вывозится, его просто некуда складывать. В пределах населенных пунктов организовывать свалки ТБО недопустимо. Доводы представителя ответчика о том, что работа по вывозу мусора ведется, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении исков, поскольку факт ненадлежащего выполнения администрацией города функции по организации сбора и вывоза мусора очевиден. Это подтверждается фототаблицей, приложенной к исковым заявлениям, а также составленной по результатам выезда на место в ходе судебного заседания. Из нее следует, что на всех указанных в заявлениях прокурора участках местности рядом с контейнерными площадками несанкционированно складируется мусор. Вывоз мусора был осуществлен только на <адрес>, однако участок местности напротив контейнерной площадки также захламлен бытовыми отходами, во время осмотра вывозился мусор со свалки на <адрес>, однако наличие мусора вокруг контейнерной площадки также было зафиксировано. Сам представитель ответчика пояснил, что администрацией города в рамках исполнения возложенной на нее обязанности не заключен договор ни с одной коммерческой организацией на вывоз мусора. На каком основании ООО «ТБО сервис» взимает деньги с граждан за вывоз мусора, и оказывает ли оно эти услуги представитель также пояснить не мог. Доводы представителя ответчика о том, что ответственность должна быть возложена на ООО «ТБО сервис» как на организацию, вывозящую мусор, необоснованны по указанным выше основаниям, кроме того, как указано выше, вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложены на органы местного самоуправления. Таким образом, исковые заявления Сорочинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 264 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иски Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию МО г. Сорочинск во исполнение требований п.п. 24-25 ч.1 ст.16 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 и ст. 12, 13 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», ст.7 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», ликвидировать несанкционированные свалки (полигоны) ТБО, расположенные в <адрес>: по <адрес> на удалении 20 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 20 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 3 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 18 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 2 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 13 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 4,9 м. от <адрес>; по <адрес> на удалении 3,5 м. <адрес>. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 22.08.2011 года. Судья: Кучаев Р.Р.