Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 октября 2011 г. г.Сорочинск Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе судьи Каменцовой Н.В., при секретаре Соколовой Н.В., с участием исполняющей обязанности старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Мельниковой С.Н., представителя ответчика ФГУ «Управления эксплуатации Сорочинского водохранилища» Латышенко Г.Н., представителей соответчика Федерального агентства водных ресурсов – Филатовой В.В. и Риделя С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора к Федеральному государственному учреждению «Управления эксплуатации Сорочинского водохранилища», Территориальному управлению Росимущества по Оренбургской области, Федеральному агентству водных ресурсов о признании незаконными бездействия и обязании устранить нарушения, У С Т А Н О В И Л: Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указав, что Сорочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка Гидротехнического сооружения Сорочинского водохранилища на реке Самара Оренбургской области, было установлено, что данное гидротехническое сооружение находится в собственности РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области и непосредственно эксплуатируется ФГУ «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища». Основное назначение данного гидротехнического сооружения регулирование стока с использованием воды для обеспечения гарантированного водопотребления г.Бузулук, г.Сорочинск, нефтепромыслов ОАО «Оренбургнефть», населения, сельского хозяйства, а также для целей орошения, улучшения санитарно-экологического состояния ниже створа платины, рекреационных, культурно-оздоровительных целей и любительского рыболовства. В соответствии с законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года № 117 – ФЗ собственники гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций обязаны обеспечивать безопасность данных гидротехнических сооружений. В нарушение норм вышеуказанного закона ФГУ «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» при эксплуатации ГТС Сорочинского водохранилища допущены нарушения требований законодательства, а именно не создан резерв финансовых средств, для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации. Просит признать незаконным бездействие ФГУ «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» по невыполнению мероприятий направленных на создание резерва финансовых средств, для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации. Обязать ФГУ «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» принять меры к созданию резерва финансовых средств, для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации. Определением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 26 июля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Росимуществом по Оренбургской области. Определением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 11 августа 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство водных ресурсов. В судебном заседании представитель истца, исполняющая обязанности старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Мельникова С.Н. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме на основаниях указанных в иске. Представитель ответчика ФГУ «Управления эксплуатации Сорочинского водохранилища» Латышенко Г.Н. с иском прокурора не согласна, поскольку ФГУ «УЭСВ» является бюджетной организацией и финансируются в соответствии с Бюджетным законодательством. Бюджетной классификацией не предусмотрено ассигнований на создание финансового резерва для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации, поэтому самостоятельно учреждение не имеет возможности создать такой резерв. Бюджетные ассигнования перечисляются на лицевой счет ФГУ «УЭСВ» и открывать иные счета не имеется возможности, поэтому реальной возможности по созданию финансового ресурса не имеется. Кроме того, создан достаточный материальный резерв в виде техники и материалов, которые могут использоваться в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, проводятся постоянные ремонтные работы на гидротехническом сооружении, позволяющие говорить о его надежной укрепленности и безопасной эксплуатации. Финансовые резервы имеются в Правительстве РФ, которое в случае ликвидации чрезвычайной ситуации в состоянии профинансировать всю необходимую деятельность в указных условиях. Гидротехническое сооружение застраховано на сумму 5000000 рублей в ООО «Росгосстрах», что также может выступать гарантией денежной выплаты в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Таким образом каких-либо действий, направленных на создание финансового резерва они не предпринимали, так как не имеют возможности самостоятельно такой резерв формировать. Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Представитель соответчика Федерального агентства водных ресурсов – Филатова В.В. просила отказать в удовлетворении иска. Дополнительно пояснила, что Федеральное агентство водных ресурсов не имеет возможности создать резерв финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайно ситуации, ввиду отсутствия законодательства, регулирующего данный порядок. Несмотря на то, что агентство является главным распорядителем финансовых средств, бюджетным законодательством не предусмотрено расходов, направленных на создание финансового резерва на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, тем не менее в Российской Федерации имеется достаточно финансовых средств, чтобы в случае ликвидации чрезвычайной ситуации изыскать на данные мероприятия достаточные средства. Действительно финансовый резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций отсутствует как в Федеральном агентстве водных ресурсов, так и в ФГУ «УЭСВ», но в эксплуатирующей организации имеется достаточно материальных средств, которые могут быть использованы для ликвидации чрезвычайной ситуации. Самостоятельно агентством не принимались меры на создание финансового ресурса для ликвидации чрезвычайных ситуаций ввиду того, что такая процедура не урегулирована законодательством. Просила в удовлетворении иска отказать. Представитель соответчика Федерального агентства водных ресурсов – Ридель С.А. исковые требования не признал на основаниях изложенных в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Добавил, что Постановлением правительства о порядке использования материальных ресурсов, определена процедура создания и использования именно материальных ресурсов, а не финансовых, механизм создания которых ничем не урегулирован. Просил в удовлетворении иска отказать. Представитель Территориального управления Росимуществом по Оренбургской области в судебном заседании участие не принимал, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В соответствии с ч. 5 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя Территориального управления Росимуществом по Оренбургской области. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу. В судебном заседании установлено, что на территории Сорочинского района Оренбургской области расположено гидротехническое сооружение Федеральное государственное учреждение «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» в бассейне реки Самара в семи километрах выше г. Сорочинска и в 402 км. от устья реки Самары. Данное гидротехническое сооружение введено в эксплуатацию 03 декабря 2009 года, что подтверждается разрешением на эксплуатацию гидротехнического сооружения от 03 декабря 2009 года № Федеральное государственное учреждение «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» осуществляет свою деятельность на основании Устава утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ № и имеет на праве оперативного управления одноэтажную земляную плотину литер В8, площадью застройки 397500 кв.м., высотой 10,5 м., одноэтажную водосбросную платину литер В7, площадью застройки 6000 кв.м., высотой 25 метров, потерну литер В5, общей площадью 161,2 кв.м., одноэтажную насосную станцию инженерной защиты с – за «Родина» литер В19В20, общей площадью 208,2 кв.м., одноэтажную защитную дамбу инженерной защиты с-за «Родина» литер В23, площадью 250000 кв.м. водоприемную емкость инженерной защиты с-за «Родина» литер В22 площадью 63,6 кв.м., сифонный дренаж инженерной защиты с-за «Родина», дамбы подходов к мосту через р. Осьмая литер В 116, дамбу берегоукрепления инженерной защиты железной дороги Кинель – Оренбург литер В18, расположенные на территории Сорочинского района Оренбургской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Российская Федерация является собственником одноэтажной водосбросной плотины литер В7, площадью застройки 6000 кв.м., высотой 25 метров и одноэтажной земляной плотины литер В8, площадью застройки 397500 кв.м., высотой 10,5 м., расположенных на территории Сорочинского района Оренбургской области. В статье 9 вышеуказанного закона указано, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в том числе финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Из статей 17,18 вышеуказанного Федерального закона, следует, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности. Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации. В случае, если затраты, необходимые для возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения, превышают сумму финансового обеспечения гражданской ответственности, определенного в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона, порядок возмещения вреда устанавливает Правительство Российской Федерации. Согласно Уставу ФГУ «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» по своей организационно – правовой форме является федеральным государственным бюджетным учреждением и по своим обязательствам отвечает находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Федеральное агентство водных ресурсов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Согласно статье 14 указанного закона, организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Из смысла указанной нормы следует, что финансовые обязанности организаций в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключаются в финансировании мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, а также в обязанности создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» организации всех форм собственности участвуют в ликвидации и чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. В связи с этим принято Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 № 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с которым организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов, которые и используются для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В судебном заседании установлено и не отрицалось сторонами ответчиков, что в ФГУ «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» и в Федеральном агентстве водных ресурсов не создано резерва финансовых средств, для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации и меры к созданию данного резерва также ответчиками не принимаются. Доводы ответчиков о наличии материального резерва для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций у ФГУ «УЭСВ» и отсутствие прямого механизма формирования финансового резерва, а также наличие страхования гидротехнического сооружения, суд находит несостоятельными, поскольку ни одна из указанных причин не может служить основанием для освобождения ответчиков от принятия мер к созданию резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайно ситуации. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора к ФГУ «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» обоснованны и подлежат удовлетворению, исковые требования к Федеральному агентству водных ресурсов также подлежат удовлетворению, поскольку напрямую вытекают из законодательных норм и должны им соответствовать. В удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области следует отказать, поскольку установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов является собственником гидротехнического сооружения и получателем средств федерального бюджета на содержание данного имущества. Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие Федерального государственного учреждения «Управления эксплуатации Сорочинского водохранилища», Федерального агентства водных ресурсов по невыполнению мероприятий направленных на создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации. Обязать Федеральное государственное учреждение «Управления эксплуатации Сорочинского водохранилища», Федеральное агентство водных ресурсов в срок до 05 марта 2012 года принять меры к созданию резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации. В удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сорочинский районный суд Оренбургской области. Мотивированное решение составлено 10 октября 2011 года. Судья Каменцова Н.В.