Решение по делу № 2-57/2012 по иску о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2012 года г.Сорочинск

Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе судьи Каменцовой Н.В., при секретаре Соколовой Н.В., с участием истца Юсуповой Э.Р., представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г.Сорочинске Оренбургской области Медведевой О.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсуповой Эльвиры Радековны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Сорочинске Оренбургской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Юсупова Э.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Сорочинске Оренбургской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование своих исковых требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сорочинске Оренбургской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Сорочинске от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не был включен период отпуска по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по ДД.ММ.ГГГГ

Просила признать решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Сорочинске Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части отказа включить ей в специальный стаж период с 06.10.1992г. по ДД.ММ.ГГГГ Обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии - период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по ДД.ММ.ГГГГ Назначить ей досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19.п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Юсупова Э.Р. исковые требования полностью поддержала. Пояснила что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она и работает в детском саду воспитателем. ДД.ММ.ГГГГ она родила дочь, находилась в отпуске по уходу за ребенком 3 года вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Она намеревалась выйти работать, когда ребенку исполнилось 1,5 года, но заведующая детсадом пояснила, что действует закон, позволяющий находиться в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. В связи с чем она и находилась в указанном отпуске и полагала, что это не повлияет на ее права по назначению досрочной трудовой пенсии. Однако период с 06.10.1992г. по ДД.ММ.ГГГГ ей не учли при назначении досрочной трудовой пенсии, то есть всего <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, которых ей и не хватает для получения пенсии в период обращения в Пенсионный фонд. В связи с чем просила удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика иск не признала. Представила письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела, согласно которому считает неправомерным включение спорный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку с 06.10.1992г. истица утратила такое право, ввиду изменений законодательства, не позволяющего включать период нахождения работника в декретном отпуске в специальный стаж. На этих основаниях просила отказать в удовлетворении иска.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими.

Согласно пп. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Ответчиком истцу Юсуповой Э.Р. установлен специальный стаж продолжительностью <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

В стаж Юсуповой Э.Р., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитан период с 06.10.1992г. по ДД.ММ.ГГГГ то есть период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

То, что Юсупова Э.Р. в вышеуказанный период работала в должности воспитателя Детского сада ЖКК НГДУ «<данные изъяты>», подтверждается трудовой книжкой, и никем не оспаривается.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Оценивая законность отказа, суд руководствуется следующим.

На период ухода истицы в отпуск по уходу за ребенком действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, предусматривающая включение этого периода в специальный стаж. Кроме того, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22.05.1990 № 1501 -1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде: статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Согласно п.7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. №375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывалось также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу с 06.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В Законе РФ от 25.09.1992 № 3543-1 не содержалось нормы о том, что он распространяет свое действия на отношения, возникшие до его принятия.

Поскольку закон обратной силы не имеет, а истице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до внесения изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР, когда период нахождения в отпуске по уходу за ребенком засчитывался в специальный стаж, то этот период подлежит включению истице в специальный стаж. Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», которым предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая, что статьи ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу, что следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения на момент предоставления этих отпусков, суд приходит к выводу о том, что истице незаконно отказано во включении в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком, и период с 06.10.1992 года по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен истцу в специальный трудовой стаж для назначения пенсии.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения Юсуповой Э.Р. с 06.10.1992г. по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком, подлежит включению в специальный стаж.

Таким образом, с учетом включенного в стаж оспариваемого периода общая продолжительность специального стажа истца превышает 25 лет, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.

Следовательно, иск Юсуповой Э.Р. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юсуповой Эльвиры Радековны удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сорочинске Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить Юсуповой Эльвире Радековне в специальный стаж период с 06.10.1992 года по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сорочинске Оренбургской области назначить Юсуповой Эльвире Радековне досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Каменцова Н.В.