РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Сорочинск 25.02.2010 года Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р. с участием старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Адельшиной А.Д. представителя администрации МО г. Сорочинск ФИО1, действующего на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен при секретаре Свотиной О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сорочинского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации г. Сорочинска в части отказа в постановке в городскую очередь на получение социального жилья УСТАНОВИЛ: Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что в Сорочинскую межрайонную прокуратуру с заявлением об оказании содействия в защите его прав обратился ветеран Великой Отечественной войны ФИО2, которому решением жилищной комиссии администрации г. Сорочинска от 04.12.2009 года отказано в постановке на учет в городскую очередь для получения социального жилья. Данное решение утверждено распоряжением главы администрации города Сорочинска от 04.12.2009 года № 1484-р. В ходе проведенной проверки было установлено, что основанием для отказа в постановке на учет послужил тот факт, что у ФИО2 в собственности имеется дом по адресу ..., .... Считает, что решение было принято комиссией с нарушением норм действующего жилищного законодательства, а именно не учтено, что в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Несмотря на то, что в г. Сорочинске создана комиссия, которая проводит оценку соответствия жилья предъявляемым требованиям, жилищная комиссия заключение о пригодности или непригодности для проживания квартиры, принадлежащей ФИО2, не истребовала. Таким образом, жилищной комиссией не были приняты полные и всесторонние меры по установлению оснований нуждаемости в жилье, а потому решение не может быть признано законным. Кроме того, основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлены ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Данные требования жилищной комиссией нарушены, решение об отказе в отношении ФИО2 не содержит ни одной ссылки на нарушения, указанные в ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Просит признать незаконным решение жилищной комиссии администрации города Сорочинска, утвержденное распоряжением главы администрации города Сорочинска от 04.12.2009 года № 1484-р, в части отказа ветерану Великой Отечественной войны ФИО2 в постановке на учет в городскую очередь для получения социального жилья. В судебном заседании старший помощник Сорочинского межрайонного прокурора Адельшина А.Д. заявление поддержала и просила его удовлетворить. ФИО2 участия в судебном заседании не принимал. О дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В соответствии с п. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя ФИО2 Представитель администрации МО г. Сорочинск ФИО1 с доводами прокурора в части несоответствия решения жилищной комиссии требованиям Жилищного Кодекса РФ согласился, в части утверждения о том, что жилищная комиссия должная была истребовать заключение о непригодности жилого помещения для проживания, не согласен. Выслушав объяснения старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Адельшиной А.Д., представителя администрации МО г. Сорочинск ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» участники Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. ФИО2 является участником Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, что подтверждается копией удостоверения серии Номер обезличен от Дата обезличена года. 18.11.2009 года ФИО2 обращался с письменным заявлением к главе администрации г. Сорочинска, в котором просил поставить его на очередь на улучшение жилищных условий как участнику Великой Отечественной войны. В настоящее время он проживает в доме 1955 года постройки, в нем нет санузла, горячей воды, неоднократно дом находился в зоне затопления. Данное заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии г. Сорочинска 04.12.2009 года (протокол №5), по результатам рассмотрения было принято решение о повторном отказе в постановке на учет в связи с тем, что ФИО2 на праве собственности принадлежит дом по адресу ..., ..., общей площадью 55,9 кв.м.. Решение жилищной комиссии утверждено распоряжением главы администрации города Сорочинска от 04.12.2009 года № 1484-р. Оценивая законность вынесенного решения, суд руководствуется следующим. Из материалов дела усматривается, что у ФИО2 действительно в собственности имеется дом по адресу ..., ..., общей площадью 55,9 кв.м., жилой площадью 54,5 кв.м. В этом доме заявитель проживает один (справка администрации г. Сорочинск от 17.11.2009 года). Как указывалось выше, право на бесплатное получение жилья имеют право участники Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В числе иных в данной статье предусмотрено и такое основание как проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее по тексту – Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения). Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением (п. 45 Положения). Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46 Положения). По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения). На основании изложенных норм суд приходит к выводу о том, что инициировать процедуру оценки пригодности жилого помещения для проживания должно заинтересованное лицо путем подачи соответствующего заявления в межведомственную комиссию в порядке, предусмотренном п. 42, 45 Положения. Исходя из чего вывод Сорочинского межрайонного прокурора о том, что жилищная комиссия г. Сорочинска должна была самостоятельно провести такую оценку, не основан на законе. Адресованное главе администрации города заявление ФИО2 нельзя рассматривать как заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания, поскольку оно не соответствует вышеуказанным требованиям Положения, а именно - к заявлению не приложены необходимые документы. Согласно ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку ФИО2 не представил в жилищную комиссию заключение о непригодности имеющейся у него квартиры для проживания, у жилищной комиссии отсутствовали правовые основания для постановки ФИО2 на учет по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно решению Сорочинского городского совета Оренбургской области от 29.09.2005 года учетная норма площади жилого помещения в г. Сорочинске составляет 9 кв.м. Как указывалось выше в доме ФИО2. проживает один. Таким образом, площадь квартиры для постановки на учет должна составлять менее 9 кв.м., в то время как у ФИО2 площадь квартиры 55,9 кв.м. При этом исходя из буквального смысла ч. 4 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ во внимание должна приниматься именно общая площадь помещения, а не жилая. Следовательно, быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий по п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ ФИО2 также не может. Приложенными к его заявлению документами нуждаемость в улучшении жилищных условий по иным основаниям, не указанным в его заявлении, не подтверждается. Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Принятое в отношении ФИО2 решение об отказе такой ссылки не содержит, поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению. На основании ст.ст.51, 52, 54 ЖК РФ, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Сорочинского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации города Сорочинска, утвержденное распоряжением главы администрации города Сорочинска от 04.12.2009 года № 1484-р, в части отказа ветерану Великой Отечественной войны ФИО2 в постановке на учет в городскую очередь для получения социального жилья, по причине его несоответствия требованиям ч. 2 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ. Обязать администрацию муниципального образования г. Сорочинск устранить допущенное нарушение. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 26.02.2010 года. Судья: Р.Р. Кучаев