Решение по заявлению о признании незаконным решения УФМС



Дело № 2-1758/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2010 года Сормовский районный суд г.Н.Новгорода

В составе: председательствующего судьи Таракановой В.И.

При секретаре Тюлькиной О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абраамян А.С. о признании незаконным решения УФМС по Нижегородской области о снятии с рассмотрения заявления о приобретении гражданства РФ, обязании УФМС по НО рассмотреть вопрос по существу и принять решение по заявлению,

У с т а н о в и л:

Абраамян А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение (действие) Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области о снятии с рассмотрения (отказе в рассмотрении) его заявления о приобретении гражданства РФ, просит обязать УФМС по НО рассмотреть по существу и принять решение по его заявлению в упрощенном порядке на основании представленных им и имеющихся в УФМС по НО документах.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что 10.06. 2009 года Абраамяном А.С. **.**.** года рождения, уроженцем с.Ш*** Гугарского района Армянской ССР, проживающему по разрешению на временное проживание в РФ (заключение УФМС России по НО от **.**.** года №**) в г.Н.Новгороде, ул.П** дом №**, кв.№**, в УФМС России по НО были сданы документы на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии с ч.4 ст.14 ФЗ РФ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве в РФ».

В соответствии с ч.4 ст.35 Закона рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке осуществляется в срок до 6 месяцев со дня подачи заявления. В установленный законом срок уведомления о рассмотрении заявления Абраамян А.С. не получал.

29 марта 2010 года заявителем в УФМС России по НО направлено письмо с просьбой сообщить о результатах рассмотрения заявления, но до настоящего времени ответа заявитель не получил.

На обращения в устной форме заявителю было сообщено о том, что заявление о приобретении гражданства РФ снято с рассмотрения. Абраамян А.С. считает данное решение (действие) незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям: рассмотрение заявлений по вопросам гражданства и принятие решений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке осуществляется в срок до 6 месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решение по вопросам гражданства РФ оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия, исчерпывающий перечень оснований для принятии решения об отклонении заявления о приеме в гражданство изложен в ст.16 ФЗ РФ «О гражданстве РФ».

Решение по вопросам гражданства РФ принимаются по каждому заявлению отдельно с указанием оснований принятия в гражданство РФ либо отклонения таких заявлений. Согласно п.37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 года № 1325, по результатам рассмотрения заявления приобретения гражданства РФ может быть принято только решение о приеме в гражданство РФ или, при наличии оснований, решение об отклонении заявления. Вынесение каких-либо решений о снятии заявления с рассмотрения ни ФЗ ни Положением не предусмотрено и является незаконным.

Процедура рассмотрения заявления иностранного гражданина о приеме в гражданство РФ регламентирована Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденным приказом ФМС России от 19.03.2008 года № 64. Согласно положений данного Административного регламента, должностное лицо ФМС осуществляет проверку документов и в целях выявления оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство РФ согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки. Должностное лицо по результатам проверки и согласований изучает обстоятельства, с которыми ФЗ связывает прием в упрощенном порядке в гражданство РФ и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца. При наличии оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство РФ оформляется решение об отклонении заявления. Положения Административного регламента также однозначно устанавливают порядок и процедуру рассмотрения принятых заявлений: принятие решение о приеме в гражданство или отклонение заявления о приеме в гражданство. Возможность и основания снятия заявления о приобретении гражданства РФ действующим законодательством не предусмотрены. Принятием такого произвольного решения УФМС по НО нарушены права Абраамян А.С. на рассмотрение заявления о приобретении гражданства РФ в установленные сроки.

Абраамян А.С. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате и времени рассмотрения его заявления, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии со ст. 35 ч.1 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Согласно требований ч.1 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Согласно с.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

Представитель УФМС по НО Поляков А.П. в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснив суду, что 27.11.2009 года разрешен вопрос, заявление Абраамяна А.С. решением УФМС по НО от 27.11.2009 года о приеме в гражданство отклонено на основании п. «в» ст. 16 ФЗ «О гражданстве РФ», уведомление о получении решения направлено заявителю.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" № 62-ФЗ, предусматривающий возможность приема в гражданство Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке.

В соответствии со ст.14 ФЗ «О гражданстве РФ» 1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

Статьей 35 ФЗ РФ 1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями первой и шестой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Согласно Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 года № 1325, принятым в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Согласно п. 37 Положения в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.

Решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.

Решения по вопросам гражданства Российской Федерации принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства Российской Федерации либо отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Решение оформляется на бланке, форма которого утверждается Федеральной миграционной службой или Министерством иностранных дел Российской Федерации. Решения утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.

По делу установлено, гражданин республики Армении Абраамян А. **.**.** года рождения 10 июня 2009 года обратился в УФМС ленинского района г.Н.Новгорода с письменным заявлением о принятии его в гражданство РФ в упрощенном порядке в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ.

Данное заявление было принято инспектором территориального подразделения УФМС России по Нижегородской области Ленинского района к рассмотрению, проверена правильность его заполнения и наличие необходимых документов, подлинность подписи заявителя, о чем свидетельствует подпись должностного лица, заявлению был присвоен регистрационный номер, заявителю была выдана справка в подтверждение принятия его заявления о приме в гражданство РФ л.д.13). Впоследствии заявление 07.08.2009 года поступило в УФМС России по Нижегородской области, вх. №**, с этого времени заявление находилось на рассмотрении УФМС по НО.

При проведении проверки было установлено и имеется заключение УФМС по НО от 27.11.2009 года, согласно которого Абрамян А. при подаче заявления о приеме в гражданство РФ сообщил ложные сведения о том, что он в течение последних пяти лет не работал. Однако согласно поступивших данных из УФМС России г.Москвы Абраамян А. получил разрешение на трудовую деятельность в должности водитель автомобиля с 16.12.2008 года по 15.12.2009 года, выдано данное разрешение УФМС РФ г.Москвы. Уведомление о привлечении Абраамяна А. к осуществлению трудовой деятельности было подано в УФМС РФ по г.Москва ООО «АвтоКольцо» 24.12.2008 года за №**.

По результатам проверки 27.11.2009 года УФМС по НО приняло решение об отклонении заявления Абраамян А. о приобретении гражданства РФ на основании п. «в» ст.16 ФЗ РФ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Одновременно направлено сообщение о принятом решении в отдел УФМС России по Нижегородской области в Канавинском районе и направлено сообщение заявителю о чем свидетельствует извещение регистрационный №** выписка из журнала исходящей корреспонденции на имя заявителя и по адресу, указанному им в заявлении, с просьбой явиться в отдел УФМС РФ по НО в Канавинском районе для ознакомления с принятым решением о принятии в гражданство. Также направление извещения подтверждается справкой УФМС РФ по НО, 10.12.2009 года направлено простым почтовым отправлением в адрес заявителя.

Однако Абраамян А. в отдел УФМС по НО не явился, адрес УФМС РФ по НО 29.03.2010 года Абраамян А. направил заявление с просьбой уведомить его о принятом решении л.д.15).

Исходя из изложенных обстоятельств, проанализировав указанные заявителем положения нормативных правовых актов, суд находит, заявление не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В порядке главы 25 ГПК РФ следует, что правом оспаривания действий(бездействий), решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного или муниципального служащего обладают граждане и организации.

Указанное согласуется с положениями ст.46 Конституции РФ, согласно которой в суд могут быть обжалованы решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Кроме того, право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Предметом судебное проверки может выступать правомерность (законность) любых действий (бездействий), решений, кроме тех действий (бездействий) и решение, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Из смысла положений ст.254 ГПК РФ и исходя из разъяснений, содержащихся в п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.12.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», правильно определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения, суд первой инстанции обязан определить объект судебного контроля, круг участников правового конфликта, юридически значимые обстоятельства.

Из данных правовых актов следует, что предметом судебного контроля могут быть лишь правоприменительные акты, которые имеются в наличии и не утратили силу, поскольку утратившие силу правовые акты не влекут возникновение, изменение правоотношений субъектов публичного конфликта.

Суд принимает во внимание положения ст.255 ГПК РФ, которые предусматривают, что к решениям действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что решение УФМС России по Нижегородской области об отклонении заявления Абрамяна А. о приобретении гражданства по основанию сообщения о себе заведомо ложных сведений вынесено в установленные законом сроки 27.11.2009 года, как следует из материалов дела заявителю о том, что принято такое решение было сообщено, направлено в его адрес извещение. Однако заявитель в течение 9 месяцев судьбой данного заявления не интересовался.

Предметом судебной проверки по данному заявлению является несуществующее решение УФМС по НО о снятии с рассмотрения (отказе в рассмотрении) заявления Абрамяна А. и не нарушающее прав и законных интересов заявителя. Как установлено судом, никакого решения о снятии с рассмотрения либо отказе в рассмотрении заявления не имеется. Заявитель просит обязать УФМС РФ по НО рассмотреть вопрос по существу и принять решение по заявлению Абраамян А.С. о приобретении гражданства в упрощенном порядке на основании представленных ими имеющихся в УФМС России по Нижегородской области документах. Однако УФМС РФ по НО решение по заявлению Абрамяна А. вынес в установленные законом сроки, следовательно, данные требования не нарушают права и свободы гражданина, не создают препятствия к осуществлению его прав и свобод, на заявителя не возложена никакая не законная обязанность, он не привлечен к каком-либо виду ответственности. Оснований, предусмотренных гл.25 ГПК РФ для принятия решения об удовлетворении заявления не имеется.

Таким образом, действия УФМС РФ по НО не могут быть признаны судом неправомерными, а права заявителя никоим образом нарушенными, суд дал оценку всем доводам заявителя. Суд разъясняет заявителю его право в случае не согласия с принятым решением об отклонении его заявления обратиться в суд с заявлением об обжаловании принятого УФМС РФ по НО решения от 27.11.2009 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Абраамян А.С. о признании незаконным решения (действия) УФМС по Нижегородской области о снятии с рассмотрения (отказе в рассмотрении) заявления Абраамян А.С. **.**.** года рождения о приобретении гражданства РФ, обязании УФМС по НО рассмотреть вопрос по существу и принять решение по заявлению Абраамян А.С. о приобретении гражданства в упрощенном порядке на основании представленных ими имеющихся в УФМС России по Нижегородской области документах.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 суток.

Председательствующий: подпись

Решение вступило в законную силу 23 июля 2010 года

Копия верна.

Судья Сормовского районного суда

города Нижнего Новгорода В.И.Тараканова