Решение по иску об оспаривании решения УФМС РФ по Нижегородской области



Дело №2-2616/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2010 года г. Нижний Новгород

Сормовский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе

председательствующего судьи Соколовой И.П.

с участием заявителя Агаевой П.М., представителя заинтересованного лица Полякова А.П.

при секретаре Ширяевой Ж.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агаевой П.М. кызы об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы РФ по Нижегородской области об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, обязании регистрации по месту жительства, выдачи разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации

У с т а н о в и л:

Агаева П.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просит отменить решение УФМС России по Нижегородской области от **.**.** об аннулировании разрешения на временное проживание, обязать ОУФМС России по Нижегородской области в Московском районе г.Нижнего Новгорода зарегистрировать её по месту жительства в г.Нижнем Новгороде, выдать новое разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, ссылаясь, что является гражданкой республики Азербайджан и с **.**.** года фактически постоянно проживает на территории Российской Федерации. До **.**.** состояла на регистрационном учете по месту жительства в квартире №** дома №** по ул.Б** г.Нижнего Новгорода вместе с мужем и тремя детьми, которые являются гражданами Российской Федерации. **.**.** ей было выдано разрешение №** на временное проживание на территории Российской Федерации сроком на три года до **.**.** года. Однако, **.**.** ей было вручено уведомление о том, что решением от **.**.** решение о разрешении на временное проживание на территории Российской Федерации было аннулировано на основании подп.14 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Указанное решение считает необоснованным, поскольку о том, что она была обязана предоставить копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в течение года, ее уведомили только **.**.**, то есть по истечении двух лет после получения разрешения на временное проживание. Кроме этого, данное уведомление было получено ею только после приезда из республики Азербайджан - **.**.**, куда она была вынуждена уехать **.**.**. **.**.** она обратилась в отдел ОУФМС в Московском районе г.Нижнего Новгорода с заявлением о проставлении штампа о разрешении на временное проживание в новый паспорт гражданина Азербайджана. Однако, в тот же день она была привлечена к административной ответственности за несвоевременное предоставление свидетельства инспекции Федеральной налоговой службы, наложен штраф в размере 2 000 рублей. В этот же день её заявление и паспорт были приняты, взамен паспорта ей была выдана временная справка №** от **.**.**, при этом ей не была представлена возможность и время для постановки на учет в ИФНС для предъявления недостающих документов. **.**.** она обратилась в налоговый орган с заявлением о получении ИНН, однако ей было отказано, поскольку было предложено предоставить новый паспорт со штампом о регистрации.

Кроме этого, ей не представили возможности подтвердить уважительность причин пропуска срока, не был рассмотрен вопрос о продлении срока предоставления документов, а поскольку аннулирование разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации влечет за собой необходимость выезда из России, то этот факт не исключает вмешательства в её право на семейную жизнь, а также права её мужа и детей, являющихся гражданами Российской Федерации.

Представитель УФМС России по Нижегородской области Поляков А.П. в судебном заседании с заявлением Агаевой П.М. не согласился, суду пояснил, что заключение является законным и обоснованным, вынесено в соответствии со ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», где перечислены случаи, в которых разрешение на проживание иностранного гражданина выдается, либо аннулируется. Заявитель не представила в срок до **.**.** свидетельство о постановке на налоговый учет, с заявлением о продлении срока его подачи не обращалась, документов, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, не представила. Кроме этого, ссылка Агаевой П.М., на то, что Федеральным законом предусмотрены альтернативные виды взысканий за подобное нарушение, что её уже наказали в административном порядке, подвергнув штрафу в размере 2 000 рублей, необоснованна, поскольку заявитель была привлечена к административной ответственности за другое нарушение - не предоставление ежегодного уведомления о проживании на территории Российской Федерации, предусмотренного ч.9 ст.6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Просит в удовлетворении заявленных требований Агаевой П.М. отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Агаева П.М. с **.**.** года состоит в браке с Агаевым А.Д., являющимся гражданином РФ. От данного брака они имеют троих детей: дочь Азимову Н.А., **.**.** года рождения, сына Агаева Р.А., **.**.** года рождения, сына Агаева Р.А., **.**.** года рождения, которые также являются гражданами РФ.

Агаева П.М. прибыла из республики Азербайджан в Российскую Федерацию **.**.** на постоянное место жительства.

**.**.** Агаева П.М. обратилась с заявлением в УФМС России по Нижегородской области о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, в котором указано, что она предупреждена, что в выдаче разрешения на временное проживание ей может быть отказано, либо выданное разрешение может быть аннулировано в случаях, предусмотренных подпунктами 1-8,10,11,13 и 14 пункта 1 статьи 7 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Решением УФМС России по Нижегородской области №** от **.**.** заявитель получила разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации сроком до **.**.**. Агаева П.М. зарегистрирована и проживает вместе с мужем и детьми по адресу: г. Нижний Новгород ул.Б** д.№** кв.№** собственником которой является муж Агаев А.Д.

Согласно расписки от **.**.** инспектором ОУФМС России по Нижегородской области в Московском районе г.Нижнего Новгорода заявителю разъяснены права и обязанности иностранного гражданина, предусмотренные ст.ст.8,13,30,31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

**.**.** Агаевой П.М. направлено напоминание, в котором разъяснена обязанность в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание лично подавать в районный отдел УФМС по месту получения разрешения на временное проживание уведомления о подтверждении своего проживания в РФ, а также предоставление копии свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, в течение года со дня въезда на территорию Российской Федерации.

Агаева П.М. была привлечена к административной ответственности по ст.18.8 ч.1 КоАП РФ за нарушение правил пребывания иностранного гражданина на территории РФ, постановлением №** от **.**.** и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей, штраф оплачен.

**.**.** УФМС России по Нижегородской области было принято решение об аннулировании разрешения Агаевой П.М. на временное проживание на территории Российской Федерации по основаниям под.14 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Данные обстоятельства подтверждаются копиями паспортов, свидетельств о браке, о рождении, заявлением, справками, заключениями, сообщениями, постановлением.

С учетом изложенного, учитывая фактические обстоятельства данного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.6.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, в том числе свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию.

В силу п.5 ст.6.1 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок предоставления указанных документов может быть продлен руководителем территориального органа ОФМС РФ при документальном подтверждении иностранным гражданином невозможности представления указанных документов в оговоренный законом срок.

Статьей 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» предусмотрены основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание: п.1. разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: под.14 прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона.

В силу указанных статей законодатель в императивной форме возлагает на иностранного гражданина такую обязанность, с указанием конкретного срока о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе в течение одного года со дня въезда в Российскую Федерацию.

Год с даты въезда Агаевой П.М. в Российскую Федерацию истек **.**.**.

Указанное свидетельство заявитель не представила до настоящего времени. С заявлением о продлении срока его подачи в УФМС России по Нижегородской области и ОУФМС России по Нижегородской области в Московском районе г. Нижнего Новгорода не обращалась, доказательств уважительности причин пропуска срока подачи свидетельства (уведомления) о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе, не представила. Однако судом при рассмотрении дела умысел Агаевой П.М. на нарушение закона не установлен.

Доводы Агаевой П.М. о том, что об её обязанности предоставить копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в течение года ее уведомили только **.**.**, то есть по истечение двух лет после получения разрешения на временное проживание, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергнуты материалами дела, а именно: в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание от **.**.** имеется письменное обязательство Агаевой П.М., о разъяснении ей необходимости в течение года со дня въезда в Российскую Федерацию предоставить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Со ст.7 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Агаева П.М. ознакомлена, о чем имеется её личная подпись в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание. Кроме этого имеется расписка, в которой также указано, что Агаевой П.М. под роспись разъяснены её права и обязанности иностранного гражданина, предусмотренные ст.ст.8,13,30,31 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Однако, данные требования закона заявителем нарушены.

Доводы заявителя, что за нарушение требований закона за несвоевременное предоставление свидетельства инспекции Федеральной налоговой службы, она уже была привлечена к административной ответственности, наложен штраф в размере 2 000 рублей, который она оплатила, не могут быть приняты во внимание, поскольку привлечение Агаевой П.М. к административной ответственности осуществлялось в связи с не предоставлением ежегодного уведомления о проживании на территории Российской Федерации, предусмотренного ч.9 ст.6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Доводы заявителя о том, что последствием аннулирования разрешения на временное проживание в Российской Федерации является обязанность в течение 15 дней покинуть территорию России, являются необоснованными в силу следующего.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Конституция РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая место и роль международно-правовых актов в правовой системе РФ, и включив эти акты в свою правовую систему, Российская Федерация тем самым, наделила содержащиеся в них нормы способностью оказывать регулирующее воздействие на применение положений национального законодательства.

Исходя из общих принципов права, установление ответственности нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55 часть 3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охран государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другим правами, признанными нормами Международного права (пункт 2 статьи 29Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 2 статьи 2 Протокола №4 к ней).

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны быть оправданы крайней социальной необходимостью соответствовать правомерной цели.

Оценивая нарушения тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешение, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.

На этом основании представляется, что по смыслу положений, указанных Конвенций, при депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе, и соразмерно публично-правовым целям.

Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения за нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином Российской Федерации влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение, которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, то есть степени его общественной опасности.

Согласно ч.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поэтому наличие у Агаевой П.М. семьи на территории РФ, отсутствие умысла на нарушение закона, может повлиять на применение такой внесудебной репрессии и наступления негативных последствий для ее семейной жизни. Поскольку, не являясь наказанием, депортация по своей форме и содержанию характеризуется карательной (репрессивной) направленностью и применяется с целью пресечения (предупреждения) правонарушений, связанных с пребыванием (проживанием) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Кроме того, в силу п.6 ст.6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.

В соответствии с п.4 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» решение территориального органа, федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.

В силу изложенного правовые основания для отмены решения УФМС России по Нижегородской области от **.**.** об аннулировании разрешения на временное проживание гражданки Республики Азербайджан Агаевой П.М. отсутствуют и требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.

Требование об обязании УФМС России по Нижегородской области зарегистрировать Агаеву П.М. по месту жительства удовлетворению так же не подлежит, поскольку основания и порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства определены ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», при этом ст.17 указанного закона предусмотрена необходимость предоставления иностранным гражданином для регистрации по месту жительства определенного пакета документов, в связи с чем у государственного органа возникает обязанность зарегистрировать гражданина. Учитывая, что в настоящее время разрешение на временное проживание Агаевой П.М. аннулировано, поэтому основания для её регистрации по месту жительства отсутствуют.

Требование об обязании УФМС России по Нижегородской области выдать Агаевой П.М. новое разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации взамен аннулированного, удовлетворению так же не подлежит, как не основанное на законе, поскольку данная процедура законодательством не предусмотрена.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Агаевой П.М. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации от **.**.**, об обязании Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области зарегистрировать Агаеву П.М. по месту жительства и выдать новое разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации взамен аннулированного отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Председательствующий подпись

Решение в законную силу вступило 22 октября 2010 года.

Копия верна.

Судья Сормовского районного

суда Н.Новгорода Соколова И.П.