Решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-2822 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 года г. Нижний Новгород

Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе

председательствующего судьи Соколовой И.П.

с участием истца Егоровой Г.М., представителя ответчика Степашиной Л.А.

при секретаре Ширяевой Ж.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Егоровой Г.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии по старости

У с т а н о в и л:

Егорова Г.М. обратилась в суд с иском, в которой просит обязать Управление Пенсионного фонда в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, указывая, что обратилась к ответчику за назначением пенсии, имея специальный медицинский стаж работы более 30 лет, однако в назначении пенсии незаконно отказано со ссылкой на невозможность включения в специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев периодов работы: с **.**.** по **.**.** в Городской больнице №** в должности медсестры реанимации кардиологического отделения; с **.**.** по **.**.** - административный отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет, признать за ней право на досрочную пенсию по старости с 10 июня 2010 года.

Истица считает данные выводы незаконными, необоснованными, поскольку пенсия за выслугу лет медицинским работникам должна назначаться в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми она состояла в трудовых отношениях.

В ходе судебного разбирательства Егорова Г.М. отказалась от заявленных требований в части включения в льготный стаж периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет с **.**.** по **.**.**. Определением суда от 08 ноября 2010 года отказ от иска принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании Егорова Г.М. иск поддержала, уточнив, что просит включить в специальный стаж период работы с **.**.** по **.**.** в должности медицинской сестры палаты реанимации кардиологического отделения Городской больницы №**, признать право на досрочную пенсию по старости как медицинскому работнику с **.**.**.

Представитель ответчика Степашина Л.А. иск не признала, суду пояснила, что специальный стаж истицы составляет менее требуемых 30-ти лет, в этой связи истице отказано в назначении трудовой пенсии на законном основании.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно подп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, (ст.7 Закона), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, работа в должности медицинской сестры палатной и медицинской сестры - анестезиста в отделениях реанимации дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, действовавшим в период до 01 ноября 1999 года и подлежащим применению при обращении за назначением пенсии в отношении периода работы до **.**.**, установлено, что при исчислении сроков выслуги лет медицинским работникам производится по следующим правилам: среднему медицинскому персоналу отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений один год работы считать за один год шесть месяцев.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истица, имеет среднее медицинское образование, с **.**.** по настоящее время работает по медицинской специальности в том числе, в период с **.**.** по **.**.** в Городской больнице №** в должности медсестры палаты реанимации кардиологического отделения

10 июня 2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно, ссылаясь на наличие необходимого стажа - 30 лет по должностям, дающим право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения.

Решением комиссии по рассмотрению вопроса реализации пенсионных прав граждан от 21 июля 2010 года Егоровой Г.М. отказано в назначении трудовой пенсии досрочно, в связи с отсутствием необходимого стажа работы, по решению комиссии специальный стаж истицы составил 29 лет 0 месяцев 28 дней.

Период работы с **.**.** по **.**.** в Городской больнице №** в должности медсестры палаты реанимации кардиологического отделения учтен в календарном исчислении, поскольку наименование отделений не поименовано перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев - где в период с **.**.** по **.**.** истица фактически работала в должности медсестры реанимации кардиологического отделения, с **.**.** истицей оформлен отпуск по беременности и родам.

Суд тщательно проверил доводы ответчика об исключении из специального стажа истицы спорного периода, однако не может с ним согласиться в силу следующего.

Наименование отделения городской больницы до приведения его в соответствие с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781), действительно, не соответствовало ранее действовавшему Перечню.

Однако, как усматривается из материалов дела, обязанности Егоровой Г.М. в период ее работы медсестрой сестрой палаты реанимации кардиологического отделения в зависимости от наименования отделения не изменялись, а заключалось в оказании анестезиологической помощи и проведении реанимационных мероприятий больным с неотложными состояниями.

Как разъяснил Верховный Суд РФ, положения ст.ст.17(ч.1),18,19,55(ч.1) Конституции России предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 4квартал 2006 года).

Согласно п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и подп.7-13 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностями профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Трудовая пенсия назначается досрочно в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста лицами, осуществлявшими определенные виды общественно-полезной деятельности, сопряженной с длительным и неустранимым психологическим, физическим и другим неблагоприятным воздействием на организм человека. Написание наименования отделения лечебного учреждения в трудовой книжке истицы не зависит от воли конкретного работника. Таким образом, наименование отделения в лечебном учреждении в трудовой книжке истицы, не должно ущемлять ее право на пенсионное обеспечение, так как согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Иное истолкование Закона привело бы также к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции РФ (определение Конституционного Суда РФ от 04 марта 2004 №81-О).

Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.

Таким образом, в специальный стаж работы Егоровой Г.М. подлежит включению период (включенный ответчиком в календарном исчислении) с **.**.** по **.**.** в должности медицинской сестры палаты реанимации кардиологического отделения Городской больницы №** в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 6 месяцев, при этом специальный стаж истицы на день обращения за пенсией составит 30 лет 02 месяца 10 дней.

Учитывая, что истица на день обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода имела медицинский стаж более 30 лет, суд признает за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с 10 июня 2010 года, обязывая ответчика назначить и выплачивать ей пенсию с указанной даты.

При обращении в ГУ - УПФ РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода 10 июня 2010 года истица имела фамилию Рябинина, на момент вынесения решения суда истица имеет фамилию Егорова. Основанием смены фамилии является свидетельство о заключении брака от **.**.**, выданное отделом ЗАГС «Дом бракосочетания» г.Нижнего Новгорода, актовая запись №**.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями: трудовой книжки, свидетельств о рождении и заключении брака, решения комиссии ответчика, справками, свидетельствами, материалами отказного пенсионного дела.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Егоровой Г.М. удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода от 21 июля 2010 года в части отказа Егоровой Г.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия специального стажа незаконным и отменить.

Включить в специальный стаж Егоровой Г.М. период работы с **.**.** по **.**.** в должности медицинской сестры палаты реанимации кардиологического отделения Городской больницы №** в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Признать за Егоровой Г.М. право на досрочную пенсию по старости как медицинскому работнику с 10 июня 2010 года, обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе города Нижнего Новгорода выплачивать указанную пенсию с 10 июня 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Председательствующий: подпись

Решение вступило в законную силу 10 декабря 2010 года.

Копия верна.

Судья Сормовского районного суда

города Нижнего Новгорода Соколова И.П.