Дело № 2-1912/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2010 года. г. Нижний Новгород.
Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе
председательствующего судьи Соколовой И.П.
с участием истца Нардиной Н.Ю., представителя ответчика Степашиной Л.А.
при секретаре Шишлаковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нардиной Н.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе города Нижнего Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии по старости
У с т а н о в и л:
Нардина Н.Ю. обратилась в суд с иском, в котором просит признать решение ГУ-УПФ РФ в Сормовском районе г.Нижнего Новгорода за №** от 08 апреля 2010 года незаконным, обязать ГУ – УПФ РФ в Сормовском районе г.Нижнего Новгорода включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с **.**.** года по **.**.** года в объединении родильного дома №** в должности медсестры гинекологического отделения в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, обучение на курсах повышения квалификации с **.**.** года по **.**.** года и с **.**.** года по **.**.** года в календарном исчислении, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 31 марта 2010 года, ссылаясь, что 31 марта 2010 года обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, однако в назначении ей пенсии незаконно отказано со ссылкой на то, что ее стаж составляет 23 года 07 месяцев 10 дней.
В судебном заседании Нардина Н.Ю. иск поддержала, уточнила предмет иска, просила кроме ранее заявленных требований включить в льготный стаж период работы в должности палатной медицинской сестры гинекологического отделения объединения родильного дома №** со **.**.** года по **.**.** года в календарном исчислении.
Представитель ответчика Степашина Л.А. иск не признала, суду пояснила, что истице было отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с отсутствием необходимой для назначения пенсии продолжительности специального стажа. Период работы с **.**.** года по **.**.** года объединения родильного дома №** в должности палатной медсестры гинекологического отделения не включен в специальный стаж, так как Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 09 апреля 1998 года №110 (применяется при назначении досрочной пенсии совместно со Списком от 06 сентября 1991 года №464 за период работы до 01 ноября 1999 года) и в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066, действовавшим с 01 ноября 1999 года учреждение «объединение роддома» не поименовано. Периоды обучения на курсах повышения квалификации с **.**.** года по **.**.** года, с **.**.** года по **.**.** года исключены из стажа как не предусмотренные постановлением Правительства №516 от 11 июля 2002 года.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, (ст. 7 Закона), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
По делу установлено, что истица Нардина Н.Ю. имеет среднее медицинское образование, по настоящее время работает по медицинской специальности, в том числе с **.**.** года по **.**.** года в объединении родильного дома №** в должности палатной медсестры гинекологического отделения.
Далее с **.**.** года по **.**.** года Нардина Н.Ю. продолжала работать в том же медицинском учреждении, но только название учреждения было приведено в соответствие с Номенклатурой учреждений здравоохранения и стало называться МЛПУ «Родильный дом №**» Московского района г. Нижнего Новгорода, при этом указанный период с **.**.** года по **.**.** года был включен ответчиком в специальный стаж истицы.
31 марта 2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако в назначении пенсии было отказано, в связи с отсутствием необходимой для назначения пенсии продолжительности специального стажа, предусмотренного пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РФ №464 от 06 сентября 1991 года «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет» (в редакции Постановлений Правительства РФ №634 от 27 августа 1992 года и от 22 сентября 1993 года №953) врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги лет был изменен Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года.
Как видно из приведенного в Списке от 06 сентября 1991 года №464 перечня врачей и среднего медицинского персонала, он является обобщенным, то есть в нем не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно–профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истица работала в медицинском учреждении - объединении родильного дома №** в должности палатной медсестры гинекологического отделения, в том числе в период с **.**.** года по **.**.** года. В указанный период времени истица выполняла работу по охране здоровья населения, работая медицинской сестрой, данная должность относится к медицинскому персоналу, в ее функции входило непосредственное обслуживание и оперативное лечение больных, ежедневный осмотр больных, следовательно, данная деятельность является медицинской. Данная правовая позиция подтверждена и Определением Верховного Суда РФ от 12 мая 2006 года №46-ВО6-8.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п.1 ст.28 названного закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Трудовая пенсия назначается досрочно в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста лицами, осуществлявшими определенные виды общественно-полезной деятельности, сопряженной с длительным и неустранимым психологическим, физическим и другим неблагоприятным воздействием на организм человека. Написание наименования учреждения не зависит от воли конкретного работника. Таким образом, то обстоятельство, что наименование учреждения истицы указано «объединение родильного дома» не должно ущемлять ее право на пенсионное обеспечение, так как согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Иное истолкование Закона привело бы также к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции РФ (определение Конституционного Суда РФ от 04 марта 2004 №81-О).
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пению за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.
Согласно п.8 Примечаний к Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава №395 (в редакции от 03 ноября 1999 года), лечебно - профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО).
Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. Учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица
Таким образом, работа Нардиной Н.Ю. в должности палатной медицинской сестры гинекологического отделения объединения родильного дома №** в период с **.**.** года по **.**.** года подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а в период работы в должности палатной медицинской сестры гинекологического отделения объединения родильного дома №** с **.**.** года по **.**.** года в календарном исчислении, поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истицы, условия труда и характер деятельности Нардиной Н.Ю. не изменился.
Таким образом, установлены условия для включения спорных периодов работы в льготный стаж истицы – занятие лечебной работой по охране здоровья населения в должности медицинской сестры в лечебном учреждении.
Суд также не может согласиться с исключением из специального стажа периодов, когда истица находилась на курсах повышения квалификации, так как в указанные периоды истица фактически выполняла свои должностные обязанности медицинской сестры в течение полного рабочего дня с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Поддержание уровня квалификации, является обязательным для медицинского работника и входит в должностные обязанности истицы.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются: копиями трудовой книжки, выписками из приказов о направлении на курсы повышения квалификации, свидетельствами, справками, уточняющими работу в связи с лечебной деятельностью, и другими материалами дела.
Конституция РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На момент обращения истицы за назначением пенсии (**.**.** года) ее специальный стаж, в том числе с учетом льготного исчисления спорных периодов, обучения на курсах повышения квалификации составляет менее 30 лет, в связи с чем Нардина Н.Ю. не имела право на пенсию с 31 марта 2010 года.
При таких обстоятельствах суд полагает требования истицы подлежащими частичному удовлетворению, а требование о назначении досрочной пенсии по старости с 31 марта 2010 года не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нардиной Н.Ю. удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода №** от 08 апреля 2010 года в части отказа Нардиной Н.Ю. во включении в специальный медицинский стаж периодов работы в должности палатной медицинской сестры гинекологического отделения Родильного дома №** с **.**.** года по **.**.** года, периодов учебы на курсах повышения квалификации с **.**.** года по **.**.** года, с **.**.** года по **.**.** года незаконным и решение в этой части отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе города Нижнего Новгорода включить Нардиной Н.Ю. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы в должности палатной медицинской сестры гинекологического отделения Родильного дома №** с **.**.** года по **.**.** года в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев; период работы в должности медицинской сестры гинекологического отделения Родильного дома №** с **.**.** года по **.**.** года в календарном исчислении; периоды учебы на курсах повышения квалификации с **.**.** года по **.**.** года, с **.**.** года по **.**.** года в календарном исчислении.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода №** от 08 апреля 2010 года в части отказа Нардиной Н.Ю. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 31 марта 2010 года в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого 30-летнего специального стажа законным и решение в этой части оставить в силе.
Отказать Нардиной Н.Ю. в иске к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе города Нижнего Новгорода в назначении трудовой пенсии по старости досрочно с 31 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Председательствующий подпись
Решение в законную силу вступило 17 августа 2010 года.
Копия верна.
Судья Сормовского районного
суда Н.Новгорода Солодовникова С.В.