Решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-1629/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2010 года

Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе

председательствующего судьи Таракановой В.И.

при секретаре Тюлькиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чурановой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе города Нижнего Новгорода о включении периодов работы в трудовой стаж,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с иском, в которой просит признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по Сормовскому району г. Н. Новгорода в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости №** от **.**.** года, также просит обязать Управление Пенсионного фонда включить ей в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости

в льготном исчислении как год работы за 1 год 6 мес. период:

с **.**.**г. по **.**.** г. нахождение на больничном листе по беременности и родам во время работы в объединение роддома №** в должности акушерки акушерского отделения.

в календарном исчислении периоды:

с **.**.** г. по **.**.** г. отпуск по уходу за ребенком свыше полутора лет

с **.**.** г. по **.**.** г. в должности акушерки «Женской консультации №**»

с **.**.** г. по **.**.** г. курсы повышения квалификации

с **.**.** г. по **.**.** г. курсы повышения квалификации.

Также просит обязать ГУ УПФ РФ по Сормовскому району г. Н. Новгорода назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.** года, указывая, что обратилась к ответчику за назначением пенсии, имея специальный медицинский стаж работы более 30 лет, однако в назначении пенсии незаконно отказано со ссылкой на невозможность учитывать в специальный стаж в льготном исчислении 1год за 1год 6мес. периоды работы с **.**.**г. по **.**.** г. нахождение на больничном листе по беременности и родам во время работы в объединение роддома №** в должности акушерки акушерского отделения, поскольку декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет учитывается в календарном порядке. Также не законно не включены периоды: с **.**.** г. по **.**.** г. отпуск по уходу за ребенком свыше полутора лет, в связи с Постановлением Совета Минстров и Секретариата ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 с **.**.** г.; с **.**.** г. по **.**.** г. в должности акушерки «Женской консультации №**», поскольку наименование «женская консультация» не предусмотрено как структурное подразделение Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.; с **.**.** г. по **.**.** г. и с **.**.** г. по **.**.** г. курсы повышения квалификации, поскольку не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы № 516 от 11.07.2002 г.

В судебном заседании истица свои исковые требования полностью поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что специальный стаж истицы составляет 26 год 06 мес. 23 дней, т.е. менее требуемых 30-ти лет, в этой связи истице отказано в назначении трудовой пенсии на законном основании.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно подп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, (ст. 7 Закона), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

По делу установлено, истица имеет среднее медицинское образование, с **.**.** г. по настоящее время работает медицинским работником на разных должностях в различных учреждениях здравоохранения, в том числе и спорные периоды. **.**.** г. истица обратилась к ответчику за назначением пенсии, имея специальный стаж работы более 30 лет. Однако в назначении пенсии, согласно решения №** от **.**.** г. ей было отказано по мотивам, что ее специальный стаж менее 30 лет, т.к. в стаж не были включены в льготном исчислении 1год за 1год 6мес. период работы с **.**.**г. по **.**.** г. - нахождение истицы на больничном листе по беременности и родам во время работы в объединение роддома №** в должности акушерки акушерского отделения, поскольку декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет учитывается в календарном порядке; периоды: с **.**.** г. по **.**.** г. отпуск по уходу за ребенком свыше полутора лет, в связи с Постановлением Совета Минстров и Секретариата ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 с **.**.** г.; с **.**.** г. по **.**.** г. в должности акушерки «Женской консультации №**», поскольку наименование «женская консультация» не предусмотрено как структурное подразделение Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.; с **.**.** г. по **.**.** г. и с **.**.** г. по **.**.** г. курсы повышения квалификации, поскольку не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы № 516 от 11.07.2002 г.

Отказ в назначении пенсии является незаконным по следующим основаниям.

Декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет в котором истица находилась с **.**.** г. по **.**.** г. подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении: за 1 год работы - 1 год 6 месяцев по следующим основаниям. Истица в указанный период времени работала в объединение роддома №** в должности акушерки акушерского отделения, дающей право на льготное исчисление стажа, общий стаж работы в указанном учреждении, за исключением периода нахождения в отпуске по беременности родам и учебных отпусках, ответчиком исчислен в льготном порядке. Нахождение в отпуске по беременности и родам является временной нетрудоспособностью истицы, включение данного периода в стаж, дающей право на досрочной назначение пенсии, предусмотрено Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002г. При этом суд принимает во внимание, что в иных случаях нахождения истицы по другим причинам на больничном, ответчиком не применяется календарное исчисление специального стажа.

Отпуск по уходу за ребенком старше 1,5 лет, в котором истица находилась с **.**.** г. по **.**.** г. данный период подлежит включению в специальный стаж, т.к. дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет был предусмотрен с 01 декабря 1989 г. постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1989 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Названным постановлением предусмотрено включение этого отпуска в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности без каких-либо изъятий. В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР (в ред. до 06.10.1992, когда вступили в силу изменения в КЗоТ от 25.09.1992) отпуск по уходу за ребенком также подлежал включению в специальный стаж для назначении пенсии на льготных условиях, что подтверждается п.21 постановления Минтруда РФ от 22.05.1996, согласно которому в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ». При этом ни в одном из перечисленных нормативных актов не имеется никаких указаний на то, что речь идет об отпусках по уходу за ребенком лишь до достижения возраста 1,5 лет. Следовательно, с **.**.** г. по **.**.** г. в специальный стаж для назначения пенсии подлежит включению отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Данный вывод подтверждается также позицией Верховного Суда РФ, который постановил о включении в стаж для назначения пенсии отпуск по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет (определение Верховного Суда РФ от 27.05.2005 по делу №45-В05-5, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2005 г.). Таким образом, ссылка ответчика на законодательную базу, указанную ими в решении от **.**.** года №** в данном случае применяться не может.

Должности акушерки «Женской консультации №**» с **.**.** г. по **.**.** г., подлежит включению в специальный стаж, т.к. согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, работа в должности акушерки, анестезистки, медсестры по анестезии, медицинской сестры - анестезиста в женской консультации, дает право на досрочную трудовую пенсию. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, (утв. данным постановлением) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.

Как разъяснил Верховный Суд РФ положения ст.ст. 17 (ч.1), 18,19, и 55 (ч.1) Конституции России предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2006 года).

В соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и подп.7-13 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностями профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Кроме того, трудовая пенсия назначается досрочно в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста лицами, осуществлявшими определенные виды общественно-полезной деятельности, сопряженной с длительным и неустранимым психологическим, физическим и другим неблагоприятным воздействием на организм человека. При этом написание наименования должности и наименования отделения не зависит от воли конкретного работника. Таким образом, данное обстоятельство не должно ущемлять права истицы на пенсионное обеспечение, т.к. согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в т.ч. независимо от рода и места деятельности. Иное истолкование Закона привело бы также к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ (определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 №81-О).

Прохождение истицей курсов повышения квалификации с **.**.** г. по **.**.** г., с **.**.** г. по **.**.** г. не подлежат исключению из ее специального стажа, так как повышение квалификации медицинских работников является обязательным для подтверждения соответствия занимаемой должности, данные периоды не могут быть исключены из специального стажа, согласно постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, на которое ссылается ответчик. Обучение непосредственно связано с выполняемой работой, направлено на повышение профессионального уровня и уровня осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Повышение квалификации само по себе не должно приводить к ограничению прав, поскольку иное означало бы отсутствие уверенности в том, что приобретенное право (специальный стаж) будет реализовано в этот период.

Прохождение истицей курсов повышения квалификации подтверждается представленными суду свидетельствами о повышении квалификации.

Таким образом, в специальный стаж работы истицы, подлежат учету:

в льготном исчислении период нахождения истицы в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком с **.**.** г. по **.**.** г. - 06 мес. 06 дней

в календарном исчислении подлежат учету:

отпуск по уходу за ребенком после полутора лет с **.**.** г. по **.**.** г. – 01 год06 мес. 01 день

работу в «женкой консультации» в должности акушерки с **.**.** г. по **.**.** г. – 01 год 07 мес.18 дней

курсы повышения квалификации с**.**.** г. по **.**.** г., с **.**.** г. по **.**.** г. – 03 мес.03 дня.

Таким образом, суммарный специальный стаж истицы составляет более 30 лет, а именно 30 лет 01месяц 17 дней.

Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, решением, свидетельством о рождении, приказом, выпиской из приказа, свидетельствами о прохождении курсов, справками, а также материалами отказного пенсионного дела.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст.12, 67, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г. Н. Новгорода от **.**.** года №** в назначении Чурановой Е.В. трудовой пенсии досрочно.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г. Н. Новгорода назначить Чурановой Е.В. трудовую пенсию по старости досрочно, начиная с **.**.** года, включив в стаж для назначении досрочной пенсии в порядке подп. 2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» в льготном исчислении «за 1год работы 1год 6мес.стажа» период:

с **.**.**г. по **.**.** г. нахождение на больничном листе по беременности и родам.

В календарном исчислении периоды:

С **.**.**г. по **.**.** г. отпуск по уходу за ребенком свыше полутора лет

С **.**.** г. по **.**.** г. в должности акушерки «женской консультации №**».

курсы повышения квалификации с **.**.** г. по **.**.**г., с **.**.** г. по **.**.** г.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток путем подачи жалоб через районный суд.

Председательствующий подпись

Решение в законную силу вступило 09 июля 2010 года.

Копия верна.

Судья Сормовского районного

суда Н.Новгорода Тараканова В.И.