Дело 2- 2870/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2010 года Сормовский районный суд г.Н.Новгорода
В составе председательствующего судьи Таракановой В.И.
При секретаре Тюлькиной О.А.
С участием представителя истца Есиповой Е.В., ответчика Бажура С.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сормовскому району г.Н.Новгорода к Бажура С.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пеней,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу в сумме 186431 рубль, пени в сумме 9460,72 руб., а всего просит взыскать 195891 руб.72 коп. При этом истец ссылается на то, что ответчик является собственником транспортных средств, указанных в налоговом уведомлении, соответственно является плательщиком транспортного налога. Транспортный налог подлежит уплате авансовым платежом не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Транспортный налог в установленные законом сроки ответчиком не уплачен, задолженность перед бюджетом до настоящего времени не погашена.
В процессе рассмотрения дела истец отказался от части исковых требований в размере 110995 рублей в связи с добровольной оплатой данной суммы ответчиком. Определением Сормовского районного суда г.Н.Новгорода от 30.11.2010 года производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании представитель истца Есипова Е.В. исковые требования в оставшейся сумме 84896 руб.72 коп поддержала.
Ответчик в судебном заседании иск не признал в полном объеме, просит применить срок исковой давности по требованию истца о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2006 год в размере 76398 руб.20 коп., а в случае взыскания пени, просит учесть его материальное положение и уменьшить размере пени.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге» № 71-З от 28.11.2002 г. налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанныхтранспортных средств.
В соответствии со ст.3 ч.1 Закона объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящем Законе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 ч.1 п.1 Закона налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст.9 ч.2 п.2.2. и п.2.5. Закона налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики, согласно налоговому уведомлению, не позднее 1 августа текущего года производят уплату авансового платежа в размере 100 % начисленного налога. Транспортный налог, указанный в уточненном налоговом уведомлении подлежит уплате не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога определяется налоговыми органами на основании представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, а так же о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства по состоянию на 1 января текущего налогового периода, с учетом всех изменений, произошедших за предыдущий календарный год, и с учетом льгот, права на которые заявлены налогоплательщиками.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
По делу установлено, что за ответчиком были зарегистрированы транспортные средства, указанные в налоговом уведомлении, собственником которых он являлся, а именно: транспортное средство Д1**, гос.номер №**, 2001 года выпуска, транспортное средство снято с регистрационного учета 02.07.2010 года, налог за 2009 год составляет 40800 рублей, за 2006 год налог составляет 4800 руб.; транспортное средство Д2**, гос.номер №**, 2002 года выпуска, транспортное средство снято с регистрационного учета 27.04.2010 года, налог за 2009 год составляет 32385 рублей, транспортное средство Д3** гос.номер №**, 1998 года выпуска, транспортное средство снято с регистрационного учета 20.01.2010 года, транспортный налог за 2009 год составляет 36380 рублей, транспортное средство В**, гос.номер №**, 2002 года выпуска, транспортное средство снято с регистрационного учета 24.04.2009 года, налог за 2009 год составляет 1430 рублей. В адрес ответчика 06.04.2010 года было направлено требование №** по состоянию на 31.03.2010 года задолженности по уплате налога, которую предложено оплатить в срок до 21.04.2010 года (л.д.7-9). Данные обстоятельства подтверждаются налоговыми уведомлениями (л.д.5-6), требованием (л.д.7), реестром (л.д.8-9).
На основании ст.2 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге» ответчик является плательщиком транспортного налога, который обязан уплачивать ежегодно авансовым платежом не позднее 1 августа текущего года и не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ответчик за период 2009 года транспортный налог, исчисленный налоговым органом в сумме 110995 рублей оплатил в добровольном порядке только 22.11.2010 года (л.д.20). Определением Сормовского районного суда г.Н.Новгорода от 30.11.2010 года производство по делу в этой части прекращено в связи с отказом истца от иска и добровольным исполнением требований.
Ст.2 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге» возлагает ответственность по уплате транспортного налога по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002г. № 110-ФЗ, на лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. В этой связи суд взыскивает с ответчика пени за период с 16.02.2010 года, принимая ставку рефинансирования ЦБ РФ действующую в период просрочки.
Что касается требований истца о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2006 год в размере 76389 рублей 20 коп., суд пришел к следующему.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 20 постановления N 4/9 от 11.06.1999 г. при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, т.е. не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Согласно ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии сч.1 ст.70 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 27.07.2006 №137-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п.1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п.2 ст.5 НК РФ).
Как усматривается из требований иска и материалов дела, истец просит также взыскать задолженность по транспортному налогу за 2006 год в размере 76389 рублей 20 коп. (л.д.6). Учитывая, что налоговым периодом в отношении транспортного налога является календарный год, изменения актов о налогах вступают в силу не позднее 01 января 2007 года, т.е. не затрагивают периода 2006 года.
Поскольку последним днем уплаты транспортного налога за 2006 год, является 15.02.2007 г., то требование об уплате налога за 2006 г. подлежало выставлению не позднее 15.05.2007 г., а обращение в суд могло иметь не позднее 6 месяцев после истечения срока исполнения требования, т.е. не позднее 25.11.2007г.
Между тем фактически исковое заявление подано в суд 26.10.2010, т.е. с пропуском установленного срока по требованию об уплате налога за 2006 год, что является основанием для отказа в иске в данной части.
Согласно ст.70 НК РФ в редакции ФЗ от 27.07.2006 № 137-ФЗ при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данным документом является акт о выявлении недоимки у налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 №САЭ-3-19/825@. Такой акт суду не представлен. Других доказательств, что недоимка выявлена позже, а именно 12.12.2009 года, как указано в налоговом уведомлении, суду не представлено.
Следовательно, истцом - налоговым органом пропущен срок для обращения в суд за взысканием недоимки по налогу за 2006 год. В этой связи суд отказывает истцу в удовлетворении иска в этой части.
Истцом на сумму задолженности начислена пени, истец просит взыскать пени в размере 9460,72 руб. за период просрочки начиная с 16.02.2010 года.
Суд считает, что ответчик действительно допустил просрочку оплаты транспортного налога, уплатил налог за 2009 год не до 15.02.2010 года, а 22.11.2010 года и с него подлежат взысканию пени. Однако с учетом материального положения ответчика, в соответствии со ст.333 ГК РФ суд снижает размер пени до 2707 руб. 69 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Бажура С.С. в бюджет Нижегородской области задолженность по пени в размере 2707 руб.69 коп. В остальной части иска отказать.
Взыскать с Бажура С.С. государственную пошлину в доход государства в сумме 108 руб.31 коп.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд в течение 10 суток.
Председательствующий: /подпись/
Копия верна.
Решение вступило в законную силу 17 декабря 2010 года
Судья Сормовского районного
Суда г.Н.Новгорода В.И.Тараканова