Решение по заявлению об оспаривании бездействия УФМС России по Нижегородской области



Дело № 2-388/2011Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 года

Сормовский районный суд г.Н.Новгорода в составе

председательствующего судьи Степановой Г.С.

с участием заявителя Барсегяна А.М, адвоката Ермакова Н.А, представителя по доверенности Ганиной Н.А.

при секретаре Пленкиной О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Барсегяна А.М. об оспаривании бездействия Управления Федеральной Миграционной службы России по Нижегородской области

У с т а н о в и л:

Барсегян А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления Федеральной Миграционной службы России по Нижегородской области, просил признать бездействие УФМС России по Нижегородской области, выразившееся в не постановке его на миграционный учет в установленные законом сроки, а равно и не принятие абсолютно никаких мер по его заявлению о постановке на миграционный учет от **.**.** незаконным. В обоснование заявитель ссылался на то, что он родился **.**.**, место рождения: Республика А**, город Е**. **.**.** обратился в отдел УФМС России в Ленинском районе города Нижнего Новгорода с заявлением о постановке его на миграционный учет по месту жительства: город Нижний Новгород, ул.И**, дом №**. **.**.** также обратился в отдел УФМС с заявлением об урегулировании его правового статуса на территории РФ. Также им был представлен пакет документов подтверждающих его проживание на территории РФ с **.**.** и справка из посольства Республики А** №**-К о том, что он не является гражданином А**, паспортом данного государства не документирован. Сотрудниками отдела УФМС России была проведена процедура установления личности заявителя, он и его родственники были вызваны для дачи объяснений, произведены дактилоскопирование и фотографирование. **.**.** заявителем было получено уведомление из отдела УФМС России, что сделан запрос в посольство республики А** для уточнения сведений указанных в представленных заявителем документах. Барсегяном А.М. получено письмо УФМС России по Нижегородской области от **.**.** №**, в котором указано, что Посольство А** подтвердило сведения, указанные в ранее выданных документах, о том, что заявитель не является гражданином А**, содержится указание о том, что он находится на территории РФ незаконно и ему необходимо обратиться в Посольство А** для получения документа, удостоверяющего личность лица без гражданства. До настоящего времени заявитель не поставлен на миграционный учет, несмотря на его заявление в отдел УФМС России по Нижегородской области от **.**.**. Кроме того, УФМС по Нижегородской области не принято во внимание, что заявитель уже состоял на миграционном учете по прежнему месту жительства в пос.Д** Нижегородской области, следовательно, в **.**.** личность заявителя, как лица без гражданства уже была установлена. Заявитель просит обязать УФМС России по Нижегородской области поставить его на миграционный учет по адресу: город Нижний Новгород, ул.И**, дом №**.

В судебном заседании заявитель поддержал свою просьбу, ссылаясь на доводы, изложенные им в заявлении. Считает, что бездействие сотрудников УФМС России по Нижегородской области, выразившееся в не постановке его на миграционный учет в установленные законом сроки, а равно и не принятие никаких мер по заявлению от **.**.** о постановке на миграционный учет является не законным.

Представитель УФМС России по Нижегородской области в судебном заседании с доводами заявителя не согласилась. Представитель пояснила, что должностными лицами УФМС России по Нижегородской области проверки в отношении заявителя проведены в пределах предоставленных законом и иными правовыми актами полномочий, соблюден порядок проведения проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствия гражданства РФ у заявителя. Все необходимые действия со стороны сотрудников были проведены в сроки, предусмотренные действующим законодательством. УФМС России по Нижегородской области не совершило какие- либо действия (бездействие), которые можно было бы расценить как незаконные, нарушающие охраняемые законом права и интересы заявителя. УФМС России по Нижегородской области достоверно было установлено, что сведения о приобретении заявителем гражданства РФ отсутствуют, Барсегян А.М. не является гражданином РФ. Заявитель не указывает в заявлении, какие нормы закона нарушены государственным органом. Ст.37 ФЗ-115 от 25.07.2002года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» обязывала иностранных граждан прибывших в РФ, до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение 60суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Данная обязанность не была исполнена родителями заявителя, на момент вступления указанного закона в силу-30.10.2002года заявитель был несовершеннолетним. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчислялся со дня вступления в силу данного Федерального закона и составлял 90суток. Все это время заявитель находился на территории РФ незаконно. Пунктом 52 Административного регламента по предоставлению ФМС России государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ, утвержденного Приказом ФМС РФ от **.**.** №** определено, что основанием для начала предоставления государственной услуги является получение непосредственно от принимающей стороны или иностранного гражданина, а также посредством почтовой связи территориальным органом ФМС России уведомления о прибытии с приложением всех необходимых документов. Перечень таких документов определен п.29.1 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007года «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Заявителем установленная процедура не была соблюдена, необходимые документы не представлены, таким образом, основания для предоставления государственной услуги отделом УФМС России по Нижегородской области отсутствовали. ФЗ-109 от 25.07.2002года не установлена обязанность органа, осуществляющего миграционный учет, направлять заявителю уведомление либо иное сообщение об отказе в постановке на миграционный учет. Со ссылкой на ст.256 ГПК РФ представитель УФМС по Нижегородской области пояснила суду, что заявителем к заявлению не приложены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока обращения в суд и на это заявитель не ссылается. Полагает, что данный факт служит основанием для отказа в удовлетворении заявления. В этой связи просила отказать заявителю в удовлетворении заявления.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Ст.6 Конституции РФ установлено: гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами, и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Ст.10 Федерального Закона от 31.05.2002года №62-ФЗ установлено, что паспорт гражданина РФ является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

Указом Президента РФ от 13.03.1997года №232 « Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ предписано впредь до принятия соответствующего федерального закона, ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.

В соответствии со ст.5 Федерального Закона «О гражданстве РФ» гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона; б)лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с Федеральным законом.. Указом Президента РФ от 14.11.2002года №1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Ст.10 Федерального Закона от 25.07.2002года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установлено: документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный Федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3)вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

В соответствии с нормой ст.8 Федерального закона от 18.07.2006года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» основанием для постановки на миграционный учет является: 1) факт въезда иностранного гражданина в РФ; 2) факт регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства РФ; 3) факт утраты гражданства РФ лицом, находящимся в РФ.

Согласно ст.37 ФЗ-115 от 25.07.2002года иностранные граждане, прибывшие в РФ до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ до вступления в законную силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчислялся со дня вступления в силу данного закона (30.10.2002года) и составлял 90суток.

Ст.22 ФЗ-109 от 18.07.2006года ( в редакции ФЗ-199 от 19.07.2009года) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» предусмотрено: постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. (Часть2) Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 1) иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый в РФ в этом качестве, а также миграционную карту; б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от неё отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3,3.1 и 4 настоящей статьи; 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 ст.20 настоящего Федерального закона: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи; б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания. Частью 6 настоящей статьи предусмотрено: прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания органом миграционного учета и организацией федеральной почтовой связи осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность и признаваемого РФ в этом качестве.

Пунктом 52 Административного регламента по предоставлению ФМС России государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 06.07..2009года №159 предусмотрено: основанием для начала предоставления государственной услуги является получение непосредственно от принимающей стороны или иностранного гражданина, а также посредством почтовой связи территориальным органом ФМС России уведомления о прибытии с приложением всех необходимых документов. Перечень документов определен пунктом 29.1 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007года №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. При обращении временно проживающего либо временно пребывающего в РФ иностранного гражданина в соответствии с ч.3 ст.22 ФЗ-109 от 18.07.2006года непосредственно в территориальный орган ФМС России к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы: а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии; в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.; г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в РФ иностранного гражданина). Пунктами 53, 54,55 указанного Административного регламента предусмотрено: лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган ФМС России, обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность; иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в РФ иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в РФ иностранного гражданина); принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган ФМС России, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в РФ иностранного гражданина- и копию его миграционной карты.

По делу установлено: Барсегян А.М. родился **.**.**, место рождения: республика А** город Е** его родители: отец- Барсегян М.Ю., национальность **; мать Киракосян Р.Ш., национальность **. Согласно копии справки Консульского отдела Посольства Республики А** в РФ от **.**.** №**-К (л.д.12,13) Барсегян А.М. **.**.**года рождения, согласно ст.10 п.3 «Закона о гражданстве Республики А**» не является гражданином республики А** паспортом гражданина Республики А** не документирован. Из письма отдела УФМС России по Нижегородской области в Ленинском районе города Нижнего Новгорода на заявление Баргемяна А.М. от **.**.** в адрес УФМС России по НО в Ленинском районе города Нижнего Новгорода от **.**.** №** (л.д.14) в адрес Барсегяна А.М. следует, что его родители являются гражданами А** и проживают на территории РФ на основании разрешения на временное проживание, установить его статус, как лица без гражданства, не предоставляется возможным. Для уточнения сведений, указанных в предоставленной им справки Консульского отдела Посольства Республика А** в РФ, направлен запрос в Посольство Республика А** в РФ. О результатах и принятом решении по его заявлению будет сообщено дополнительно. Из ответа УФМС России по Нижегородской области от **.**.** №** в адрес заявителя усматривается: по имеющимся учетам **.**.** рассмотрено его заявление об установлении личности, факта длительного пребывания и урегулированию правового статуса на территории РФ. Посольство Республики А** в РФ подтвердило выдачу справки №** года от **.**.**. По имеющимся учетам родители заявителя до настоящего времени являются гражданами Республики А**, проживают в Д** районе Нижегородской области. На дату вступления в силу закона о гражданстве Республики А** (**.**.**) Баргемян А.М. являлся несовершеннолетним, и был не вправе самостоятельно избирать иное гражданство (отсутствие гражданства). В этой связи считать заявителя лицом без гражданства не представляется возможным. Решением Комиссии УФМС по Нижегородской области от **.**.** правовой статус Баргемяна А.М. как лица без гражданства не определен. Одновременно в письме содержится разъяснение п.2 ст.10 ФЗ-115 «О правовом статусе иностранных граждан в РФ», в том числе какими документами удостоверяется личность лица без гражданства в РФ: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в РФ в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство, иные документы, предусмотренные Федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства. Поскольку Баргемян А.М. прибыл на территорию РФ с родителями до 2002года, его родители обязаны были обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган УФМС по месту своего пребывания в течение 60суток со дня вступления в силу выше указанного закона. При этом срок временного пребывания иностранного гражданина, получившего миграционную карту, составлял не более 90суток со дня получения миграционной карты. В ответе содержится указание, что поскольку Баргемян А.М. не имеет ни одного из документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, а также личность иностранного гражданина, не зарегистрирован и не состоит на миграционном учете, его пребывание на территории Нижегородской области является не законным. Заявителю разъяснены: необходимость обращения в Посольство страны прежнего пребывания для получения документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства для дальнейшей легализации на территории РФ, порядок получения справки для проезда в Посольство для лиц, не имеющих документов, удостоверяющих личность, которая оформляется в УФМС по Нижегородской области по адресу: город Нижний Новгород, Сормовский район, бульвар Юбилейный, дом №32, кааб.№107.

Тщательно проверив и оценив все юридически значимые обстоятельства по делу, в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления Барсегяна А.М. в силу следующего.

Суд считает установленным, что заявитель не представил суду, как это установлено ст.56 ГПК РФ надлежащих доказательств в обоснование своей просьбы.

Судом дана надлежащая оценка заявлению представителя УФМС России по НО о пропуске заявителем процессуального срока на подачу заявления об оспаривании бездействия УФМС России по НО со ссылкой на норму ст.256 ГПК РФ при оспаривании бездействия органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, бездействие- это длящееся нарушение, если таковое имеет место быть.

Суд считает установленным, что действия УФМС России по Нижегородской области, связанные с подачей им заявления об определении правового статуса на территории РФ не могут быть признаны незаконными, поскольку проводились в рамках предоставленных законом и иными правовыми актами полномочий. Под бездействием понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям, в том числе должностных лиц. Судом не установлено наличие признаков бездействия УФМС России по Нижегородской области по заявлению Барсегяна А.М.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что УФМС России по Нижегородской области не совершало незаконных действий (бездействия) в отношении заявителя.

Руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ,

Р е ш и л:

Отказать Барсегяну А.М. в удовлетворении заявления о признании бездействия Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области, выразившееся в не постановке на миграционный учет в установленные законом сроки, в непринятии мер по заявлению от **.**.** о постановке на миграционный учет незаконным, об обязании УФМС России по Нижегородской области поставить его на миграционный учет по месту жительства по адресу: город Нижний Новгород, ул.И**, дом №**, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10суток с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалоб через районный суд.

Председательствующий: подпись

Решение вступило в законную силу 22 февраля 2011 года.

Копия верна.

Судья Сормовского районного суда

города Нижнего Новгорода Г.С.Степанова.