Дело № 2-367/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года
Сормовский районный суд г.Н.Новгорода в составе
Председательствующего Клепцовой Л.В.
При секретаре Вилковой Н.Н.
С участием представителя заявителя Седовой Л.Д.,
представителя заинтересованного лица Михайлова А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общественной благотворительной организации инвалидов с детства г. Нижнего Новгорода «Преодоление» об оспаривании решения Главного управления Министерства юстиции по Нижегородской области,
У с т а н о в и л:
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области ( далее - Главное управление) от 14.12.2010г. № 03-36-19649, обязать Главное управление осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общественной организации, на основании решения общего собрания от 10.11.2010г., ссылаясь, что указанным решением Седова Л.Д. избрана председателем правления, 18.11.2010г. она обратилась в Главное управление для регистрации изменений, однако решением от 14.12.2010г. в этом было отказано. Полагают решение незаконным и необоснованным, поскольку все необходимые документы, оформленные надлежащим образом, были представлены, решение об избрании Седовой Л.Д. председателем общества является действительным, в судебном порядке оно не оспорено и не отменено, доказательств в обоснование обратного уполномоченный орган не имеет. Кроме этого, решение уполномоченным органом должно приниматься только на основании документов, представленных заявителем, получение какой-либо информации от иных лиц не может являться основанием для отказа в государственной регистрации, что произошло фактически.
Представитель заявителя в судебном заседании просьбу поддержала.
Представитель заинтересованного лица с заявлением не согласен, суду пояснил, что общественная благотворительная организация инвалидов с детства «Преодоление» подлежит специальному порядку государственной регистрации, при котором рассмотрение представленных документов включает в себя обязательную проверку ряда вопросов, в том числе: соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством РФ и Административным регламентом, достоверность и непротиворечивость представленных сведений. Из представленной выписки из протокола общего собрания организации от 10.11.2010г. №1, на котором Седова Л.Д., была избрала председателем, усматривается, что на собрании присутствовало 12 членов, при этом данные об общем количестве членов организации, подтверждающие наличие кворума и правомочность собрания, в выписке отсутствовали, а из имеющихся у них документов по выборам председателя за 2007г. усматривается, что организация имела 80 членов. Кроме этого, им поступило два заявления от членов организации, которые сообщили, что о предстоящем собрании не уведомлялись, в голосовании не участвовали, с решением собрания не согласны. Следовательно, при проведении общего собрания нарушены требования п. 4 ст. 29 Федерального Закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 5.3 Устава организации, предусматривающих, что собрание правомочно при присутствии на нем более половины членов организации, а также что члены организации о предстоящем собрании уведомляются за 30 дней. С учетом изложенного они пришли к выводу, что представленные заявителем документы оформлены в ненадлежащем порядке, поэтому обоснованно отказали в государственной регистрации изменений.
Выслушав объяснения представителей сторон, свидетеля, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства и дав им оценку, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно п.4.1. ст. 9 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ (ред.23.12.2010) регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.2 ст.23 Федерального Закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред.10.01.2006) в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.
Согласно п.4 ст.23.1 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (ред.29.12.2010) в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.
Согласно подп.42 п.6 Положения о Главном управлении Министерства Юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009г. № 146, Главное управление осуществляет полномочия по принятию решения о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, … а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
Согласно п.54 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 31.03.2009г. № 96, исполнение государственной функции, в том числе, при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и в связи с ее ликвидацией, включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием документов от заявителя;
2) рассмотрение представленных документов;
3) принятие решения о государственной регистрации некоммерческой организации (направление документов в регистрирующий орган, получение документов из регистрирующего органа, подготовка документов для выдачи заявителю, внесение сведений в ведомственный реестр) или об отказе в ее регистрации;
4) выдача документов заявителю или направление уведомления об отказе в государственной регистрации.
Согласно п.61 Административного регламента уполномоченный специалист проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений. Уполномоченный специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме.
По делу установлено, 07.02.1994г. создана общественная благотворительная организация инвалидов с детства г.Н.Новгорода «Преодоление».
29.11.2002г. организация внесена в единый государственный реестр юридических лиц.
26.04.2007г. председателем правления организации избрана Исаева Г.Г., полномочия которой истекли 27.04.2009г. Согласно выписке из протокола общего собрания членов организации от 26.04.2007г. при избрании Исаевой Г.Г. присутствовало 42 члена организации из 80возможных.
10.11.2010г. состоялось общее собрание организации, на котором присутствовало 12 членов, постановлено утвердить Седову Л.Д. в должности председателя правления.
18.11.2010г. заявитель обратился в Главное управление с заявлением о государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества.
14.12.2010г. распоряжением Главного управления №1733 заявителю отказано во внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации по основанию, предусмотренному п.2 ст.23 Федерального Закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», о чем заявителю направлено соответствующее уведомление.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями свидетеля Исаевой Г.Г., копиями протоколов, положения, ведомости, расписки, уведомления, выписки из реестра, свидетельства, Устава, заявлениями.
При наличии таких данных суд приходит к следующим выводам.
Оспаривая решение, заявитель основывается на том, что представленные ими документы были оформлены в надлежащем порядке, полномочиями проведения правовой экспертизы Главное управление не обладает, однако данное мнения является ошибочным.
Действующее законодательство предусматривается два порядка регистрации юридических лиц, в том числе, и общественных объединений: общий и специальный.
Общий порядок, который не предусматривает правой экспертизы представленных документов, предусмотрен Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ и относится к тем юридическим лицам, регистрацию которых производит Федеральная налоговая служба.
Специальный порядок, который предусматривает правую экспертизу представленных документов, предусмотрен Федеральным Законом «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ, относится к тем юридическим лицам, регистрацию которых производят Главные управления Министерства юстиции РФ.
Общественная благотворительная организация «Преодоление» является некоммерческой организацией, следовательно, ее государственную регистрацию (государственную регистрацию изменений) производит Главное управление Министерства юстиции РФ по Нижегородской области, при этом на организацию распространяются нормы вышеуказанных Федеральных Законов № 82-ФЗ и 7-ФЗ, в том числе, и предусматривающие правовую экспертизу представленных документов и, как следствие этого, возможность отказа в государственной регистрации общественного объединения (государственной регистрации изменений), если необходимые для этого
документы, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.
Более того, как указано выше, Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при рассмотрении представленных документы прямо предусматривает обязанность проверки этих документов, в том числе, соблюдение порядка их оформления, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом.
В рассматриваемом случае заявитель обратился в Главное управление, которое осуществляет полномочия по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, с заявлением о внесении изменений в сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени организации, а именно - Седовой Л.Д.
Главное управление в установленный законом срок, согласно предоставленным Законом полномочиям, провело проверку представленных документов, в ходе которой было установлено следующее.
Согласно п.4 ст.29 Федерального Закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании. Решение общего собрания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
Согласно п. 5.2. Устава общественной благотворительной организации «Преодоление» общее собрание созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. По требованию не менее 1/3 членов либо по требованию ревизора (ревизионной комиссии) созывается внеочередное общее собрание. О месте и времени проведения, а также о повестке дня члены организации должны быть уведомлены не позднее 30 (тридцати) дней до назначенного срока. Собрание вправе принимать решения, если на нем присутствует более половины общего числа членов организации. Решение общего собрания считается принятым, если за них проголосовало 2/3 присутствующих на общем собрании членов организации.
На общем собрании 10.11.2010г., на котором председателем правления организации избрана Седова Л.Д., присутствовало всего 12 человек, при этом никаких документов об общем количестве членов организации, об их уведомлении за 30 дней до назначенного времени проведения собрания не представлено, в протоколе собрания эти данные также не указаны, что не позволило сделать вывод о наличии на собрании кворума и, как следствие этого, о правомочности собрания.
Более того, в Главное управление поступили два заявления от членов организации (одно из которых - коллективное), которые подтвердили, что о предстоящем собрании не уведомлялись, с его решением не согласны.
С учетом изложенного по результатам проверки Главным управлением дано заключение об отказе во внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, заявителю дан мотивированный отказ, в котором указаны основания отказа со ссылкой на нормы права.
Отказ является законным и обоснованным, поскольку судом установлено и не оспаривается представителем заявителя, что в 2007 году при избрании предыдущего председателя правления, каковым являлась Исаевой Г.Г., организация насчитывала 80 членов, относимых и допустимых доказательств, что за прошедшее время 68 членов организации (80 - 12) выбыли из нее по каким-то причинам или были исключены по предусмотренным Уставом организации основаниям, ни Главному управлению, ни суду
не представлено.
Из изложенного следует, что документов, подтверждающих наличие кворума и правомочность собрания, на котором принято решение об избрании Седовой Л.Д. председателем правления, не имеется.
Что касается полномочий Исаевой Г.Г., то они истекли 27.04.2009г.Из ее объяснений в качестве свидетеля и представленного ею протокола №1 общего собрания членов организации от 12.12.2010г. усматривается, что было проведено общее собрание членов организации, на котором присутствовало 36 членов организации из 62 возможных, председателем правления избрана Исаева Г.Г. Однако указанные изменения также не прошли государственную регистрацию.
При наличии таких данных у суда нет оснований для удовлетворения заявления. Вместе с тем, отказ во внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений не является препятствием для повторной подачи документов при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Суд дал оценку доводам представителя заявителя, но не может принять их во внимание по следующим причинам.
Доводы, что Главное управление не вправе проверять представленные ими документы и содержащиеся в них сведения, ошибочны, оценка им дана выше.
Доводы, что 21.03.2010г. правлением организации принято положение о членских взносах, которым установлены сроки уплаты периодических членских взносов и которым предусмотрено, что при неуплате членских взносов в установленные сроки члены организации, нарушившие Устав и Положение, считаются выбывшими из состава организации, противоречат требованиям закона и Устава общественной организации.
Согласно ст.6 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.
Пунктом 3.5 Устава Общественной благотворительной организации инвалидов с детства «Преодоление» предусмотрены основания выхода членов из организации, п.3.8 - основания исключения членов из организации, которое производится решением Правления.
Суду не представлено данных, подтверждающих, что 68 членов организации, о которых говорит представитель заявителя, вышли из организации или были исключены из нее в установленном порядке, а если были исключены, то кто конкретно и когда именно.
Кроме этого, решений об исключении членов из организации также не представлены, а из протокола общего собрания, предъявленного свидетелем Исаевой Г.Г., усматривается, что по состоянию на 12.12.2010г. в организации числилось 62 члена, а не 12, как утверждает представитель заявителя. Убедительных объяснений о противоречиях по количественному составу членов организации представителем не дано, ведомость об уплате членских взносов за 2010г., с учетом вышеизложенного, не является доказательством количественного состава членов организации.
Доводы, что решение об ее избрании председателем никем не оспорено и не отменено, ошибочны, поскольку, как указано выше, на Главном управлении в силу закона лежит обязанность по проверке полноты и правильности оформления представленных документов, достоверности и непротиворечивости содержащихся в них сведений, в связи с чем, при наличии данных что при выборах предыдущего председателя в организации насчитывалось 80 членов, а при выборе нового - 12 членов, при этом никаких данных о выбывших членах не представлено, регистрирующий орган был вправе признать представленные документы не полными и противоречивыми.
Доводы о незаконных и деструктивных, по ее мнению, действиях Исаевой Г.Г., незаконности ее повторного избрания юридически не значимы, поскольку ничем объективно не подтверждены и не имеют отношения к рассматриваемому вопросу, касающемуся законности действий Главного управления.
Доводы, что Главное управление не вправе принимать и анализировать документы, представленные не заявителем, а иными лицами, не состоятельны, поскольку такого запрета указанные выше Федеральные законы не содержат.
Руководствуясь ст.ст.12,67, 198,258 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Отказатьобщественной благотворительной организации инвалидов с детства г.Нижнего Новгорода «Преодоление» в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области от 14.12.2010г., об обязании осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общественной организации.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 суток через районный суд.
Председательствующий- подпись
Решение в законную силу вступило 18 февраля 2011 года
Копия верна.
Судья Сормовского районного
суда г.Н.Новгорода Клепцова Л.В.