Дело № 2-291/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2011 года Сормовский районный суд г.Н.Новгорода
В составе: председательствующего судьи Таракановой В.И.
При секретаре Ширяевой Ж.Ю.
С участием представителя ответчика Зайцевой А.А., действующей по доверенности от 30.12.2010 года,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина В.В. к Управлению Федеральной Миграционной службы по Нижегородской области о возложении обязанности оформить российское гражданство с выдачей паспорта нового образца,
У с т а н о в и л:
Истец Калинин В.В. обратился в суд с иском к ответчику об обязании оформить Российское гражданство с выдачей паспорта нового образца. В обоснование своих требований ссылается на то, что **.**.**г. судом Л** района г.Д** был осужден по ст.№** ч.№** Уголовного кодекса Украины на Z** лет лишения свободы. **.**.**г. истец был освобожден условно досрочно на Z** и направлен к месту постоянного жительства в В**, где он родился, вырос и проживает вместе со своей престарелой матерью. По прибытию в В**, истец обратился в Паспортно-визовую службу за паспортом нового образца, но ему отказали по причине, имеющей ограничение в выдаче паспорта до погашения судимости, которая за преступление, которое совершил истец, составляет Z** лет после освобождения. Истец пытался в виде исключения получить паспорт ранее установленного срока, однако ответчик отказал. В настоящее время прошло более трех лет свыше установленного законом срока, однако ответчик безосновательно отказывает истцу в оформлении гражданства и выдаче паспорта. Не имея Российского гражданства и паспорта нового образца, истец лишен гражданских прав, ему нельзя вступить в брак, истца не принимают на работу, ему приходится жить на пенсию матери.
В судебное заседание истец Калинин В.В. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, извещен надлежащим образом, поддержал исковые требования.
Представитель УФМС России по Нижегородской области в судебном заседании с доводами заявителя не согласилась, представила письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.
Установив юридические значимые обстоятельства, выслушав объяснения представителя ответчика, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Всеобщей декларации прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной ассамблеей ООН) каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Ст.6 Конституции РФ установлено: гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами, и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Ст.10 Федерального Закона от 31.05.2002года №62-ФЗ установлено, что паспорт гражданина РФ является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.
Указом Президента РФ от 13.03.1997года №232 « Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ предписано впредь до принятия соответствующего федерального закона, ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.
В соответствии со ст.5 Федерального Закона «О гражданстве РФ» гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона; б)лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с Федеральным законом..
Указом Президента РФ от 14.11.2002года №1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.
В соответствии с п.51 Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство РФ (утеря, кража, порча и т.п.), возникновение сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства РФ, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Согласно п.52 Положения после получения необходимой информацмм полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Ст.10 Федерального Закона от 25.07.2002года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установлено: документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный Федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3)вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
В соответствии с нормой ст.8 Федерального закона от 18.07.2006года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» основанием для постановки на миграционный учет является: 1) факт въезда иностранного гражданина в РФ; 2) факт регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства РФ; 3) факт утраты гражданства РФ лицом, находящимся в РФ.
Согласно ст.37 ФЗ-115 от 25.07.2002года иностранные граждане, прибывшие в РФ до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ до вступления в законную силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчислялся со дня вступления в силу данного закона (30.10.2002года) и составлял 90суток.
Ст.22 ФЗ-109 от 18.07.2006года ( в редакции ФЗ-199 от 19.07.2009года) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» предусмотрено: постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. (Часть2) Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 1) иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый в РФ в этом качестве, а также миграционную карту; б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от неё отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3,3.1 и 4 настоящей статьи; 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 ст.20 настоящего Федерального закона: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи; б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Частью 6 настоящей статьи предусмотрено: прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания органом миграционного учета и организацией федеральной почтовой связи осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность и признаваемого РФ в этом качестве.
Пунктом 52 Административного регламента по предоставлению ФМС России государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 06.07.2009года №159 предусмотрено: основанием для начала предоставления государственной услуги является получение непосредственно от принимающей стороны или иностранного гражданина, а также посредством почтовой связи территориальным органом ФМС России уведомления о прибытии с приложением всех необходимых документов.
Перечень документов определен пунктом 29.1 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007года №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
При обращении временно проживающего либо временно пребывающего в РФ иностранного гражданина в соответствии с ч.3 ст.22 ФЗ-109 от 18.07.2006года непосредственно в территориальный орган ФМС России к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы: а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии; в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.; г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в РФ иностранного гражданина).
Пунктами 53, 54, 55 указанного Административного регламента предусмотрено: лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган ФМС России, обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность; иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в РФ иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в РФ иностранного гражданина); принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган ФМС России, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в РФ иностранного гражданина- и копию его миграционной карты.
По делу установлено: истец Калинин В.В. **.**.**г. года рождения, уроженец В** В** района Горьковской области, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.6).
Истец, являясь гражданином Украины, был осужден **.**.**г. судом Л** района г.Д** р.У** по ст.№** ч№** УК У** на срок лишения свободы Z** лет в ИТК усиленного режима. Истец отбывал наказание в местах лишения свободы с **.**.**г. по **.**.**г., был освобожден по постановлению Б** р/с Х** области от **.**.**г. на основании ст.51 УК Украины условно досрочно на 1 год 11 месяцев 20 дней. Истец был отправлен к месту следования по адресу: В** Нижегородской области, ул.** дом №**, ему был установлен надзор и рекомендовано прибыть в РОВД **.**.**г.. Данные обстоятельства подтверждаются справкой из Жовтневой Исправительной колонии Х** области от **.**.**г. (л.д.7).
Истец в 2006 году обратился в УФМС по НО с заявлением о приеме в гражданство РФ. Решением ГУВД Нижегородской области от **.**.**г. №** заявление истца о приеме в гражданство РФ было отклонено на основании пункта «д» ст.16 ФЗ РФ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», согласно которого, отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые: д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом. Данное решение не было истцом обжаловано (л.д.17).
Истец обратился к депутату Законодательного собрания Лунину В.Н. по данному вопросу. Истцу **.**.**г. был дан ответ, что согласно данных УФМС по НО истец является гражданином У** был осужден Л** районным судом г.Д**, судимость не погашена, срок погашения судимости истекает в **.**.**г. года, справка о погашении судимости отсутствует, указанные обстоятельства являются основанием для отклонения заявления истца о приеме в гражданство РФ. Истцу депутатом Луниным В.Н. было разъяснено его право повторно обратиться с заявлением о приобретении гражданства РФ по истечению срока погашения судимости, в **.**.**г. года (л.д.16).
Истец обратился в Министерство внутренних дел У** с просьбой выдать справку об отсутствии или наличии судимости, ему был дан ответ в **.**.**г. года о рекомендации обратиться в Посольство У** или его представительства в РФ.
**.**.**г. истец обратился в Посольство У** с просьбой получения справки о погашении судимости (л.д.18). В материалы дела истцом не представлено в материалы дела ответа на обращение.
Истец после погашения судимости, в **.**.**г. года, истец более не обращался в УФМС по НО с письменным заявление о приеме его в гражданство и не представлял необходимых в данном случае документов.
Согласно справки УФМС по НО (л.д.19) истец **.**.**г. обращался в ОУФМС России по Нижегородской области в В** районе по вопросу получения паспорта гражданина РФ, однако никаких письменных заявлений не имеется.
Из пункта 7 ст.4 ФЗ «О гражданстве» от 31.05.2002 года № 62-ФЗ следует, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии со ст.12 Закона РСФСР от 28.11.1991 года № 1948-1, действующего на день наступления обстоятельств, с которыми истец связывает наличие у него гражданства, основаниями приобретения гражданства являлись: - в результате его признания, - по рождению, - в порядке его регистрации и т.д.
Из заявления Калинина В.В. следует, что он претендует на приобретение гражданства путем его признания. Однако, как следует из главы 2 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.04.1992 года № 386, для признания гражданства РФ не требуется подача заявления для оформления гражданства, а достаточно предъявить следующие документы, подтверждающие РФ: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства РФ или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ, паспорт гражданина СССР со штампом регистрации по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 06 февраля 1992 года, свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ.
Калинин В.В. после **.**.**г. года больше не обращался с заявлением о приеме его в гражданство, не представил в Миграционную службу ни один из перечисленных документов, подтверждающих российское гражданство.
Суд также не может обязать ответчика оформить гражданство РФ по факту рождения истца в РФ, поскольку в силу ч.2 ст.13 Закона РФ 1991 года «О гражданстве РФ» считается состоявшим в гражданстве России по рождению как лицо, родившееся на территории России (р.п.В** Горьковской области) позднее 30 декабря 1922 года и утратившее гражданство бывшего СССР.
Из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П следует, что согласно части второй статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Как следует из материалов дела, истец является гражданином У**, следовательно, истец утратил российское гражданство по своему собственному свободному волеизъявлению.
Следовательно, употребленное в части второй статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.
Из данной правовой позиции следует, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П является в силу принципа "права крови" (jus sanguinis), действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.
Данная правовая позиция развита Конституционным Судом РФ в многочисленных определениях, в т.ч. от 21.04.2005 №118 по жалобе гражданки Даминовой С.Р. и от 24.05.2005 №235-О по жалобе гражданки Ахметзияновой З.В.
Из вышеуказанных норм закона следует, что необходимым условием документирования истца паспортом гражданина Российской Федерации является наличие гражданства Российской Федерации, которого истец не имеет. Как установлено судом истец после погашения его судимости, после июля 2007 года, к ответчику с письменным заявлением о приеме его в гражданство РФ не обращался, проверка по данному факту ответчиком не проводилась, отказа в принятии истца в гражданство РФ не имеется.
Суд разъясняет заявителю необходимость обращения в Посольство страны прежнего пребывания - Посольство У** для получения документа, подтверждающего отсутствие или наличие У** гражданства у истца, документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства для дальнейшей легализации на территории РФ, порядок получения справки для проезда в Посольство для лиц, не имеющих документов, удостоверяющих личность, которая оформляется в УФМС по Нижегородской области.
Тщательно проверив и оценив все юридически значимые обстоятельства по делу, в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления Калинина В.В. в силу следующего.
Суд считает установленным, что истец не представил суду, как это установлено ст.56 ГПК РФ надлежащих доказательств в обоснование своей просьбы. При наличии таких данных, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Калинина В.В. к Управлению Федеральной Миграционной службы по Нижегородской области о возложении обязанности оформить российское гражданство с выдачей паспорта нового образца отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 суток.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Решение в законную силу вступило 04 марта 2011 года.
Судья Сормовского районного суда
Г. Н. Новгорода: В.И. Тараканова