Дело: № 2-253/11г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
10 февраля 2011 года г. Нижний Новгород
Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Савченко Е.А.
при секретаре Заятниковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калягиной И.Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г. Н.Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У с т а н о в и л:
Калягина И.Е. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода, в котором просит решение ГУ УПФ РФ по Сормовскому району г.Н.Новгорода №** от **.**.** об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным, обязать ответчика включить ей в стаж для досрочной пенсии: период работы цеховой медсестрой с **.**.** по **.**.** в МСЧ К** Сормовского Райздравотдела, курсы повышения квалификации с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения - **.**.**, ссылаясь, что **.**.** обратилась к ответчику за назначением пенсии, однако в назначении ей пенсии отказано. Истица отказ в назначении пенсии считает незаконным и необоснованным, так как ответчик исключил из ее специального медицинского стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы цеховой медсестрой с **.**.** по **.**.** в МСЧ К** Сормовского Райздравотдела с **.**.** по **.**.** В общей сложности 6 лет 5 месяцев 4 дня. Период работы с **.**.** по **.**.** цеховой медсестрой включил в специальный стаж календарно, с чем она согласна и не оспаривает данное решение, так как считала, что досрочная трудовая пенсия медицинским работникам назначается не за название учреждения и его статус, а за лечебную и иную работу по охране здоровья населения независимо от ведомственного подчинения учреждений, организаций (Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464). Поэтому весь период работы цеховой медсестрой следует включить в ее специальный стаж. Курсы повышения квалификации также незаконно исключены из стажа для досрочной пенсии. В соответствии со ст.187 ТК РФ на период прохождения курсов повышения квалификации за работником сохраняется место работы, следовательно, идут отчисления в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для медицинских работников прохождение курсов повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет является обязанностью на протяжении всей трудовой деятельности. На дату обращения в ПФ РФ ее специальный медицинский стаж составил 30 лет 10 месяцев 16 дней.
В судебном заседании истица Калягина И.Е. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Степашина Л.А. (по доверенности) иск не признала, суду пояснила, что стаж работы истицы по охране здоровья населения на момент ее обращения за назначением пенсии составляет менее 30 лет. В период с **.**.** по **.**.** заявительница работала в МСЧ К** в должности цеховой медсестры. Медицинские работники МСЧ имеют право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поскольку это учреждение является лечебно-профилактическим, но при этом МСЧ должна иметь статус самостоятельного учреждения. В данном случае МСЧ является структурным подразделением К**», следовательно, не является самостоятельным учреждением. Постановление Конституционного суда № 11-П от 03.06.2004г. предусматривает включение структурных подразделений и организаций любой формы собственности, но оно применяется только к Спискам и Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Поскольку при подсчете льготного стажа заявительнице выгодно применить старое законодательство, действовавшее до 01.01.2002г., так как должности «цеховая медсестра» и «медстатист» новым законодательством не предусмотрены, то период с **.**.** по **.**.** не учитываем в специальный стаж при определении права на льготную пенсию. Не включены в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды учебных отпусков с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, административных отпусков с **.**.**, **.**.**, **.**.**, поскольку Правилами начисления период работы от 11.07.2002г. № 516 не оговорено, что административные отпуска и учеба на курсах повышения квалификации включается в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно подп.20 п.1 ст.27 РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, (ст. 7 Закона), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
По делу установлено, что Калягина И.Е., **.**.** года рождения, имеет среднее медицинское образование по специальности медицинская сестра.
Согласно справки №** от **.**.** Калягина И.Е. работала:
с **.**.** (приказ от **.**.** №**) по **.**.** в качестве цеховой медицинской сестры поликлиники №** на 1,0 ставки;
с **.**.** (приказ от **.**.** №**) по **.**.** в качестве медицинского статистика на 1,0 ставки;
с **.**.** (приказ от **.**.** №**) по **.**.** в качестве цеховой медицинской сестры поликлинического отделения №** на 1,0 ставки;
с **.**.** (приказ от **.**.** №** §6) по **.**.** в качестве медицинской сестры кабинета диспансерного обслуживания поликлинического отделения №** на 1,0 ставки;
с **.**.** (приказ от **.**.** №** §4) по **.**.** в качестве цеховой медицинской сестры поликлинического отделения №** на 1,0 ставки;
с **.**.** (приказ от **.**.** №** А) по **.**.** в качестве цеховой медицинской санитарной части К** Сормовского Райздравотдела на 1,0 ставки;
с **.**.** (приказ от **.**.** №** §8) по настоящее время в качестве палатной медицинской сестры гинекологического отделения на 1,0 ставки в учреждении Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская клиническая больница №**».
За исключением периодов:
1) отпуск без сохранении заработной платы **.**.**,
2) курсы повышения квалификации с отрывом от работы с сохранением среднего заработка
с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**,
3) отпуск по беременности и родам с **.**.** по **.**.**
4) в отпуске по уходу за ребенком с **.**.** по **.**.**
**.**.** истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, имея специальный стаж работы по охране здоровья населения более 30 лет. Однако решением ответчика от **.**.** в назначении пенсии истице было отказано, в связи с отсутствием необходимой для назначения пенсии продолжительности специального стажа, предусмотренного пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку медицинские работники МСЧ имеют право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поскольку это учреждение является лечебно-профилактическим, но при этом МСЧ должна иметь статус самостоятельного учреждения. В данном случае МСЧ является структурным подразделением К**, следовательно, не является самостоятельным учреждением., в связи с чем период с **.**.** по **.**.** не учитывается в специальный стаж при определении права на льготную пенсию. Не включены в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды учебных отпусков с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, административных отпусков с **.**.**, **.**.**, **.**.**, поскольку Правилами начисления период работы от 11.07.2002г. № 516 не оговорено, что административные отпуска и учеба на курсах повышения квалификации включается в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости.
Отказ в назначении пенсии является незаконным по следующим основаниям:
Согласно ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (п.3 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и п.2 ст. 27 указанного закона в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ).
В соответствии с указанной нормой принято Постановление Правительства РФ от **.**.** №**, утвердившее, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
До 01 октября 1993 года на территории РФ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства. Это постановление не применяется на территории РФ с 01 октября 1993 года в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») все медицинские сестры, независимо от занимаемой должности, работавшие в больничных учреждениях всех наименований, амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов, поименованных в данном документе, имели право на получение пенсии по выслуге лет. То есть деятельность в больничных учреждениях всех наименований, амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов в качестве медицинской сестры включалась в «льготный стаж».
Согласно списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РФ №464 от 06 сентября 1991 года «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет» (в редакции Постановлений Правительства РФ №634 от 27 августа 1992 года и от 22 сентября 1993 года №953) врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги лет был изменен Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года.
Как видно из приведенного в Списке от 06 сентября 1991 года №464 перечня врачей и среднего медицинского персонала, он является обобщенным, то есть в нем не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Согласно списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилам исчисления периодов такой работы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, работа в должности медицинской сестры в больницах и поликлиниках всех наименований дает право на досрочную пенсию по старости, при этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.3 Правил); периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (п.5 Правил).
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п.1 ст.28 названного закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Трудовая пенсия назначается досрочно в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста лицами, осуществлявшими определенные виды общественно-полезной деятельности, сопряженной с длительным и неустранимым психологическим, физическим и другим неблагоприятным воздействием на организм человека. Написание наименования учреждения не зависит от воли конкретного работника. Таким образом, данное обстоятельство не должно ущемлять право истицы на пенсионное обеспечение, так как согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Иное истолкование Закона привело бы также к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции РФ (определение Конституционного Суда РФ от 04 марта 2004 №81-О).
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истица в спорные периоды работала в должности цеховой медсестры в МСЧ К** данная должность относится к среднему медицинскому персоналу.
В функции цеховой медицинской сестры в спорный период работы в МСЧ К** с **.**.** по **.**.** входило выполнение профилактических, лечебных, диагностических мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике, участие в проведении амбулаторных операций, оказание больным и пострадавшим первой доврачебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, острых состояниях, организация госпитализации больных и пострадавших по экстренным показаниям, организация амбулаторного приема цехового врача-терапевта, подготовка рабочего места, приборов, инструментария, подготовка индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведение осмотра больного, предварительный сбор анамнеза. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, мер предупреждения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, СПИД, согласно действующим инструкциям и приказам. Ведение учетных медицинских документов (статистические талоны, карты экстренного помещения, бланки направления на диагностические исследования, посыльные листы во ВТЭК, санаторно-курортные карты, контрольные карты диспансерного наблюдения и т.п.). Обеспечение кабинета цехового врача-терапевта необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой. Учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета. Контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием. Проведение персонального учета работников и служащих завода. Проведение в поликлинике (амбулатории) доврачебных профилактических осмотров населения. Организация учета диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др., контроль их посещений, своевременное приглашение на прием. Участие в проведении санитарно-просветительной работы на участке: пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни, рационального питания, закаливания, физической активности и т.п., поэтому суд не может согласиться с исключением из стажа для назначения досрочной пенсии спорного периода, указанного ответчиком, по той причине, что, по мнению ответчика, МСЧ К** не является самостоятельным учреждением, а является структурным подразделением К**, поскольку название структурного подразделения не определяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истицы, условия же труда и характер деятельности истицы в спорный период времени не изменялся.
Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что в должности цеховой медсестры в МСЧ К** истица работала в период с **.**.** по **.**.**, ответчиком же в трудовой стаж истицы не включен только период с **.**.** по **.**.**, при этом наименование данного структурного подразделения в указанный период времени, согласно записям в трудовой книжке (л.д.12-13) не изменялось.
Таким образом, суд находит требования истицы о включении в специальный стаж периода работы в должности цеховой медсестры в МСЧ К** с **.**.** по **.**.** года обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд так же не может также согласиться с исключением из специального стажа периодов, когда истица находилась на курсах повышения квалификации, так как в указанный период истица фактически выполняла свои должностные обязанности медицинской сестры в течение полного рабочего дня с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Поддержание уровня квалификации, является обязательным для медицинского работника и входит в должностные обязанности истицы.
Таким образом, в специальный стаж работы Калягиной И.Е. также подлежат включению следующие периоды (не включенные ответчиком): с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**
Данные обстоятельства подтверждаются: копией трудовой книжки, свидетельствами, должностной инструкцией, справками, уточняющими работу в связи с лечебной деятельностью, и другими материалами дела.
С учетом включенных в медицинский стаж истицы указанных выше периодов, стаж Калягиной И.Е. на момент обращения к ответчику с заявлением составляет более 30 лет (30 лет 10 месяцев 16 дней), в связи с чем, суд признает за Калягиной И.Е. право на трудовую пенсию по старости досрочно в связи медицинской деятельностью с **.**.**, обязав ответчика назначить и выплачивать ей данную пенсию с указанной даты.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Калягиной И.Е. удовлетворить.
Обязать управление Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г. Н.Новгорода назначить Калягиной И.Е. трудовую пенсию по старости досрочно, начиная с **.**.**, включив в стаж для назначения пенсии в порядке подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в календарном исчислении период ее работы с **.**.** по **.**.** в должности цеховой медсестры в МСЧ К**, периоды курсов повышения квалификации с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Председательствующий: подпись
Решение вступило в законную силу 26 февраля 2011 года.
Копия верна.
Судья Сормовского районного суда
города Нижнего Новгорода Е.А.Савченко