Дело № 2-1312/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 мая 2011 года Сормовский районный суд г.Н.Новгорода В составе: председательствующего судьи Таракановой В.И. При секретаре Пленкиной О.М. С участием представителя УФМС по НО Зайцевой А.А. действующей по доверенности от 30.12.2010 года Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черкова Г.Г. на действий Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области, выразившиеся в принятии комиссией по ходатайствам мигрантов и заявлениям вынужденных переселенцев решения от **.**.**г. №** о признании утратившим статус вынужденного переселенца и снятии с учета, возложении обязанности восстановить статус вынужденного переселенца и сохранить на учете, Установил: Черков Г.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия УФМС по Нижегородской области, выразившиеся в принятии решения №** от **.**.**г. о признании его утратившим статус вынужденного переселенца и снятии с учета, просит обязать УФМС по НО восстановить ему статус вынужденного переселенца и сохранить на учете. В обоснование своего заявления Черков Г.Г. ссылается на то, что он до **.**.**г. имел статус вынужденного переселенца и с **.**.**г. состоял на учете в миграционном органе как вынужденный переселенец. По истечении пятилетнего срока, с 2003г. мама заявителя Черкова М.А. ежегодно обращалась в УФМС России по Нижегородской области с заявлениями о продлении статуса вынужденного переселенца в отношении себя и своих детей, а также договора найма жилого помещения дома №** по ул.О** в с.Б** Бутурлинского района Нижегородской области, предоставленного семье заявителя решением комиссии УФМС России по НО от **.**.**г. №** из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. По данному адресу заявитель, Черкова М.А., Стригун О.Г. зарегистрированы и проживают до настоящего времени. Ввиду отсутствия в с.Б-Бакалды Бутурлинского района Нижегородской области каких-либо предприятий и организаций заявитель с Черковой М.А. вынуждены были работать вахтовым методом в г.Москве. **.**.**г. Черков Г.Г. не смог явиться в УФМС и подать заявление о продлении статуса, так как работает в г. Москва, в ООО ЧОП «А**», у него была очередная рабочая смена. **.**.**г. решением комиссии по рассмотрению ходатайств мигрантов и заявлений вынужденных переселенцев УФМС по Нижегородской области Черков Г.Г. был признан утратившим статус вынужденного переселенца и снят с учета. О принятом решении заявитель узнал от своей мамы Черковой М.А. в феврале 2011 года, когда по окончании очередной рабочей смены приехал домой. **.**.**г. Черковой М.А. на приеме у заместителя начальника УФМС по НО была вручена копия уведомления о снятии семьи заявителя с учета и признании утратившими статус вынужденного переселенца. С вынесенным решением заявитель не согласен, так как считает, что не было реальной необходимости в принятии подобного решения сразу же на следующий день по истечении срока, своевременно не обратился с заявлением о продлении статуса по уважительным причинам. Заявитель имеет право на обжалование действий УФМС России по НО в течение трех месяцев с момента когда стало известно о нарушении его права, считает, что пропуск срока имел место по уважительным причинам и причины пропуска срока заслуживают внимания. Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен по указанному в заявлении адресу, конверт вернулся с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу. Согласно ст.118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка посылается по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считается доставленной, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится. В этой связи суд считает повестку доставленной, а заявителя извещенным о дате слушания дела. В соответствии со ст. 35 ч.1 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Согласно требований ч.1 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Согласно с.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу. Представитель заинтересованного лица Зайцева А.А. в судебном заседании с заявлением не согласилась, указав, что до **.**.**г. от Черкова Г.Г. заявлений о продлении статуса вынужденного переселенца не поступало. **.**.**г. заявитель был признан утратившим статус вынужденного переселенца и снят с учета. Заявлений о продлении статуса с приложением документов, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, в УФМС России по Нижегородской области не поступало. Представитель УФМС по НО просит применить срок для обращения с заявлением в суд и отказать Черкову Г.Г. в удовлетворении заявления. Выслушав объяснения представителя УФМС по НО, установив юридически значимые обстоятельства, тщательно проверив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам каждому в отдельности и в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявления. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст.257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действия (бездействие) которых оспариваются. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует При этом необходимо учитывать, что помимо указанного в части 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, частью 2 статьи 441 ГПК РФ, статьей 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", статьей 357 ТК РФ, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О беженцах", пунктом 4 статьи 7 и пунктом 7 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О вынужденных переселенцах"). Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. В соответствиисо ст. 8 частью 2 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов по исполнению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд. Часть 3 предусматривает, что срок подачи жалобы не должен превышать: одного месяца - со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме; трех месяцев - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Согласно статьи 9 данного Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца: 1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; 2) в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона. По делу установлено, что Черкова М. А., **.**.**г. года рождения прибыла на территорию Нижегородской области **.**.**г. из Узбекистана в составе семьи своего мужа Черкова Г. А., **.**.**г.г.р. с детьми Черковой (Стригун) О.Г., **.**.**г.г.р., Черковым Г.Г., **.**.**г. года рождения. Решением комиссии от **.**.**г. семье Черковых был предоставлен статус вынужденного переселенца. Решением комиссии по распределению жилья вынужденным переселенцам **.**.**г. №** семье Черковых было предоставлено жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, расположенное по адресу: Нижегородская область, Бутурлинский район, с.Б**, ул.О**, д. №** Все члены семьи Черковых, а также дети Стригун О. Г.: Стригун Д. Д., **.**.**г.г.р., Стригун П. Д., **.**.**г.г.р. зарегистрированы по данному адресу. На предложение приватизировать указанное жилье, от Черковой М. А. и членов ее семьи получен отказ. В сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете в органах местоного самоуправления как нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит Черкова М.А. с 26.12.2003 года. По истечении пятилетнего срока предоставления статуса вынужденного переселенца заявления о продлении статуса и договора найма от семьи Черковых поступили 16.09.2003г. с указанием причины несвоевременно обращения. Срок действия статуса был продлен до 13.01.2004г., статус заявителям неоднократно продлялся, последний раз до 13.01.2011г. В 2009г. от Черкова Г. А. заявление о продлении статуса не поступало, решением от **.**.**г. №** он был признан утратившим статус вынужденного переселенца и снят с учета. **.**.**г. брак между Черковым Г. А. и Черковой М. А. прекращен. Срок действия статуса вынужденного переселенца истек у Черкова Г.Г. **.**.**г. Заявления о продлении статуса и договора найма до момента истечения срока от него не поступало. **.**.**г. решением комиссии №** по рассмотрению ходатайств мигрантов и заявлений вынужденных переселенцев УФМС по Нижегородской области Черков Г.Г. был признан утратившим статус вынужденного переселенца и снят с учета. Уведомление о прекращении статуса и снятии с учета было направлено почтой по месту регистрации. Проанализировав обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.4 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Таким образом, вопрос о продлении статуса вынужденного переселенца, рассматривается на основании заявления самого вынужденного переселенца. Однако в нарушение указанной нормы заявитель после истечения срока действия его статуса в установленный законом срок не обратился в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, с заявлением о продлении данного статуса. Черковым Г.Г. утрачен статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления указанного статуса и не обращением заявителя в УФМС по НО с письменными заявлением о продлении срока действия данного статуса, о чем постановлено **.**.**г. решение УФМС по НО. Судом установлено, что до окончания срока действия статуса присвоенного заявителю, на момент принятия УФМС по НО **.**.**г. вышеуказанного решения и по настоящее время Черков Г.Г. с соответствующим заявлением в УФМС РФ по НО не обращался, соответственно основания для решения вопроса о продлении срока действия статуса согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" у миграционной службы отсутствовали. Доводы заявителя о том, что до **.**.**г. он не мог обратиться в УФМС по НО по уважительным причинам, судом не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Приказом Федеральной миграционной службы от 20 декабря 2007 г. N 465 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев (далее - Административный регламент). Административный регламент предусматривает, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагается ряд документов (пункты 20, 21). Пунктом 23 Административного регламента закреплено, что заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения. Если лицо не имеет возможности самостоятельно подать заявление, оно может быть подано через уполномоченного на то представителя (п. 21.6 Административного регламента). Однако, как установлено судом, с заявлением о продлении срока действия статуса Черков Г.Г. либо уполномоченный им представитель, не обращались и после истечения срока действия статуса. Что касается доводов заявителя, что УФМС по НО не имело права выносить решение о прекращении статуса **.**.**г., на следующий день после прекращения у него статуса вынужденного переселенца. В соответствии с п. 26 Административного регламента, решение принимается территориальным органом не позднее 7 дней после истечения срока действия статуса вынужденного переселенца. Таким образом, регламентом не запрещено принимать решение о прекращении статуса вынужденного переселенца на следующий день после истечения срока действия статуса. Доводы заявителя о том, что УФМС по НО обязано было уведомить его о том, что у **.**.**г. заканчивается его статус, судом не принимаются, поскольку на УФМС не возлагается подобная обязанность. Дата, до которой продлен срок действия статуса, указана в удостоверении вынужденного переселенца. Суду не представлено заявителем доказательств того, что он узнал о своем нарушенном праве в феврале 2011 года от своей матери. Как следует из представленных суду материалов дела о вынужденных переселенцах семьи Черковых, **.**.**г. уведомление о том, что вынесено решение комиссии по рассмотрению ходатайств мигрантов и заявлений вынужденных переселенцев от **.**.**г., было направлено в адрес заявителя. Заявитель обратился в суд с указанным заявлением лишь **.**.**г., т.е. по истечению срока обращения в суд. Судом установлено, что срок для обращения в суд пропущен заявителем без уважительных причин, следовательно имеются основания для отказа в удовлетворении заявления также по данным основаниям. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Черкова Г.Г. на действий Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области, выразившиеся в принятии комиссией по ходатайствам мигрантов и заявлениям вынужденных переселенцев решения от **.**.**г. №** о признании утратившим статус вынужденного переселенца и снятии с учета, возложении обязанности восстановить статус вынужденного переселенца и сохранить на учете отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 суток. Председательствующий: подпись Решение вступило в законную силу 27 мая 2011 года Копия верна. Судья Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода В.И.Тараканова