решение по делу о признании нуждающимся в помещении жилого помещения, об обязании принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения



Дело № 2-2029/11

        Р Е Ш Е Н И Е

           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2011 года

Сормовский районный суд г.Н.Новгорода

В составе председательствующего Клепцовой Л.В.

При секретаре Вилковой Н.Н.

С участием истцов Капустина Е.А., Капустиной Е.В., Федюхиной А.Е.

                    представителя истца адвоката Плешкана И.А.,

                    представителя ответчика Садова С.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капустина Е.А., Капустиной Е.В., Федухиной А.Е. к администрации Сормовского района г.Н.Новгорода о признании незаконными решения, о признании нуждающимися в получении жилого помещения, об обязании принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения,

                       У с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к администрации Сормовского района г.Н.Новгорода, в котором просили признать незаконными решение комиссии по жилищным вопросам от **.**.**Г. об отказе Капустину Е.А. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях с членами семьи по списку очереди военнослужащих запаса, решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Сормовского района г.Н.Новгорода от **.**.**Г. о непринятии Капустина Е.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, признать Капустина Е.А. нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи два человека (кроме Капустина Е.А.) как военнослужащего, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, с правом на дополнительную площадь как инвалида, обязать ответчика принять (поставить) Капустина Е.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи два человека (кроме Капустина Е.А.) по списку очереди военнослужащих запаса, с правом на дополнительную площадь.

В обоснование заявленного истцы сослались, что **.**.**Г. ими получено сообщение, что их заявление от декабря 2004 года о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении оставлено без удовлетворения со ссылкой на ст.100 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, согласно которой обязанность по обеспечению жильем лежит на Министерстве обороны. Данное решение считают незаконным, поскольку истец Капустин Е.А. уволен с военной службы **.**.**Г. по состоянию здоровья со сроком службы более 10 лет, остальные истцы являются членами его семьи и включены в состав семьи военнослужащего. Следовательно, к моменту подачи заявления в декабре 2004 года истцы имели право состоять на учете нуждающихся, что обусловлено действующим законодательством, в частности, ФЗ «О статусе военнослужащих».

           Определением суда от **.**.**Г. производство по делу в части требований о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Сормовского района г.Н.Новгорода от **.**.**Г. о непринятии Капустина Е.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях с членами семьи по списку очереди военнослужащих запаса в связи с отказом от иска в данной части.

Представитель истцов в судебном заседании требования поддержал, при этом изменил редакцию п.4 искового заявления и просил обязать администрацию Сормовского района г.Н.Новгорода принять (поставить) Капустина Е.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи два человека (кроме Капустина Е.А.) с **.**.**Г. с целью обеспечения жилищным сертификатом в порядке, установленном Федеральным законом № 342-ФЗ от 08.12.2010г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» по обеспечению жильем военнослужащих и некоторых категорий граждан».

           Истцы Капустин Е.А., Капустина Е.В., Федюхина А.Е. иск поддержали.

           Представитель ответчика иск не признал, суду пояснил, что в 2005 году истцу законно и обоснованно было отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилья, поскольку в соответствии со ст. 100 Федерального закона РФ от 22.08.2004. № 122 обязанность обеспечения жильем граждан, уволенных в запас, возлагается на Министерство обороны.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и дав оценку в их совокупности, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно п.п. 1, 14 ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.08.2004 №122-ФЗ) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.

Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Согласно п.2 ст.15 указанного Закона обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

По делу установлено, семья истца Капустина Е.А. состоит из трех человек: он, жена Капустина Е.В. и дочь Федюхина (Капустина) А.Е.

Все они проживают и имеют регистрацию в квартире №** дома №** по ул.П** Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, котораянаходится в жилом фонде закрытого военного городка п.Д** - №**

Истец, **.**.**Г. года рождения, проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ

**.**.**Г. приказом командира войсковой части №** №** Капустин Е.А., признанный военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья.

**.**.**Г. Капустин Е.А. исключен из списка личного состава войсковой части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Дальнеконстантиновского района Нижегородской области до выбора постоянного места жительства. На этот момент истец имел выслугу лет в Вооруженных Силах в календарном исчислении 12 лет.

**.**.**Г. Капустину Е.А. выдано удостоверение на право пользование льготами.

**.**.**Г.     Капустин Е.А. обратился в военный комиссариат Сормовского района г.Н.Новгорода с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, к которому были приложены все необходимые документы, включая удостоверение на право пользование льготами и ходатайство командира войсковой части №**.

**.**.**Г. военным комиссаром Сормовского района г.Н.Новгорода заявление и документы истца направлены в администрацию Сормовского района г.Н.Новгорода для решения вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении       на льготных условиях.

**.**.**Г. документы были получены администрацией (вх. №**).

**.**.**Г. истцу отказано в постановке на очередь со ссылкой, что в соответствии со ст.100 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ обязанность обеспечения жильем граждан, уволенных в запас, возлагается на Министерство обороны.

          **.**.**Г. истцу Капустину Е.А. установлена 2 группа инвалидности бессрочно.

          **.**.**Г. заключением врачебной комиссии установлено, что Капустин Е.А. страдает заболеванием, которое в соответствии с Постановлением правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь» дает ему право на дополнительную жилую площадь.

К настоящему время изменений в жилищных условиях истца и в составе членов его семьи      не произошло.

           Данные обстоятельства подтверждаются копиями выписок из лицевого счета, домовой книги, заявлений, приказов, сообщений, справок, личного дела истца.

           При наличии таких данных суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.13 ст.15 Федерального Закона от **.**.**Г. N 76-ФЗ (ред. от **.**.**Г.) "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих - граждан.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. за N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Согласно п.4 указанных Правил вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.

Согласно п. 24 указанных Правил, из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется

единый список очередников на получение (приобретение) жилья.

17.06.2004г. истец был уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья.

Следовательно, истец, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, проживающий вместе со своей семьей в квартире, которая входит в жилой фонд закрытого военного городка п.Д**-№**, имеет право на обеспечение жильем либо посредством выдачи государственного жилищного сертификата, либо в иной, предусмотренной законом, форме. При этом, исходя из конституционных принципов равенства всех перед законом, гарантий сохранения социальной защиты граждан, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 г. N 5-П, государство не может произвольно отказываться от выполнения своих публично-правовых обязательств.

Для реализации предоставленного ему законом права истец должен был обратиться с соответствующим заявлением в отдел по учету и распределению жилой площади (жилищный отдел) администрации Сормовского района г.Н.Новгорода, приложив необходимые документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и ходатайство командира воинской части.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что **.**.**Г., т.е. в установленный законом срок, истец обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, приложив к нему необходимые документы, в т.ч. ходатайство командира войсковой части,     которое было получено администрацией Сормовского района г.Н.Новгорода **.**.**Г. Однако решением комиссии по жилищным вопросам от **.**.**Г. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях истцу было отказано.

Данный отказ является незаконным по следующим причинам.

Согласно ст. 100 Федерального закона от **.**.**Г. N 122-ФЗ (ред. от **.**.**Г.) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, в том числе, и в ст.15 Закона «О статусе военнослужащих», п.2 которой изложен в следующей редакции: «Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет».

Согласно ст. 155 настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2005 года.

Следовательно, поскольку заявление истца о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений поступило ответчику **.**.**Г., оно должно было быть рассмотрено по нормам действовавшего на тот период времени законодательства, поскольку, как указано выше, Федеральный закон от **.**.**Г. N 122-ФЗ вступил в законную силу с **.**.**Г. и обратной силы не имеет.

С учетом изложенного истец должен был быть принят ответчиком, как органом местного самоуправления избранного истцом постоянного места жительства, на учет нуждающихся в получении жилого помещения и включен в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений. Однако этого сделано ответчиком не было.

Иных оснований для отказа в удовлетворении заявления истца, кроме ссылок на ст.100 ФЗ № 122, не установлено, не ссылается на них и сам ответчик.

Кроме этого, в силу п.4 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, при отказе истцу в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения главой администрации Сормовского района г.Н.Новгорода должен быть издан соответствующий акт, однако его издано не было.

В деле имеется копия сообщения ответчика от **.**.**Г.. №**,     однако доказательств, что это сообщение было реально направлено истцу и им получено, суду не представлено, доводы истца, что он узнал об отказе в постановке на учет только из ответа ответчика от **.**.**Г., в котором имеется ссылка на решение комиссии от **.**.**Г., не опровергнуты.

При наличии таких данных суд не находит оснований для отказа в иске.

Суд признает незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Сормовского района г.Н.Новгорода от **.**.**Г. об отказе истцу в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по списку очереди военнослужащих запаса, возлагает на ответчика обязанность принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи три человека с **.**.**Г. с целью обеспечения жилищным сертификатом в установленном законом порядке.

Суд дал оценку доводам представителя ответчика, что истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилья обоснованно, в соответствии со ст.100 ФЗ-122, поскольку обязанность по обеспечению жильем граждан, уволенных в запас, возлагается на Министерство обороны, но признает их ошибочными и в силу вышеизложенного не может принятьих во внимание.

Истец был уволен с военной службы до **.**.**Г., следовательно, должен обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата органом исполнительной власти субъекта РФ по месту постановки на учет, т.е. в администрации Сормовского района г.Н.Новгорода.

Руководствуясь ст.ст.12,67,198 ГПК РФ,

         Р е ш и л :

Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Сормовского района г.Н.Новгорода от **.**.**Г. об отказе Капустину Е.А. в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении с членами семьи по списку очереди военнослужащих запаса.

Признать Капустина Е.А. нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи три человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Обязать администрацию Сормовского района г.Н.Новгорода принять Капустина Е.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи три человека с **.**.**Г. с целью обеспечения жилищным сертификатом в порядке, установленном Федеральным законом № 342-ФЗ от 08.12.2010г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» по обеспечению жильем военнослужащих и некоторых категорий граждан».

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 суток через районный суд.

            

Председательствующий      подпись

Решение в законную силу вступило 05 августа 2011 года.

Копия верна

Судья Сормовского районного

Суда г.Н.Новгорода                                                                                       Клепцова Л.В.