Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 сентября 2011 года Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Степановой Г.С. при секретаре Воробьевой Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нижнем Новгороде гражданское дело по иску Земсковой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе города Нижнего Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии у с т а н о в и л: Истица обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г.Н.Новгорода о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения **.**.**, указав, что решением ГУ УПФР Сормовского района г. Н.Новгорода от **.**.** в специальный стаж работы включены следующие периоды работы: с **.**.** по **.**.** - в должности акушерки роддома №** (1 год 10 мес.12 дн.); с **.**.**. по **.**.** городская больница №** поликлиника №** в должности участковой, процедурная медсестры (4 года 9 мес. 3 дн.), с **.**.** по **.**.**- Г** в должности медсестры по наркологии, медсестры социальной помощи, участковой медсестры - (2 года 21 ден.), -с **.**.** по **.**.**.- О** в должности медсестра социальной помощи, участковой медсестры -(3 года 09 дн.), - с **.**.** по **.**.**-С*** в должности лаборанта (17лет 2мес.10 дн.) за исключением административных и учебных отпусков. Таким образом, специальный трудовой стаж составил 26лет 05 мес. 10 дней, однако в действительности специальный трудовой стаж за указанные периоды (без учета административных отпусков и учебных отпусков ) составил 28 лет 08 мес. Период работы с **.**.** по **.**.** в качестве акушерки роддома №** учтен календарно, поскольку в трудовой книжке значится запись о приеме на работу в роддом №** на должность акушерки, а в приказе №** п.3 указана запись о приеме на должность мед. сестры детского отделения. В действительности, указанный период времени истица работала акушеркой физиологического отделения роддома №**, в послеродовых палатах. Истица считает, что период времени с **.**.** по **.**.** года должен быть рассчитан в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев, что составляет 2 года 9 месяцев 18 дней. Ответчиком так же не включены в специальный трудовой стаж следующие периоды работы: с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.** в должности медсестра социальной помощи. Учебные отпуска: С **.**.** по **.**.** С **.**.** по **.**.** С **.**.** по **.**.** С **.**.** по **.**.** когда истица работала в С*** (переименованном в МЛПУ «С***» С*** филиал ГУЗ «Н**» в качестве лаборанта, истица просит включить указанные периоды в специальный стаж поскольку в должностные обязанности лаборанта входит систематическое повышение профессиональной квалификации, и данные периоды обучения оформлялись в качестве учебных отпусков. Истица считает, что её стаж составляет 30 лет 02 мес. 21 день, что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости. В судебном заседании истица уточнила исковые требования в связи с внесением в решение комиссии ГУ УПФР изменений, просила включить в медицинский стаж в полном исчислении следующие периоды работы: - период работы в должности медсестры социальной помощи с **.**.** по **.**.** в Г**; с **.**.** по **.**.** в О**; - учебные отпуска: с **.**.** по **.**.** с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.** по **.**.** когда истица работала в С*** (переименованном в МЛПУ «С***» С*** филиал ГУЗ «Н**») в должности лаборанта; - период работы в должности акушерки в роддоме №** с **.**.** по **.**.** (в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев, что составляет 2 года 6 месяцев 28 дней); назначить трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения с **.**.**. Представитель ответчика иск не признала, суду пояснила, что период административных отпусков с **.**.** по **.**.**, учебных отпусков с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.** не могут быть зачтены в специальный стаж, так как правилами исчисления периодов льготной работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, и разъяснениями Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 это не предусмотрено. Периоды с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.** в должности медсестры социальной помощи не могут быть зачтены в специальный стаж, так как списком учреждений и должностей работников, осуществляющих медицинскую деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 г. № 781 должность медсестры социальной помощи не предусмотрена. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом. Согласно ст. 27 п. 1 подп.20 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. По делу установлено, что истица имеет медицинское образование, с 1979 года г. по настоящее время работает в различных медицинских учреждениях, в том числе с **.**.** по **.**.** в Городском наркологическом диспансере; с **.**.** по **.**.** в О**; с **.**.** по **.**.**., с **.**.** по **.**.**, с **.**.**. по **.**.**., с **.**.** по **.**.** в С*** (переименованном в МЛПУ «С***» С*** филиал ГУЗ «Н**») в должности лаборанта; с **.**.** по **.**.** в должности акушерки в роддоме №** **.**.** истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако в назначении пенсии было отказано. Отказ в назначении пенсии является незаконным по следующим основаниям. Пенсионный орган включил в стаж для назначения досрочной пенсии 28 лет 5 месяцев 10 дней. Истица просит включить период работы в должности медсестры социальной помощи с **.**.** по **.**.** в Городском наркологическом диспансере; с **.**.** по **.**.** в Областном наркологическом диспансере. Суд исследовал доказательства и пришел к выводу, что направление деятельности учреждения, в котором работала истица, а также характер и специфика выполняемой ею работы, цели и задачи, осуществляемые данным учреждением, дают суду основания полагать о тождественности выполняемых истицей функций условиям и характеру деятельности работы. Должность- медсестры социальной помощи тождественна должности медсестры, которая имеется в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Учебные отпуска: с **.**.** по **.**.**., с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.** по **.**.** когда истица работала в С*** (переименованном в МЛПУ «С***» С*** филиал ГУЗ «Н**») в должности лаборанта, так же подлежат включению в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, истица имеет документы о прохождении курсов повышения квалификации, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации по - своему характеру ее работа в оспариваемый период являлась в специальном лечебном учреждении поскольку повышение квалификации медицинских работников является обязательным для подтверждения соответствия занимаемой должности, данные периоды не исключены из специального стажа постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истица в спорные периоды работала в родильном доме №** Период работы в родильном доме №** с **.**.** по **.**.** в должности акушерки физиологического отделения роддома №** исчислен и включен ответчиком календарно, так как перечисленные отделения не предусмотрены Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала. Принимая решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, ответчик исходил из того, что период работы Земсковой Н.Н. в должности акушерки физиологического отделения роддома №** г. Н.Новгорода с **.**.** по **.**.** не могут быть включены в льготный стаж (1 год работы за 1 год 6 месяцев), поскольку в Перечне хирургических отделений (палат), содержащимся в Положении об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном приказом Минздрава России от 15.10.1999 года № 377, который применяется за периоды работы до 01.11.1999 года предусмотрены хирургические отделения: акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности). Физиологическое отделение (т.е. без указания на акушерское), указанным Перечнем не предусмотрено. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (применяется при назначении пенсий с 14.11.2002 года) в Перечнях хирургических отделений, работа в которых дает право считать 1 год работы за 1 год 6 месяцев такое отделение, в котором работала истица, также не значится. Из анализа представленных доказательств, следует, что согласно приказу от **.**.** №** п.12, Земскова Н.Н. переведена на должность акушерки. Из записи в трудовой книжке от **.**.** следует, что истица принята на должность акушерки приказом №** п.3 от **.**.**. Согласно приказа №** п.3 от **.**.** о доплате Земскова Н.Н. числится как акушерка предродового отделения II физиологического отделения родильного дома №**. Так же согласно приказу №** п.11 от **.**.** истица была уволена с должности акушерки физиологического отделения. Из чего следует, что истица осуществляла те же цели, задачи и функции, что и акушерки акушерского физиологического отделения, а поскольку истица своего места работы не меняла, функциональные обязанности в связи с переводом не изменились. Таким образом, работа Земсковой Н.Н. акушеркой в период с **.**.** по **.**.** года подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку наименование отделения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности, условия труда и характер деятельности истицы не изменялся. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим в спорный период до 01.11.1999 г., установлено, что исчисление сроков выслуги лет медицинским работникам производится по следующим правилам: среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров и отделений (групп) анестезиологии-реанимации один год работы считать за один год и 6 месяцев. Акушерское физиологическое отделение относится к перечню отделений хирургического профиля, а впостановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г № 464 льготное исчисление предусмотрено для всего среднего медицинского персонала указанных отделений, в том числе палатных медсестер (медбратьев). Впостановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г № 464 отсутствует указание о том, что льготное исчисление стажа работы распространяется только на тех медицинских работников, которые участвовали в операциях - операционных медицинских сестер (братьев). Данная льгота отменена позднее: в постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, согласно которому право на льготное исчисление обладают только операционные медицинские сестры и медицинские сестры перевязочных. Однако согласно п. 3 постановления Правительства №1066 утвержденные им Правила подлежат применению только в отношении периодов работы после 1 ноября 1999 г., а что касается периодов работы до этой даты применяется Список, утвержденный постановлением СМ РСФСР №464, и лишь по желанию гражданина - Правила, утвержденные постановлением №1066. Согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до **.**.** засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения исанитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ У СУДОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ" разъяснено, что необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном, заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Кроме того, положения ст.ст. 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции России предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П). Исходя из изложенного, рассматриваемые периоды подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости. Трудовая пенсия назначается досрочно в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста лицами, осуществлявшими определенные видов общественно-полезной деятельности, сопряженной с длительным и неустранимым психологическим, физическим и другим неблагоприятным воздействием на организм человека. Написание наименования учреждения не зависит от воли конкретного работника. Таким образом, то обстоятельство, что наименование учреждения истицы указано неточно, не должно ущемлять ее право на пенсионное обеспечение, т.к. согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в т.ч. независимо от рода и места деятельности. Иное истолкование Закона привело бы также к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции РФ (определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 №81-О). Суд приходит к выводу, что спорные периоды с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**., с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.** с **.**.** по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**, с **.**.** по **.**.** подлежат включению в специальный стаж. Следовательно, на момент обращения за назначением пенсии истица более 30 лет (с учетом льготного исчисления) осуществляла деятельность по охране здоровья населения, ввиду чего она имела право на пенсию до наступления пенсионного возраста 55 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой, копией трудовых обязанностей, копией трудовой книжки, выписками из приказа, копией удостоверения, копиями сертификатов, копией диплома, решением, приказом о направлением в командировку. При таких обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в удовлетворении иска. Руководствуясь ст. ст.12, 67, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Решение Управления Пенсионного фонда РФ по Сормовскому району г.Н.Новгорода №** от **.**.** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Земсковой Н.Н. по старости на дату обращения **.**.** признать не законным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе города Нижнего Новгорода назначить Земсковой Н.Н. трудовую пенсию по старости досрочно, начиная с **.**.**, включив в стаж для назначения пенсии в порядке ст. 27 п. 1 подп.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в льготном исчислении - за один год работы один год и 6 месяцев стажа - периоды работы с **.**.** по **.**.** в должности акушерки в родильном доме №**, а периоды работы в должности медсестры социальной помощи с **.**.** по **.**.** в Г**; с **.**.** по **.**.** в О**; и учебные отпуска: с **.**.** по 5.04. 1991г., с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.** по **.**.** когда истица работала в С*** (переименованном в МЛПУ «С***» С*** филиал ГУЗ «Н**») в должности лаборанта, в календарном исчислении. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток путем подачи жалоб через районный суд. Председательствующий: подпись Решение в законную силу вступило 27 сентября 2011 года. Копия верна Судья Сормовского районного Суда г.Н.Новгорода Г.С.Степанова