Дело № 2-3969/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 декабря 2011 года г. Нижний Новгород Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Гориной Л.Н. прокурора Голубевой О.Д. при секретаре Потаповой С.А. с участием заявителя Кокиной З.Н., представителей заявителя Кокиной Т.В., Шляпугина Н.В., представителя участковой избирательной комиссии № 1820 представителя участковой избирательной комиссии № 833 Казаченок Н.П., представителя территориальной избирательной комиссии Сормовского района представителя областной избирательной комиссии Нижегородской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кокиной З.Н. о восстановлении нарушенного избирательного права. УСТАНОВИЛ: Заявитель Кокина З.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просит восстановить ее нарушенное избирательное право, обязать нарушителей принести заявителю извинения в письменном виде, взыскать судебные издержки в сумме Z руб.. В обоснование своих требований указала, что **.**.**. в 14-30 часов обратилась в участковую избирательную комиссию №1820 Сормовского района г. Нижнего Новгорода с просьбой выдать ей открепительное удостоверение. Однако в выдаче открепительного удостоверения, несмотря на ее неоднократные обращения, заявителю было отказано, в связи с их отсутствием. Не была разрешена возникшая проблема и на уровне Территориальной избирательной комиссии Сормовского района г. Нижнего Новгорода и Областной избирательной комиссии Нижегородской области. Считая отказ в выдаче открепительного удостоверения, противоречащим нормам действующего законодательства, Кокина З.Н. просит восстановить ее нарушенное право на участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, путем предоставления заявителю избирательного бюллетеня и учета голоса в протоколе участковой избирательной комиссии №. В судебном заседании **.**.** Кокина З.Н. уточнила свои требования и просила: признать незаконным бездействия председателя участковой избирательной комиссии № в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода Курбатовой Н.Ю., выразившееся в невыдаче открепительного удостоверения для реализации конституционного избирательного права по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в установленном законом порядке при своевременном обращении по месту регистрации в качестве избирателя. признать незаконным бездействия Областной избирательной комиссии Нижегородской области, выразившееся в необеспечении Территориальной избирательной комиссии Сормовского района достаточным количеством бланков открепительных удостоверений установленного образца для выдачи зарегистрированным избирателям до дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. признать незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии Сормовского района г. Нижнего Новгорода выразившееся в необеспечении участковой избирательной комиссии № 1820 Сормовского района г. Нижнего Новгорода достаточным количеством бланков открепительных удостоверений установленного образца для выдачи зарегистрированным избирателям до дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. В качестве возмещения морального вреда обязать УИК №1820 Сормовского района г. Нижнего Новгорода в лице председателя Курбатовой Н.Ю. принести извинения в адрес истца в письменном виде взыскать судебные издержки в сумме Z руб.. наказать виновных в нарушении избирательного права заявителя (председателей участковой избирательной комиссии №, территориальной избирательной комиссии Сормовского района г. Нижнего Новгорода, областной избирательной комиссии Нижегородской области) в соответствии с действующим законодательством. В части требований о восстановлении нарушенного избирательного права путем предоставления заявителю избирательного бюллетеня и учета голоса в протоколе участковой избирательной комиссии №, Кокина З.Н. отказалась. Определением Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от **.**.**. отказ заявителя от требований в указанной части судом принят, производство по делу в данной части прекращено. Представители заявителя Кокина Т.В. и Шляпугин Н.В.в судебном заседании с доводами заявителя согласились, заявленные требования поддержали. Представитель участковой избирательной комиссии № Кокиной З.Н., в том числе представителем областной избирательной комиссии, было разъяснено право на участие в голосовании на том избирательном участке, на котором она будет находиться в день голосования, по письменному заявлению. Представитель участковой избирательной комиссии № в г. Дзержинске Казаченок Н.П., назначенная на выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации Федерального собрания шестого созыва председателем избирательной комиссии №, заявленные требования не признала, пояснила, что **.**.** около 08-30 часов к ней подошла заявительница и сообщила, что будет работать на данном участке в качестве интервьюера, в подтверждение сказанного представила информационное письмо. Казаченок Н.П. пояснила, что участковой избирательной комиссией по месту жительства заявителя, в выдаче открепительного удостоверения было отказано, однако она желает принять участие в выборах и проголосовать на участке №. Для разрешения вопроса Казаченок Н.П. обратилась за разъяснением в Калининскую территориальную комиссию г. Дзержинска и по указанию председателя ТИК отказала в удовлетворении просьбы Кокиной З.Н. Кокина З.Н. обратилась к ней в устной форме. При наличии письменного заявления вопрос мог быть решен положительно. В судебном заседании принесла свои извинения заявителю, полагая, что должна была отнестись к просьбе Кокиной З.Н. более внимательно, разъяснить письменную форму обращения с заявленным требованием, решить вопрос положительно. Представитель территориальной избирательной комиссии Сормовского района г. Нижнего Новгорода Гунина М.В. иск не признала, суду пояснила, что Кокиной З.Н. в заявленных требованиях необходимо отказать, в связи с отсутствием письменного заявления о выдаче открепительного удостоверения, как то предусмотрено ч. 6 ст. 74 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Представитель областной избирательной комиссии Нижегородской области Горева Т.В. заявленные требования не признала, суду пояснила, что ч. 6 ст. 74 Федерального закона от **.**.** N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что открепительное удостоверение выдается избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Иные формы обращений законом не предусмотрены. Пояснила, что распределением открепительных удостоверений занимается ЦИК России, дефицит открепительных удостоверений в день голосования восполнить не представилось возможным, в связи с тем, что процедура запроса дополнительного количества открепительных удостоверений законодательством определенна, требует определенных временных затрат и в день, предшествующий дню голосования, разрешена быть не могла. Заявитель имела возможность принять участие в голосовании, при отсутствии открепительного удостоверения, обратившись с письменным заявлением о выдаче бюллетеня на том избирательном участке, на котором заявитель находилась бы в день голосования. Свидетель Киселева Е.В. суду пояснила, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва она была назначена заместителем председателя участковой избирательной комиссии №. **.**.**. Кокина З.Н. в устной форме обратилась с просьбой выдать ей открепительное удостоверение. В просьбе Кокиной З.Н. было отказано, в связи с отсутствием открепительных удостоверений на участке. Кокиной З.Н. было разъяснено право на участие в голосовании на том избирательном участке, на котором она будет находиться в день голосования, по обращению с письменным заявлением. Выслушав объяснения заявителя, представителей заявителя, заинтересованных лиц, показания свидетеля, заключение прокурора, полагавшего в заявлении отказать, изучив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.** N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Между тем, основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избираться и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Судом установлено, что Указом Президента РФ № от **.**.** на **.**.**. были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Кокина З.Н., обладающая активным избирательным правом, на день выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, постоянно проживала в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода, на территории избирательного участка №. **.**.** в 14-30 часов Кокина З.Н. обратилась в участковую избирательную комиссию № с просьбой выдать ей открепительное удостоверение. Свою просьбу мотивировала тем, что в день голосования, На избирательном участке № заявительнице, в выдаче открепительного удостоверения было отказано, в связи с тем, что открепительные удостоверения на участке закончились. При обращении по телефону за разъяснениями в территориальную избирательную комиссию Сормовского района г. Нижнего Новгорода, областную избирательную комиссию, проблема решена не была, открепительное удостоверение заявителю выдано не было по той же причине. В устной форме заявителю разъяснена возможность реализовать свое избирательное право посредством обращения с письменным заявлением о выдаче бюллетеня на том избирательном участке, на котором заявитель будет находиться в день голосования. Вместе с тем, при рассмотрении заявленных требований, существенным является установление соотнесения оспариваемого бездействия избирательных комиссий с требованиями закона, предусматривающими выполнение формальных условий, подтверждающих или опровергающих соблюдение права гражданина на голосование, право на выбор голосования, в том числе и путем получения открепительного удостоверения. Так, в силу положений ч. 5 ст.74 Федерального закона от **.**.** №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которая согласуется с общими нормами ст. 62 Федерального закона от **.**.** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. ФЗ от **.**.** №263-ФЗ ), избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Правовая регламентация выдачи открепительного удостоверения закреплена в ч. 6 ст. 74 Федерального закона от **.**.** №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и предусматривает выдачу избирателю открепительного удостоверения соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. При выдаче избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения в участковой комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку "Получил открепительное удостоверение N" с указанием номера открепительного удостоверения и расписывается (пункт 3 и 10 статьи 62 Федерального закона от **.**.** N 67-ФЗ). Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума. Порядок передачи открепительных удостоверений комиссиям и учета открепительных удостоверений, утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 16 статьи 62 Федерального закона от **.**.** N 67-ФЗ). В соответствии с ч. 1.1. Постановления Центризбиркома РФ от **.**.** Из изложенных положений федерального законодательства следует, что избирателю предоставлено право принять участие в голосовании по открепительному удостоверению на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, каких-либо ограничений по количеству избирателей, которые вправе проголосовать на том или ином избирательном участке по открепительному удостоверению, закон не содержит, как не предусмотрено законом и право избирательной комиссии отказать избирателю в выдаче открепительного удостоверения на основании его письменного заявления, а равно отказать в возможности принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором избиратель находится в день голосования. Форма письменного заявления предусмотрена методическими рекомендациями по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, утвержденными Постановлением Центризбиркома РФ от **.**.** N 24/248-6 "О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" Между тем, форма обращения заявителя с требованием выдачи открепительного удостоверения, установленная законодателем, в виде письменного заявления, Требование о выдаче открепительного удостоверения в адрес участковой избирательной комиссии №, территориальной избирательной комиссии, областной избирательной комиссии, заявительницей были изложены в устной форме. Таким образом, из существа поданного заявления следует, что оспариваемые бездействия не подтверждены документально, как того требует закон, и, суду не предоставлено убедительных доводов того, что бездействия избирательных комиссий были безусловными и повлекли или могли повлечь нарушение права заявительницы, в рамках буквального толкования положений ст. 74 Федерального закона от **.**.** №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Иное предполагало бы расширительное толкование избирательными комиссиями правил выдачи открепительного удостоверения, в отсутствии предъявления требования в предусмотренной законом форме, любому гражданину и на любых условиях. Требование заявителя о бездействии Областной избирательной комиссии Нижегородской области по обеспечению Территориальной избирательной комиссии, бездействии Территориальной избирательной комиссии Сормовского района г. Нижнего Новгорода по обеспечению участковой избирательной комиссии № 1820 Сормовского района г. Нижнего Новгорода достаточным количеством бланков открепительных удостоверений, также сводятся к доводам о нарушении права избирателя на получение открепительного удостоверения. В этой связи, из установленных судом юридически значимых обстоятельств следует, что оспариваемые бездействия избирательных комиссий не содержат тех условий и оснований, которые отнесены законом к основаниям, нарушающим конституционное право гражданина на участие в избирательной компании. Тот же уровень предполагаемых бездействий, на которые ссылается заявитель, не нашел своего подтверждения в судебном заседании и, как следствие, не может быть принят судом для иного вывода. Учитывая изложенное, суд находит требования заявителя необоснованными и подлежащими отклонению. Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Требования Кокиной З.Н. о признании незаконным бездействия председателя участковой избирательной комиссии № в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода Курбатовой Н.Ю., выразившееся в невыдаче открепительного удостоверения для реализации конституционного избирательного права по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва в установленном законом порядке при ее своевременном обращении по месту регистрации в качестве избирателя, о признании незаконным бездействия Областной избирательной комиссии Нижегородской области, выразившееся в необеспечении Территориальной избирательной комиссии Сормовского района достаточным количеством бланков открепительных удостоверений установленного образца для выдачи зарегистрированным избирателям до дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии Сормовского района г. Нижнего Новгорода выразившееся в необеспечении участковой избирательной комиссии № 1820 Сормовского района г. Нижнего Новгорода достаточным количеством бланков открепительных удостоверений установленного образца для выдачи зарегистрированным избирателям до дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. об обязании УИК № 1820 Сормовского района г. Нижнего Новгорода в лице председателя Курбатовой Н.Ю. в качестве возмещения морального вреда принести извинения в адрес Кокиной З.Н. о взыскании судебных издержек в сумме Zруб., о наказании виновных в нарушении избирательного права оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода. Председательствующий подпись Решение вступило в законную силу **.**.** Копия верна Судья Сормовского районного Суда г.Н.Новгорода Л.Н. Горина
Курбатовой Н.Ю.,
г. Нижнего Новгорода Гуниной М.В.,
Горевой Т.В.
Курбатова Н.Ю.,назначенная на выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации Федерального собрания шестого созыва председателем избирательной комиссии №,требования Кокиной З.Н. не признала, пояснила, что **.**.**. в 14-30 часов Кокина З.Н., в устной форме обратилась с просьбой о выдаче ей открепительного удостоверения. Открепительное удостоверение Кокиной З.Н. выдано не было, в связи с их отсутствием на избирательном участке №.
**.**.**., будет находиться в г. Дзержинске в качестве интервьюера на экзит-пуле от института социологии Российской Академии наук, что желает проголосовать на том участке, где будет находиться в день голосования, что о поездке в г. Дзержинск ей стало известно лишь вечером **.**.**.
N 230/1508-5 "О Порядке передачи открепительных удостоверений избирательным комиссиям, комиссиям референдума и учета открепительных удостоверений" (ред. от **.**.**.) центральная избирательная комиссия Российской Федерации до размещения централизованного заказа на изготовление открепительных удостоверений своим постановлением утверждает текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форму реестра выдачи открепительных удостоверений, а также определяет способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении и количество знаков в единой нумерации открепительных удостоверений.
Кокиной З.Н. не соблюдена.
Кокиной З.Н. (председателей участковой избирательной комиссии №, территориальной избирательной комиссии Сормовского района г. Нижнего Новгорода, областной избирательной комиссии Нижегородской области) в соответствии с действующим законодательством -