решение об оспаривании решения УФМС



Дело №2-244/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Н.Новгород                                                                                                 23 января 2012 года

Сормовский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Нестерука Р.Ю.

с участием представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области Полякова А.П., представившего доверенность от 30.12.2011г.,

при секретаре судебного заседания Ингачевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

представителя Бондарева К.И. гр-ки Розенталь М.А. о признании незаконным решения начальника ООЗП УФМС России по Нижегородской области Голубевой Л.А. от **.**.**.,

У С Т А Н О В И Л:

            Представитель по доверенности Бондарева К.И. Розенталь М.А. обратилась в его интересах в суд с заявлением о признании незаконным решения начальника ООЗП УФМС России по Нижегородской области Голубевой Л.А. от **.**.**., как указано в заявлении «об отказе в предоставлении Бондареву К.И. государственной услуги по выдаче заграничного паспорта нового поколения». В заявлении Розенталь М.А. привела следующие доводы: **.**.**. Бондарев К.И. обратился через Единый портал государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по выдаче ему загранпаспорта нового поколения. **.**.** в 12.17 часов через этот же сайт ему поступил отказ в предоставлении этой услуги с комментарием начальника ООЗП УФМС России по Нижегородской области Голубевой Л.А. о том, что в соответствии с п.4 Административного регламента ФМС России заявление на оформление загранпаспорта подается по месту жительства (месту пребывания), и в связи с этим в соответствии с данными его анкеты этот паспорт должен быть оформлен в Республике Татарстан. Далее в ответе было указано, что если он желает оформить загранпаспорт в г.Н.Новгороде, то ему необходимо указать в анкете адрес регистрации по месту жительства (пребывания) в г.Н.Новгороде (подтвержденный документально). В случае отсутствия такой регистрации в г.Н.Новгороде и Нижегородской области ему было предложено воспользоваться данной услугой по такой регистрации через этот же Единый портал. Бондарев К.И. считает этот ответ сотрудника УФМС незаконным, поскольку документ, подтверждающий такую регистрацию, отсутствует в перечне документов, необходимых для оформления загранпаспорта, утвержденном п.п.30-40 "Административного регламента ФМС России по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, и по исполнению государственной функции по их учету". Кроме того, п.9 Постановления Правительства РФ от **.**.**. обязывает граждан осуществлять регистрационный учет по месту пребывания лишь в случае, если они прибыли для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней. Он же (Бондарев К.И.) прибыл для проживания по адресу: г.Н.Новгород, ул.Р*, д., корп.. кв. на меньший срок. Также Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от **.**.**. -П признал не соответствующим Конституции РФ положения ч.1 ст.8 Федерального закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" в части, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ загранпаспорта и ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Заявитель Бондарев К.И., его представитель Розенталь М.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, объяснений неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Заинтересованное лицо - начальник ООЗП УФМС России по Нижегородской области Голубева Л.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области Поляков А.П. пояснил суду, что в поступившей заявке Бондарева на получение заграничного паспорта, в его анкете было указано единственное место жительства в Республике Татарстан, каких-либо иных сведений о его месте жительства, месте нахождения, месте пребывания указано не было. В электронной переписке Бондареву неоднократно со ссылкой на законодательство и положение регламента ФМС разъяснялась необходимость предоставить в УФМС сведения о его месте нахождения на территории Нижегородской области для того, чтобы определить, какое именно из районных подразделений УФМС по Нижегородской области будет заниматься оформлением заграничного паспорта Бондарева и, соответственно, в какое подразделение УФМС ему надлежит явиться лично для его получения. Однако Бондарев отказался предоставить такие сведения, ссылаясь на то, что это нарушает его права. В связи с изложенным, заявление Бондарева не было принято к рассмотрению, т.е. они не отказали Бондареву в предоставлении услуги, а разъяснили ему, что не имеют возможности принять его заявление к рассмотрению. Если бы Бондарев сообщил в электронной переписке, где находится на территории Нижегородской области, УФМС приняло бы его заявление к рассмотрению.

Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Полякова А.П., исследовав письменные материалы дела, дав оценку имеющимся по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу положений ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

По делу установлено, что **.**.**. в 21.18 часов Бондарев К.И. обратился в УФМС России по Нижегородской области через Единый портал государственных и муниципальных услуг через сайт ФМС РФ с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по выдаче ему загранпаспорта нового поколения. При этом Бондарев К.И. в своей анкете, представленной в УФМС РФ по Нижегородской области, в графе "Место жительства (регистрации)" указал: ", Республика Т*, гН*, пр-т Х*, -". Какого-либо указания на иное место жительства, место регистрации, место пребывания в данных, представленных Бондаревым К.И. в УФМС России по Нижегородской области, не содержалось. **.**.**. в 11.17 часов через этот же сайт начальник ООЗП УФМС России по Нижегородской области Голубева Л.А. в ответ на заявку Бондарева К.И. сообщила ему, что в соответствии с п.4 Административного регламента ФМС России заявление на оформление загранпаспорта подается по месту жительства (месту пребывания), и в связи с этим в соответствии с данными его анкеты этот паспорт должен быть оформлен в Республике Татарстан. Если он желает оформить загранпаспорт в г.Н.Новгороде, то ему необходимо указать в анкете адрес регистрации по месту жительства (пребывания) в г.Н.Новгороде (подтвержденный документально). В случае отсутствия такой регистрации в г.Н.Новгороде и Нижегородской области ему рекомендовано воспользоваться данной услугой через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями документов УФМС РФ по Нижегородской области по переписке с Бондаревым К.И. по поводу указанной заявки на оформление загранпаспорта: копией анкеты Бондарева К.И. и копиями распечаток текстов по переписке Бондарева К.И. и сотрудников УФМС РФ по Нижегородской области. Оснований сомневаться в достоверности сведений, содержащихся в вышеуказанных документах, у суда не имеется.

Таким образом, фактически заявитель обжалует не отказ должностного лица государственного органа в предоставлении услуги по выдаче загранпаспорта, а решение этого должностного лица об отказе в рассмотрении заявления о выдаче такого паспорта в связи с необходимостью обратиться с этим вопросом в другое территориальное подразделение этого государственного органа.

Вопросы оформления гражданам РФ заграничных паспортов регламентированы Федеральным законом от **.**.**. №114-ФЗ "О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию", а также Административным регламентом ФМС России по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденным приказом ФМС РФ от **.**.**. , зарегистрированным в Минюсте РФ **.**.**. за .

Согласно ст.8 Федерального закона от **.**.**. №114-ФЗ "О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию" заграничный паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении. Форма заявления о выдаче паспорта, порядок подачи заявления и фотографии в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также порядок выдачи паспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

На основании ст.10 вышеуказанного Федерального закона паспорт оформляется соответствующим государственным органом в сроки, предусмотренные настоящей статьей. При подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи указанного заявления, направляется электронное сообщение о приеме заявления либо о мотивированном отказе в приеме заявления. Датой подачи указанного заявления считается день направления заявителю электронного сообщения о приеме заявления. При оформлении паспорта, содержащего электронный носитель информации, по заявлению о выдаче паспорта, поданному в форме электронного документа, заявитель в течение 15 дней со дня подачи указанного заявления должен обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для цифрового фотографирования и представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона. В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту жительства срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи указанного заявления. В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту пребывания срок оформления паспорта не должен превышать четыре месяца со дня подачи указанного заявления. При подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, паспорт, в том числе содержащий электронный носитель информации, оформляется после личного обращения заявителя в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 вышеуказанного Административного регламента ФМС России этот регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при оформлении и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и их учету.

В силу положений п.4 этого Административного регламента оформление, выдача и учет паспортов осуществляются ФМС России (в пределах компетенции), территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями. На территории Российской Федерации заявление о выдаче загранпаспорта подается в ФМС России (в пределах ее компетенции), территориальный орган или подразделение по месту жительства либо по месту пребывания. Полномочия подразделений по приему заявлений, оформлению и выдаче паспортов определяет руководитель территориального органа (ФМС России в пределах ее компетенции). Гражданин, имеющий место жительства и место пребывания в пределах одного населенного пункта, обращается с заявлением в территориальный орган по месту жительства. На территории Российской Федерации гражданину Российской Федерации, не имеющему регистрации по месту жительства или по месту пребывания либо имеющему место жительства за пределами Российской Федерации, оформление и выдача паспорта производится по заявлению этого гражданина территориальным органом или подразделением по месту его фактического проживания на территории Российской Федерации.

На основании п.27 регламента за достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в заявлении о выдаче такого паспорта, заявитель несет ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.30 регламента заявление подается лично гражданином Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста, в территориальный орган или подразделение по месту жительства, месту пребывания либо фактического проживания, а также в ФМС России (в пределах ее компетенции).

Согласно п.49 регламента при подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение пунктов бланка заявления и подготовку необходимого пакета документов. Если необходимые документы отсутствуют или представленные документы не соответствуют предъявляемым требованиям, заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки.

Из приведенных выше норм закона и Административного регламента ФМС России однозначно следует, что необходимым условием принятия заявки гражданина на выдачу загранпаспорта является сообщение гражданином в этой заявке сведений о своем месте жительства, либо месте пребывания на территории Российской Федерации и именно в целях определения территориального подразделения органов ФМС России, в котором гражданин будет лично получать данный паспорт, и которое, соответственно будет заниматься его оформлением.

Как достоверно установлено в судебном заседании, из сведений, представленных Бондаревым К.И. в УФМС России по Нижегородской области для оформления заявки на получение загранпаспорта, в соответствии с вышеуказанными нормативными требованиями однозначно следует, что с подобным заявлением ему следовало обратиться в органы федеральной миграционной Республики Татарстан, и что УФМС России по Нижегородской области не вправе принять к рассмотрению заявку об этом Бондарева К.И. ввиду непредоставления им сведений о месте жительства, либо пребывания на территории Нижегородской области, о чем Бондареву К.И. и было сообщено **.**.**. в электронном письме начальника ООЗП УФМС России по Нижегородской области Голубевой Л.А.

При этом суд не принимает имеющуюся в заявлении представителя Бондарева К.И. ссылку на нормы Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.**. , поскольку это не имеет правового значения для рассмотрения настоящего заявления, т.к. Бондарев К.И. не сообщил в УФМС РФ по Нижегородской области вообще никаких сведений о месте его пребывания на территории Нижегородской области, в связи с чем его заявка и не могла быть рассмотрена этим подразделением ФМС России.

Суд также констатирует, что цитируемая автором заявления правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ в от **.**.**. -П о признании не соответствующим Конституции РФ положения ч.1 ст.8 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в части, по существу препятствующей выдаче гражданину Российской Федерации заграничного паспорта в ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, относится к недопустимости ограничения права гражданина на получение загранпаспорта при невозможности для него представить документальные сведения о регистрации по тому или иному месту жительства, либо месту пребывания на территории РФ. Однако, это постановление никоим образом не вступает в противоречие с требованиями ст.10 указанного Федерального закона и вышеупомянутого Административного регламента ФМС России о необходимости обращении гражданина с подобным вопросом именно в соответствующее подразделение ФМС России по месту жительства либо пребывания гражданина, поскольку эти требования направлены не на ограничение конституционных прав лица на выезд из Российской Федерации в связи с местом его регистрации, а лишь на надлежащую организацию работы подразделений ФМС. В рассматриваемом же случае из сведений, представленных Бондаревым К.И. в УФМС РФ по Нижегородской области, не следовало, что он в это время пребывает на территории Нижегородской области, из этих сведений не ясно, каким именно образом по месту его жительства в Республике Татарстан были нарушены или ограничены его конституционные права на получение загранпаспорта и почему оформлением этого паспорта должно заниматься именно УФМС России по Нижегородской области, а не аналогичное подразделение любого другого субъекта РФ. При этом содержащееся в обжалуемом ответе указание Бондареву К.И. на возможность зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания на территории Нижегородской области через Единый портал оказания государственных услуг носило рекомендательный характер.

При таких обстоятельствах суд считает правомерным решение начальника ООЗП УФМС России по Нижегородской области Голубевой Л.А. от **.**.**. об отказе в рассмотрении заявления Бондарева К.И. о выдаче загранпаспорта, поскольку оно принято в соответствии с законом, и при этом конституционное право Бондарева К.И. на получение загранпаспорта нарушено не было.

Таким образом, заявление представителя Бондарева К.И. гр-ки Розенталь М.А. об оспаривании решения должностного лица удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления представителя Бондарева К.И. гр-ки Розенталь М.А. о признании незаконным решения начальника ООЗП УФМС России по Нижегородской области Голубевой Л.А. от **.**.**. об отказе в рассмотрении заявления Бондарева К.И. о выдаче загранпаспорта - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд г.Н.Новгорода в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Сормовского районного суда

г.Н.Новгорода                                                                                Р.Ю. Нестерук