иски физических лиц к Пенсионному фонду РФ



Дело № 2-232/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Н.Новгород         **.**.**                                                                                       

Сормовский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Нестерука Р.Ю.

с участием истицы Соловьевой И.Б.,

представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г.Н.Новгорода - Степашиной Л.А.,

при секретаре судебного заседания Ингачевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Соловьевой И.Б. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г.Н.Новгорода об обязании включения в специальный трудовой стаж для назначения пенсии определенных периодов, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Соловьева И.Б. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г.Н.Новгорода, в котором просила суд отменить решение указанного пенсионного органа от **.**.**. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать включить в ее специальный трудовой стаж периоды ее работы с **.**.**. по **.**.** с **.**.**. по **.**.**. в должности воспитателя в детском комбинате Завода «Э*», периоды учебных отпусков с **.**.**. по **.**.**., с **.**.** по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.** по **.**.**., а также курсы повышения квалификации с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., а также назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней с **.**.**.

В судебном заседании истица в порядке ст.39 ГПК РФ изменила свои исковые требования, просила также включить в ее специальный трудовой педагогический стаж период ее работы с **.**.**. по **.**.**. в МКС(К)ОУ "Школа-интернат ", назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.**., от требований о включении в специальный стаж периода прохождения курсов повышения квалификации с **.**.**. по **.**.**. и от требований об отмене решения пенсионного органа отказалась. Дело в этой части прекращено.

Представитель ответчика измененные исковые требования не признала, суду пояснила, что к моменту обращения за пенсией истица не выработала педагогического стажа, необходимого для назначения пенсии досрочно, т.к. из стажа исключены периоды работы воспитателем в учреждении с наименованием «детский комбинат», а также учебные отпуска, курсы повышения квалификации, не предусмотренные "Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.** ".

Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, дав оценку имеющимся по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст.15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Из положений ст.ст.2, 6, 17, 18, 19, 55 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от любых обстоятельств.

На основании ст.7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу требований ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от **.**.**. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно ст.7 вышеуказанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

На основании подп.19 п.1 ст.27 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

По делу установлено следующее: Истица с **.**.**. по **.**.**. работала в должности воспитателя детского дошкольного учреждения ясель-сада ГЖД МПС РФ. В период с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.** работала воспитателем в детском комбинате Завода «Э*». С **.**.** по настоящее время работает воспитателем муниципального детского образовательного учреждения - МКС(К)ОУ "Школа-интернат ". В период с 1983г. по **.**.** истица обучалась в Горьковском педагогическом училище, в периоды с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**. истице предоставлялись периоды учебных отпусков с сохранением заработной платы. В периоды с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**. истица обучалась на курсах повышения квалификации. Истица обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости **.**.**., однако решением ответчика от **.**.**. истице в этом было отказано. В соответствии с данным решением педагогический стаж истицы на момент обращения составил 21 год и 09 дней. В специальный стаж истицы не были включены периоды ее работы в должности воспитателя детского комбината завода "Э*", а также периоды учебных отпусков с **.**.**. по **.**.** с **.**.** по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.** по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., и прохождения курсов повышения квалификации с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.** по **.**.**.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г.Н.Новгорода от **.**.**., копией трудовой книжки истицы, дипломом истицы, справкой о работе истицы в детском комбинате завода "Э*", справкой о работе истицы в МКС(К)ОУ "Школа-интернат ", копией удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации, архивными справками. Оснований сомневаться в достоверности сведений, содержащихся в указанных документах, у суда не имеется.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от **.**.** «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). В соответствии с п.10 Данного Постановления при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической деятельности) иных периодов работы, необходимо учитывать, что форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Постановлением Конституционного Суда РФ -П от **.**.**. признаны не соответствующими Конституции РФ положения подп.10 п.1 ст.28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях.

Установление для некоторых категорий граждан, в частности лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий назначения трудовой пенсии вызвано наличием объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.), связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества; предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

Таким образом, для решения вопроса о включении либо не включении определенного периода работы в специальный стаж, необходимо установление характера и специфики профессиональной деятельности, функциональных обязанностей. При этом написание наименования учреждения, организации, не изменяет трудовой функции конкретного работника, не зависит от его воли. Неправильное наименование (несоответствующее указанному в Списке) не может ущемлять права на пенсионное обеспечение, т.к. равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от места деятельности. Иное толкование Закона привело бы к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст.55 ч.3 Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от **.**.** -О).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от **.**.** -П, пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.** истица имеет право на оценку приобретенных ею прав на трудовую пенсию в соответствии с законодательством, действовавшим на момент выполнения соответствующих работ.

Согласно "Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей", утвержденному постановлением Правительства РФ от **.**.**. (далее Список), работа в должности воспитателя детского сада-яслей дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.

Наименование детского учреждения - "детский комбинат завода", в котором работала истица в один из указанных спорных периодов, действительно не соответствует данному Списку. Наименование "детский комбинат" связано с организацией в одном учреждении детского сада и детских яслей, т.е. комбинированная форма организации воспитательного процесса в дошкольном учреждении, что связано с наличием в детском комбинате групп детей различных возрастов (до 3-х лет и более 3 лет). Как установлено судом, в указанные спорные периоды истица в соответствии со своими должностными обязанностями вне зависимости от того, как называлось детское дошкольное учреждение (детский комбинат, ясли-сад), осуществляла функции по воспитанию, обучению и развитию детей, по охране жизни и укреплению здоровья детей, сохранению и поддержке индивидуальности ребенка, для чего организовывала выполнение детьми режима дня, работу по их самообслуживанию, т.е. занималась педагогической деятельностью.

В связи с изложенным, периоды работы истицы в периоды с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**. в должности воспитателя детского комбината Завода «Э*» подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы.

Кроме того, подлежат включению в специальный педагогический стаж истицы и периоды ее учебных отпусков во время обучения в Горьковском педагогическом училище, а именно: с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**. по следующим основаниям: В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от **.**.** "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", пунктом 2 которого предусматривалось, что время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается в стаж работы по специальности. Данное постановление Совета Министров СССР в указанном случае подлежит применению, поскольку время обучения истицы в педагогическом училище предшествовало и непосредственно за ним следовала ее педагогическая деятельность, следовательно, указанные спорные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы.

Что касается исковых требований о включении периодов прохождения истицей курсов повышения квалификации с **.**.**. по **.**.** с **.**.**. по **.**.**. в ее специальный трудовой стаж, то суд в этой части приходит к следующему: Как установлено судом, истица во время работы в учреждении, в котором она осуществляла педагогическую деятельность, направлялась на курсы повышения квалификации, по результатам прохождения которых она получила свидетельство об их окончании. За этот период за истицу работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. В соответствии с действующим законодательством повышение квалификации является для педагогического работника неотъемлемым условием продолжения им указанной деятельности и непосредственно связано с выполняемой им работой, это повышение квалификации осуществляется для подтверждения соответствия работника занимаемой им должности и само по себе не должно приводить к умалению и ограничению конституционных прав гражданина на труд и на соответствующее пенсионное обеспечение этого лица. Период обучения лица на курсах повышения квалификации прямо не исключен из специального стажа работника теми нормативными актами, на которые ссылается в своих возражениях представитель ответчика. Следовательно, указанные спорные периоды подлежат включению в календарном исчислении в специальный трудовой стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Также подлежит включению в педагогический стаж истицы период ее работы с **.**.**. по **.**.**. в должности воспитателя МКС(К)ОУ "Школа-интернат ", поскольку в этот период истица осуществляла педагогическую деятельность на условиях полной занятости без административных отпусков в муниципальном учреждении.

На момент обращения истицы за назначением досрочной трудовой пенсии по старости **.**.**. ее специальный трудовой стаж составлял менее 25 лет, однако с учетом периодов, подлежащих включению в этот стаж истицы, получается, что необходимый специальный стаж (25 лет) истица выработала позднее - **.**.** в связи с чем с **.**.**. она имеет право на трудовую пенсию по старости до наступления общего пенсионного возраста 55 лет.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Соловьевой И.Б.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования Соловьевой И.Б. удовлетворить.

         Признать право Соловьевой И.Б. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с **.**.**

         Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе г.Н.Новгорода назначить Соловьевой И.Б. трудовую пенсию по старости досрочно, начиная с **.**.**., включив в стаж Соловьевой И.Б. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в порядке подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды в календарном исчислении:

- работы в должности воспитателя детского комбината Завода «Э*» с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**.;

- учебных отпусков с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.** по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**.;

- прохождения курсов повышения квалификации с **.**.**. по **.**.**., с **.**.**. по **.**.**.;

- работы в должности воспитателя МКС(К)ОУ "Школа-интернат " с **.**.**. по **.**.**.;

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд г.Н.Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Сормовского районного суда

г.Н.Новгорода                                                                                      Р.Ю. Нестерук