Дело №2-126/2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 3 июня 2011 года пос. Сонково Сонковский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.С., с участием помощника прокурора Сонковского района Тверской области Кочешковой Н.А., представителя ответчика – администрации Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области Сизовой И.Л., представителя третьего лица начальника ОНД по Сонковскому району Груздева Е.А., при секретаре Ворониной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сонковского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области о возложении обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сонковского района Тверской области, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области с требованием об обязании ответчика выполнить комплекс мер пожарной безопасности, а именно: произвести очистку территории деревни Сносы Петровского сельского поселения от горючих отходов (сухая трава) и обеспечить устройство защитных противопожарных полос, препятствующих распространению огня из лесного массива на территорию указанного населенного пункта, с целью предотвращения пожароопасной ситуации, в срок до 10.06.2011 года. В обоснование заявленных требований указывается, что прокуратурой Сонковского района проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности на территории Сонковского района. В ходе проверки деятельности администрации Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области выявлены нарушения законодательства в области пожарной безопасности. В нарушение Правил пожарной безопасности ППБ01-03 п.п.21,112, территория д.Сносы Петровского сельского поселения, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам в населенном пункте в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, не очищены от горючих отходов (сухая трава) и не обеспечено устройство защитных противопожарных полос, препятствующих распространению огня из лесного массива на территорию населенного пункта. Выявленные в ходе проверки нарушения Правил пожарной безопасности на территории Петровского сельского поселения, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на граждан, в частности, жителей деревни Сносы Петровского сельского поселения, опасных факторов пожара, других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Таким образом, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имеющиеся нарушения требований Правил пожарной безопасности должны быть устранены. В судебном заседании помощник прокурора Кочешкова Н.А. заявленные требования поддержала, уточнив срок выполнения указанных в иске мероприятий в течение двух недель, то есть до 17.06.2011 года. Представитель ответчика - администрации Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области Сизова И.Л. признала заявленные требования, в полном объеме, суду пояснила, что в настоящее время принимаются меры к устранению указанных в иске нарушений, однако из-за отсутствия средств в местных хозяйствах, в частности из-за отсутствия горючесмазочных материалов, произвести опашку территорий деревни невозможно, просила установить срок для выполнения требований пожарной безопасности более длительный, чем просит прокурор, примерно до 1 сентября 2011 года. Однако, если судом будет установлен меньший срок, то постарается выполнить все мероприятия в сжатые сроки. Представитель третьего лица – начальник Отделения надзорной деятельности п. Сонково и Сонковского района Главного Управления МЧС России по Тверской области Груздев Е.А. полностью поддержал исковые требования, пояснив, что срок до 1 сентября 2011 года не может считаться разумным сроком для выполнения требований пожарной безопасности, поскольку по поступающим к ним прогнозам лето 2011 года ожидается не менее жарким, чем лето 2010 года, а потому он полагает, что мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности должны быть выполнены в течение двух недель. В соответствии со ст.ст. 20,41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья. В соответствии со ст.34 ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст.37 данного Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п.п.1 п.9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 года N 868, МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно п.112 ППБ 01-03, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может быть осуществлена, в том числе, и путем понуждения к исполнению обязанностей. Согласно распоряжению главного государственного инспектора по пожарному надзору №46 от 05.03.2011 года необходимо проверить готовность населенных пунктов к пожароопасному сезону и организовать и провести внеплановые проверки пожарной безопасности. Согласно распоряжению о проведении проверки от 25.03.2011 года №23, на территории Петровского сельского поселения необходимо провести проверку выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Согласно акту проверки №23 от 7.04.2011 года в д. Сносы, находящейся на территории Петровского сельского поселения не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенного пункта (устройства защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности). В своем объяснении, данном 25 мая 2011 года помощнику прокурора Сонковского района Борисову В.П. глава администрации Петровского сельского поселения Сизова И.Л. подтвердила, что в д. Сносы действительно не разработаны и не выполнены пожарные мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенного пункта, а именно: не обеспечено устройство защитных противопожарных полос путем скашивания сухой растительности или опашки территории населенного пункта, прилегающего к лесному массиву. В Петровское сельское поселения начальником ОНД направлено информационное письмо 25.02.2011 года №45 о необходимости разработки и принятия нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Согласно перечню населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, д. Сносы входит в этот перечень. Согласно протоколу заседания ЧС и пожарной безопасности от 17.02.2011 года №1 главами администраций совместно с ОНД разработаны профилактические мероприятия, направленные на предотвращение пожароопасных ситуаций в весенне-летний период на территории Сонковского района. Администрацией Сонковского района вынесено постановление №33-Па от 9.03.2011 г. о подготовке населенных пунктов, объектов различных форм собственности и жилого фонда Сонковского района к эксплуатации в весенне-летний пожароопасный период 2011 года. Согласно протоколу об административной правонарушении и постановлению об административном правонарушении от 7.04.2011 года глава Петровского сельского поселения Сизова И.Л. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и на нее наложен штраф в размере 1000 рублей. Согласно сообщениям СПК «Сить» и ООО «Петровское» данные хозяйства, рассмотрев ходатайство администрации Петровского сельского поселения об оказанию помощи по опашки населенных пунктов, указали, что они не могут оказать помощь в связи с износом техники и отсутствием горючесмазочных материалов. Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что в д. Сносы администрацией Петровского сельского поселения не выполнены мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности, а именно: не обеспечено устройство защитных противопожарных полос, препятствующих распространению огня из лесного массива на территорию д. Сносы, а потому иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. Учитывая, что на территории Петровского сельского поселения имеются два производственных объекта, однако из-за отсутствия техники и горючесмазочных материалов оказать помощь администрации в выполнении мероприятий, связанных с выполнением правил пожарной безопасности, не могут, а также учитывая пожаро-опасный период, суд считает разумным сроком, необходимым ответчику для выполнения указанных мероприятий, срок десять дней с момента вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области удовлетворить. Обязать администрацию Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области выполнить комплекс мер пожарной безопасности, а именно: обеспечить устройство защитных противопожарных полос, препятствующих распространению огня из лесного массива на территорию деревни Сносы Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения через Сонковский районный суд. Председательствующий: С.С. Кузнецова