Гражданское дело по иску прокурора к администрации муниципального образования о понуждении к совершению действий по устранению недостатков уличного освещения



Дело №2-132/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2011 года пос. Сонково

Сонковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Никитиной Ж.В.,

с участием помощника прокурора Сонковского района Тверской области Борисова В.П.,

представителя ответчика - Главы администрации Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области Бедновой Н.Н.,

при секретаре Ворониной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда гражданское дело по иску прокурора Сонковского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области и возложении обязанности по организации уличного освещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Сонковского района Тверской области Виноградова И.В., действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования (МО) «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области и возложении обязанности по организации уличного освещения. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено отсутствие освещения на территории Григорковского сельского поселения, а именно, на автодороге: Сонково – Кой с км 0+000 м до км 24+000 м, в деревнях Новые Горицы, Григорково, Малая Хотенка Сонковского района. Линия электроснабжения уличного освещения относится к ведению администрации Григорковского поселения. Отсутствие достаточного освещения не позволяет участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – участников дорожного движения. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Григорковское сельское поселение» по не устранению недостатков уличного освещения на территории поселения, и обязать МО «Григорковское сельское поселение» устранить нарушение законодательства, а именно, обеспечить освещение улично-дорожной сети по вышеуказанным адресам в срок до 01 сентября 2011 года.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Сонковского района Борисов В.П. отказался от иска в части признания незаконным бездействия администрации МО «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области и возложения обязанности по организации уличного освещения в деревнях Григорково и Малая Хотенка Сонковского района. Частичный отказ прокурора от заявленных требований принят судом, и производство по делу в указанной части прекращено.

Затем прокурором было представлено уточнённое исковое заявление, в котором истец просит обязать администрацию МО «Григорковское сельское поселение» устранить нарушение законодательства путём обеспечения освещения улично-дорожной сети в деревне Новые Горицы Григорковского сельского поселения на улице, пересекающейся с автодорогой Сонково – Кой, установив электрические фонари уличного освещения, в срок до 01 февраля 2012 года, поскольку в ходе прокурорской проверки установлен факт отсутствия освещения на территории Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области на пересечении автодороги Сонково – Кой в черте населённого пункта – деревня Новые Горицы.

В судебном заседании помощник прокурора Сонковского района Борисов В.П. иск поддержал с учётом представленных уточнений, суду пояснил, что администрацией поселения в нарушение действующего законодательства не обеспечено освещение указанной в уточнённом иске улицы деревни Новые Горицы Григорковского сельского поселения, в частности, перекрёстка с автодорогой Сонково – Кой, являющегося аварийно-опасным, поскольку дорожное движение в данном населённом пункте достаточно активное, многие жители деревни работают в посёлке Сонково, при этом транспортное сообщение с районным центром осуществляется по вышеназванной автодороге. Никаких мер к устранению данных нарушений на настоящий момент также не принимается. Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Григорковское сельское поселение» по не устранению недостатков уличного освещения на территории поселения, и обязать администрацию МО «Григорковское сельское поселение» устранить нарушение законодательства, а именно, обеспечить освещение улично-дорожной сети в деревне Новые Горицы Григорковского сельского поселения на улице, пересекающейся с автодорогой Сонково – Кой, установив электрические фонари уличного освещения. Срок для исполнения указанных действий просил определить до 01 февраля 2012 года, с учётом возможного внесения изменений в бюджет поселения.

Представитель ответчика администрации МО «Григорковское сельское поселение» Беднова Н.Н. пояснила, что иск не признаёт, поддержала представленные письменные возражения по заявленным исковым требованиям, из которых следует, что указанная в иске автодорога относится к ведению Дирекции дорожного фонда Тверской области, обслуживается Сонковским дорожно-строительным участком. К полномочиям администрации поселения относится организация освещения улиц, а указанный участок автодороги в деревне Новые Горицы не является улицей, на участке никогда не было и нет линий электропередач, не устанавливались электрические столбы, в самом же населённом пункте уличное освещение имеется. Линии электроснабжения принадлежат и находятся в собственности «МРСК Центра» - «Тверьэнерго». В сельском поселении в муниципальной собственности дорог нет, их перечень не утверждался. Кроме того, денежных средств для проведения каких-либо действий по организации уличного освещения, не имеется, расходы на указанные цели в бюджете поселения на 2011 год не предусмотрены, определены лишь лимиты бюджетных средств по первоочередным расходам, связанным с выплатой заработной платы, оплатой коммунальных услуг, законом предусмотрено целевое использование предусмотренных бюджетом средств и бюджет поселения исполняется в пределах утверждённых лимитов фактического, исходя из наличия средств на счёте поселения. Свободных средств у поселения нет. Полномочия по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения переданы на уровень муниципального образования Тверской области «Сонковский район» решением Совета депутатов Григорковского сельского поселения №61 от 01.11.2010 года.

Также представитель ответчика администрации МО «Григорковское сельское поселение» Беднова Н.Н. в судебном заседании дополнила, что на улице деревни Новые Горицы имеется линия электропередач, но на электрических столбах установлены лишь три фонари, принадлежащие частным лицам, администрация поселения никогда вопросом уличного освещения не занималась. Земельные участки для размещения улиц, в том числе в данном населённом пункте, относятся к землям общего пользования, находятся в государственной собственности до разграничения, в пользование поселению не передавались. Бюджет поселения утверждался решением Совета депутатов Григорковского сельского поселения сроком до 2013 года и не предусматривает расходов на организацию освещения улиц, оснований для внесения изменений в бюджет не имеется, поскольку доходную часть бюджета составляют налоговые сборы, но на текущий момент поступления налоговых платежей нет.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Сонковскому району в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в связи с выездом за пределы района.

Представитель Администрации муниципального образования (МО) Тверской области «Сонковский район», привлечённого определением суда от 20.07.2011 года к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представив в суд письменное сообщение, из которого также следует, что обязанность по организации уличного освещения возложена на поселение, а не на район.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.п. 5, 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 5, 21 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области», утверждённого 26.01.2006 года решением Совета депутатов Григорковского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организация освещения улиц.

В силу ст.ст. 30, 31 Устава муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» администрация Григорковского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет полномочия по вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 3.10 «Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области», утвержденных постановлением Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года №430-па, все устройства наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии.

Согласно Перечню населённых пунктов по поселениям Сонковского района к Закону Тверской области от 28.02.2005 года №46-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территорий муниципального образования Тверской области «Сонковский район», и наделении их статусом городского, сельского поселения», населённый пункт – деревня Новые Горицы входит в состав Григорковского сельского поселения.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу положений п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

Согласно ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно ст. 6 Устава муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» к вопросам местного значения относится, в частности, формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за его исполнением.

Согласно копии акта специальной проверки автомобильной дороги Сонково-Кой от 25.04.2011 года, приложенного к иску, комиссией, действующей на основании Положения о ГИБДД МВД РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 15.06.1998 года №711, в ходе обследования автомобильной дороги Сонково - Кой выявлено отсутствие уличного освещения, в том числе в деревне Новые Горицы Сонковского района.

Копией информационного письма, приложенного к иску, от 21.03.2011 года №101/515, направленного начальником ОГИБДД по Сонковскому району прокурору Сонковского района, из которого следует, что при проведении мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения на территории Сонковского района Тверской области, и при проверке эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, было выявлено, что в Сонковском районе на автодороге Сонково – Кой с км 0+000 м до км 24+000 м, в частности, в деревне Новые Горицы Сонковского района, отсутствует уличное освещение.

Как усматривается из представленного стороной истца акта выхода на место от 13.07.2011 года с приложением фотоматериалов, помощником прокурора Сонковского района Борисовым В.П. совместно с инспектором ДПС ОГИБДД ОВД по Сонковскому району Гусевым Э.Ю., в присутствии Главы Григорковского сельского поселения Бедновой Н.Н., произведён осмотр территории деревни Новые Горицы Григорковского сельского поселения, в ходе которого установлено, что улично-дорожное освещение на улице, пересекающейся с автодорогой Сонково – Кой, отсутствует.

Из представленного стороной ответчика сообщения Сонковского РЭС №219 от 11.07.2011 года на запрос Главы администрации Григорковского сельского поселения, следует, что линии электроснабжения, проходящие по территории Григорковского сельского поселения, согласно инвентаризационной описи принадлежат «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», находятся в собственности «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и в ведении Григорковского сельского поселения.

Также представителем ответчика суду представлена копия решения Совета депутатов Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области №61 от 01.11.2010 года «О передаче части полномочий на уровень муниципального образования Тверской области «Сонковский район» от муниципального образования Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области», в соответствии с которым передано для решения на уровне МО Тверской области «Сонковский район» на период с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года полномочие по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения.

Согласно приложенного к письменным возражениям по иску сообщению заведующей финансового отдела администрации Сонковского района №221 от 12.07.2011 года на запрос администрации Григорковского сельского поселения, доходная часть бюджета по налоговым и неналоговым доходам планируется исходя из прогнозов администратора соответствующего дохода. Прогноз размера дотаций, предоставляемых из районного бюджета планируется в соответствии с единой для всех поселений Методикой расчёта дотаций, утверждённой Законом Тверской области от 09.12.2009 года №105-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов области государственными полномочиями Тверской области по расчёту и предоставлению бюджетам поселений, входящих в состав муниципальных районов, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счёт средств областного бюджета Тверской области». Расходная часть бюджета планируется исходя из доходных возможностей бюджета поселения с учётом дефицита бюджета, который составляет 5% собственных доходов бюджета. В первоочередном порядке планируются расходы на оплату труда работников, коммунальные услуги и другие расходы, необходимые для функционирования администрации поселения, а также расходы по водоснабжению поселения. Планирование других расходов осуществляется только при наличии доходных источников.

Как следует из представленного ответчиком сообщения Комитета по управлению имуществом администрации Сонковского района Тверской области №01-10/111 от 19.07.2011 года на запрос администрации Григорковского сельского поселения, земельные участки для размещения улиц в населённых пунктах Григорковского сельского поселения относятся к землям общего пользования, находятся в государственной собственности до разграничения, в пользование никому не предоставлены.

С учётом указанных выше правовых норм, обязанность по организации освещения улиц сельского поселения возложена на органы местного самоуправления поселения, то есть в данном случае, на администрацию муниципального образования «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области. При этом расходы на организацию, содержание, эксплуатацию объектов уличного освещения должны возмещаться за счёт средств, предусмотренных на эти цели в бюджете поселения, вне зависимости от того, на чьём балансе находятся эти объекты.

В ходе судебного заседания установлено, что в населённом пункте Новые Горицы Сонковского района, входящем в состав Григорковского сельского поселения, уличное освещение на улице, пересекающейся с автодорогой Сонково – Кой, не организовано: не установлены и не функционируют фонари уличного освещения. Данный факт в суде не оспаривался и представителем ответчика Бедновой Н.Н.

Органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесённых к их компетенции федеральным законодательством, в том числе и по мотивам отсутствия в бюджете МО «Григорковское сельское поселение» денежных средств.

То есть, суд приходит к выводу, что администрацией сельского поселения не выполняются обязанности по организации уличного освещения на территории указанного выше населённого пункта, в связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения в полном объёме требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц - участников дорожного движения.

Доводы представителя ответчика в суде противоречат закону и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области по не устранению недостатков уличного освещения на территории поселения.

Обязать Администрацию муниципального образования «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области устранить нарушение законодательства, а именно, обеспечить освещение улично-дорожной сети в деревне Новые Горицы Григорковского сельского поселения на улице, пересекающейся с автодорогой Сонково – Кой, установив электрические фонари уличного освещения, в срок до 01 февраля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд через Сонковский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 02.08.2011 года.

Председательствующий Ж.В. Никитина