Дело № 2-22/2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 марта 2012 года пос. Сонково Сонковский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.С., с участием помощника прокурора Сонковского района Тагирова Р.Р., представителя ответчика МДОУ «<данные изъяты>» Афанасьевой Е.Н., при секретаре Балашовой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сонковского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «<данные изъяты>» о возложении обязанности на ответчика по ведению официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет», УСТАНОВИЛ: Прокурор Сонковского района обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «<данные изъяты>» о возложении обязанности на ответчика по ведению официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет», указав, что прокуратурой Сонковского района Тверской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «<данные изъяты>». Согласно п.1 ст.32 Федеральному закону от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения в соответствии с пп.25 п.2 ст.32 указанного Федерального закона относится, в том числе, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет». Пункт 4 ст.32, в свою очередь, закрепляет перечень конкретной информации, открытость и доступность которой обязано обеспечить образовательное учреждение. Представление указанной информации необходимо в целях доступного и качественного предоставления услуг. При этом п.5 указанной статьи обязывает образовательное учреждение размещать ее на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и обновлять в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений. В ходе проведенной проверки, а также на основании информации, поступившей от заведующей МДОУ «<данные изъяты>» было установлено, что МДОУ «<данные изъяты>» не имеет официального сайта в сети «Интернет». Отсутствие официального сайта в сети «Интернет» и соответственно непредоставление в установленной законом форме необходимой информации участникам образовательного процесса существенно ущемляет права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, посещающих данное образовательное учреждение. В целях защиты прав неопределенного круга лиц прокурор обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ. При подготовке дела к судебному заседанию в качестве третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований относительно предмета иска, по делу судом были привлечены Районный отдел образования администрации Сонковского района, Комитет по управлению имуществом администрации Сонковского района и Администрация Сонковского района. В своем объяснении представитель ответчика заведующая МДОУ «<данные изъяты>» ФИО1 указала, что МДОУ «<данные изъяты>» не имеет сайта в сети «Интернет». Информация о дошкольном образовательном учреждении размещена на сайте администрации Сонковского района. Информация об учреждении располагается на сайте Администрации Сонковского района. Сайт учреждения отсутствует по причине нехватки денежных средств. В своих объяснениях на исковое заявление РОО администрации Сонковского района указал, что в 2003 году в общеобразовательные учреждения района были приобретены компьютеры за счет регионального бюджета. В 2006 году, согласно Федеральной программе, общеобразовательные учреждения района были подключены к сети «Интернет». В 2008 году в общеобразовательных учреждениях района были созданы сайты в сети «Интернет». Для дошкольных образовательных учреждений средства на приобретение компьютеров, подключение к сети «Интернет», на создание сайтов в сети «Интернет» не выделялись, так как дошкольные учреждения не входили в указанные ранее программы. В связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании» (пп.25 п.2 ст.32 включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 ноября 2010 года №293-ФЗ) было решено всю информацию по дошкольным образовательным учреждениям разместить на сайте администрации Сонковского района. На сайте Администрации Сонковского района имеются разделы на каждое дошкольное образовательное учреждение. В разделах размещена информация об учреждениях. Также на сайте размещена общая очередь в дошкольные образовательные учреждения. До родителей доведена информация, что на сайте администрации Сонковского района можно ознакомиться с информацией данного образовательного учреждения. Согласно Приказу Минфина РФ от 21.07.2011 года №86-н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта», вступившему в силу с 1 января 2012 года, ведется работа по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет. Муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>» не имеет денежных средств даже на первоочередные расходы, такие как коммунальные услуги, продукты питания, топливо. В связи с трудным финансовым положением Сонковского района и уменьшением размера безвозмездных поступлений из областного бюджета, РОО просит отсрочить исполнение исковых требований прокурора по возложению обязанностей на администрацию МДОУ «<данные изъяты>» по обеспечению и ведению официального сайта в сети «Интернет» до конца 2012 года. В своих объяснениях на иск прокурора Администрация Сонковского района указала, что на сайте администрации Сонковского района размещена необходимая информация о деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений Сонковского района, в том числе, очередь в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Согласно Приказу Минфина РФ от 21.07.2011 года №86-н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта», вступившему в силу с 1 января 2012 года, ведется работа по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет. Муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>» не имеет денежных средств даже на первоочередные расходы, такие как коммунальные услуги, продукты питания, топливо. В связи с трудным финансовым положением Сонковского района и уменьшением размера безвозмездных поступлений из областного бюджета, РОО просит отсрочить исполнение исковых требований прокурора по возложению обязанностей на администрацию МДОУ «<данные изъяты>» по обеспечению и ведению официального сайта в сети «Интернет» до конца 2012 года. В своем отзыве на иск прокурора Комитет по управлению имуществом администрации Сонковского района заявил о своем согласии с заявленными требованиями. В ходе судебного заседания участвующий в деле прокурор Тагиров Р.Р. поддержал иск в полном объеме и дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления, пояснив кроме того, что исковые требования должны бы быть исполнены до 1 сентября 2012 года, поскольку именно 1 сентября начинается новый учебный год, однако с учетом тяжелого материального положения ответчика, он полагает, что исковые требования должны быть исполнены ответчиком до 1 октября 2012 года. Представитель ответчика МДОУ «<данные изъяты>» ФИО1 иск признала и дала показания, аналогичные содержанию своего объяснения, дополнительно пояснив, что размещение информации о деятельности МДОУ «<данные изъяты>» на сайте Администрации Сонковского района носит временный характер. Администрация детского сада предпринимает меры по открытию своего сайта, но на это нужны денежные средства, изыскать которые в настоящее время возможности нет. МДОУ «<данные изъяты>» не имеет средств даже на первоочередные расходы, такие как приобретение питания, плата за коммунальные услуги и прочее. МДОУ №1 постарается исполнить требования, изложенные в исковом заявлении прокурора, в срок до 1 октября 2012 года. Третье лицо - Районный отдел образования администрации Сонковского района, - будучи уведомленным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не прислал, просил рассмотреть дело без его участия. Третье лицо - Комитет по управлению имуществом администрации Сонковского района, - будучи уведомленным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не прислал, просил рассмотреть дело без его участия Третье лицо - Администрация Сонковского района, - будучи уведомленной о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не прислала, просила рассмотреть дело без ее участия. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требование прокурора, подлежащими удовлетворению. Согласно п.1 ст.32 Федерального закона от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. В соответствии с пп.25 п.2 ст.32 указанного Федерального закона к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет». Согласно п. 4 ст.32 Федерального закона от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации: 1) сведения: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона «Об образовании» (при их наличии); о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления (для образовательных учреждений высшего профессионального образования); о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приема (прием на обучение, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования); о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года; 2) копии: документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; 3) отчет о результатах самообследования; 4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг. Пункт 5 ст.32 закона «Об образовании» обязывает образовательное учреждение размещать информацию на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и обновлять ее в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений. Согласно п.1.3 Устава МДОУ «<данные изъяты>», утвержденного 30 ноября 2011 года Постановлением администрации Сонковского района, учредителем данного учреждения является муниципальное образование Тверской области «Сонковский район». Комитет по управлению имуществом осуществляет от имени Учредителя распорядительные и контролирующие функции и полномочия собственника в отношении муниципального имущества, закрепленного за Детским садом на праве оперативного управления. Отдел образования администрации Сонковского района от имени Учредителя осуществляет координацию и регулирование финансово-хозяйственной и образовательной деятельности Детского сада. В соответствии с п. 1.2 Устава МДОУ «<данные изъяты>» является бюджетным образовательным учреждением. На основании п.1.7 Устава МДОУ «<данные изъяты>» детский сад самостоятелен в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, Тверской области и Сонковского района. Согласно п.1 ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст.296 ГК РФ. В соответствии с абзацем 6 п.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. На основании ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии с п.3 ст.298 ГК РФ Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Согласно письму заведующей МДОУ <данные изъяты> от 22.02.2012 года, адресованном прокурору Сонковского района МДОУ «<данные изъяты>» не имеет сайта в сети «Интернет» по причине нехватки денежных средств. Информацию учреждение размещает на сайте Администрации Сонковского района. Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что МДОУ «<данные изъяты>» не имеет официального сайта в сети «Интернет», а, следовательно, не предоставляет в установленной законом форме необходимую информацию участникам образовательного процесса, чем ущемляет права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, посещающих данное образовательное учреждение. В связи с указанными обстоятельствами иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. Учитывая отсутствие материальных средств у МДОУ «<данные изъяты> для открытия и ведения официального сайта в настоящий момент, суд считает срок до 1 октября 2012 года для исполнения указанного обязательства разумным. Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Сонковского района удовлетворить в полном объеме. Обязать администрацию Муниципального дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в срок до 1 октября 2012 года обеспечить создание и ведение официального сайта МДОУ «<данные изъяты>» в сети «Интернет». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Сонковский районный суд Тверской области в течение одного месяца. Судья подпись С.С. Кузнецова