по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 06 мая 2011 года пос. Сонково Сонковский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Василевского С.В., при секретаре Балашовой Е.И., с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – главы администрации муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» Бурова О.Н., главного государственного инспектора по пожарному надзору Сонковского района Тверской области, начальника отделения НД по Сонковскому району Груздева Е.А., рассмотрев жалобу Бурова О.Н. на постановление начальника отделения надзорной деятельности п.Сонково и Сонковского района Тверской области Груздева Е.А. от 14 апреля 2011 года, которым Буров Олег Николаевич, родившийся 17 июня 1978 года в п.Сонково Тверской области, проживающий по адресу: Тверская область, п.Сонково, ул.Вокзальная, д.38, кв.2, работающий главой администрации городского поселения пос.Сонково Сонковского района Тверской области, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей, УСТАНОВИЛ: Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору - начальника отделения НД Груздева Е.А. от 14 апреля 2011 года Буров О.Н. признан виновным в совершении нарушения требований пожарной безопасности при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин. при тушении пожара, произошедшего в жилом доме по адресу: <адрес>, установлено, что к близлежащим пожарным водоисточникам, расположенным в п.Сонково по ул.Новостроящая (плотина) и по ул.Вокзальная (пруд), отсутствует подъезд для пожарной техники и расчищенная площадка размерами 12х12 метров для установки пожарного автомобиля на водоисточник и забора воды. Обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского поселения возложены на заместителя главы администрации городского поселения пос.Сонково Сонковского района Тверской области. В настоящее время данная должность является вакантной. Являясь главой указанной администрации и будучи обязанным в соответствии с п.3 ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечивать осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, указанных в ст.14 данного Федерального закона, в том числе и по обеспечению в границах поселения первичных мер пожарной безопасности, Буров О.Н. допустил нарушение следующих норм и правил пожарной безопасности: п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, согласно которому при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления); п.9.4 Свода правил 8.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённого Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178, согласно которому водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; п.4 Обязательного приложения №1 СНиП 2.07.01-89, согласно которому к рекам и водоёмам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами. Вина главы администрации городского поселения пос.Сонково Сонковского района Тверской области Бурова О.Н. усматривается в том, что он, будучи обязанным в соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдать установленные требования и нормы пожарной безопасности, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению. В своей жалобе глава администрации городского поселения посёлок Сонково Сонковского района Тверской области Буров О.Н. данное постановление должностного лица просит отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям: - в соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ начальник отделения надзорной деятельности п. Сонково и Сонковского района Тверской области не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от органов, осуществляющих государственный пожарный надзор; - в протоколе об административном правонарушении и постановлении не указано место совершения административного правонарушения, т.е. не указана адресность объектов; - порядок составления протокола об административном правонарушении определён ч.1 ст. 28.5 КоАП РФ, а также то, что КоАП РФ не предусмотрено составление нового протокола об административном правонарушении, недостатки в протоколе могут быть устранены путем внесения в него изменений и дополнений. Однако главным государственным инспектором пос. Сонково и Сонковскому району Тверской области по пожарному надзору Груздевым Е.А. составлен новый протокол от 13 апреля 2011 года; - протокол об административном правонарушении составлялся в отделении НД по пос. Сонково и Сонковскому району Тверской области, непосредственного выезда на предполагаемое место совершения правонарушения с представителем администрации городского поселения не производилось, специальные технические средства и измерительные приборы не применялись; - нарушен срок составления протокола, предусмотренный ст.28.5 КоАП РФ; - обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО городское поселение поселок Сонково возложены на заместителя главы администрации городского поселения должностной инструкцией от 28.12.2007г. В настоящее время должность заместителя Главы администрации городского поселения является вакантной; <данные изъяты>; - администрация городского поселения пос. Сонково не является хозяйствующим субъектом, поэтому администрация заключила договор с Муниципальным унитарным предприятием городского поселения п.Сонково от 18.12.2010 г. на оказание услуг по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоёмов и подъездных путей к ним в зимний период 2010-2011г.г., данные работы выполнялись, имеются акты выполненных работ; - письмом начальника ПЧ-51 от 17.12.2010г. №153 определены искусственные водоёмы, расположенные по улицам пос.Сонково, и водоёмы, расположенные вблизи социально значимых объектов, требующие очистки подъездных путей, однако конкретные адреса этих водоёмов не указаны; - заключены муниципальные контракты с ОАО «Сонковское ДРСУ» от 31.12.2010г. и от 22.02.2011г. на содержание улично-дорожной сети в городском поселении пос. Сонково в зимний период, подъездные пути, т.е. улицы, на которых расположены искусственные и естественные водоемы, также являются улично-дорожной сетью; -согласно договору от 29.12.2010 о передаче имущества на ответственное хранение МУП КХ пос. Сонково Сонковского района для осуществления уставной деятельности переданы трактор <данные изъяты> и трактор <данные изъяты> - работы по расчистке производились в декабре, январе, феврале, а не два раза, как это указано в постановлении, что подтверждается актами выполненных работ. Ходатайств об участии сотрудников противопожарной службы в приемке выполненных работ в администрацию и МУП КХ поселка Сонково не поступало; - в день пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ., пожарное подразделение прибыло к месту вызова через 30 минут, хотя это время не должно превышать 10 минут. Задержка прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара не дала возможности провести локализацию пожара в начальной его стадии, что стало причиной дальнейшего развития пожара и уничтожениия строения. Тушение пожара производилось путем подвоза воды с пожарного водоема, расположенного в 5,5 км от места пожара, принятое решение о доставке воды с указанного водоема было нецелесообразным, т.к другие пожарные водоемы находились намного ближе. Разведка, проведенная пожарным расчетом, не была эффективной, а носила формальный характер, пожарный автомобиль на водоисточник, находящийся в непосредственной близости от пожара (на р. Каменка), был установлен лишь спустя 2,5 часа после начала тушения пожара, что также послужило причиной дальнейшего развития пожара. Проезд к пожарному водоему на ул. Новостроящая расчищен, но заужен из-за близлежащих строений. Время прибытия пожарного расчета на повторный вызов составило 50 минут. В судебном заседании Буров О.Н. доводы жалобы поддержал, дополнительно указав, что приведённые в обжалуемом постановлении ссылки на нормативные акты не имеют отношения к рассматриваемому делу, эти нормативные акты не возлагают обязанность по расчистке подъездных путей в зимний период. При применении положений ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» о полномочиях органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности следует учитывать положения ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласно которым полномочие по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, возлагается на сельские населённые пункты, а на городские населённые пункты не распространяется. 22.02.2011г. подъезды к водоёмам, указанным в постановлении по делу были расчищены, препятствий для подъезда пожарной машины к этим водоёмам не было. Забор воды из этих водоёмов не осуществлён по вине самого пожарного расчёта, прибывшего на место тушения пожара с опозданием и не провёдшего надлежащим образом разведку. Главный государственный инспектор по пожарному надзору пос.Сонково и Сонковского района Тверской области - начальник отделения НД Груздев Е.А. считал вынесенное постановление законным, а доводы Бурова О.Н. не обоснованными. Выслушав объяснения главы администрации поселения Бурова О.Н., мнение начальника отделения НД Груздева Е.А., изучив материалы дела, суд находит обжалуемое постановление законным и обоснованным. Вина Бурова О.Н. в совершении указанного административного правонарушения при обстоятельствах, указанных в постановлении должностного лица органов госпожнадзора, подтверждается совокупностью исследованных и подробно проанализированных в обжалуемом постановлении доказательств. Так, согласно заявлению начальника 1-го караула ПЧ -51 ФИО1. от 22.02.2011г. в этот день при тушении пожара в жилом доме по адресу: <адрес> установлено, что к близлежащим водоисточникам – пруду по ул.Вокзальная и плотине по ул.Новостроящая отсутствуют расчищенные подъездные пути (л.д.1); Заключением по результатам проверки и фототаблицей, составленными начальником отделения НД Груздевым Е.А., факт отсутствия подъездных путей к указанным водоисточникам подтверждён (л.д.2, 6-10); Факт отсутствия расчищенных подъездных путей к указанным водоисточникам подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13.04.2011 г., в котором подробно изложены обстоятельства правонарушения, ссылки на нормативные акты, требующие наличия подъездных путей к водоисточникам, расположенным на территории поселений, выводы о виновности Бурова О.Н. в совершении указанного правонарушения, оснований сомневаться в правильности которых не имеется; актом о пожаре от 22.02.2011 г., объяснениями ФИО1 ФИО2 ФИО3 ФИО4 ФИО5 ФИО6 подтвердивших отсутствие расчищенных подъездных путей к указанным водоисточникам в рассматриваемое время. Свидетели ФИО5 ФИО2 и ФИО7 допрошенные в суде, подтвердили, что ДД.ММ.ГГГГ. во время пожара на <адрес>, подъездные пути к пруду на ул.Вокзальная и к плотине на ул.Новостроящая не были расчищены от снега, что препятствовало пожарной машине осуществить забор воды из данных источников. Протокол об административном правонарушении по данному делу составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, его копия вручена Бурову О.Н., что он подтвердил в судебном заседании. В данном протоколе, вопреки доводам жалобы, указано место совершения административного правонарушения, то есть, указано место нахождения водоисточников. В соответствии с положениями п.4 ч.3 ст.28.8 КоАП РФ, соблюдены. Доводы подателя жалобы о том, что при устранении недостатков протокола начальник отделения НД Груздев Е.А. обязан был внести изменения в протокол об административном правонарушении, а не составлять новый протокол, не основаны на положениях ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ предполагают необходимость составления нового протокола об административном правонарушении при неправильном его составлении. Тот факт, что протокол об административном правонарушении составлялся в отделении НД по пос. Сонково и Сонковскому району Тверской области без выезда на место совершения правонарушения и без использования каких-либо технических средств и измерительных приборов не влияет на правильность его составления и верность сведений, изложенных в протоколе, поскольку эти сведения подтверждаются указанными выше доказательствами. Несоблюдение срока составления протокола об административном правонарушении, указанного в ст.28.5 КоАП РФ, не влечёт его недействительности, поскольку сроки, определённые этой нормой закона для составления протокола, не являются пресекательными. Необоснованными являются и доводы Бурова О.Н. о том, что начальник отделения НД п. Сонково и Сонковского района Тверской области не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, поскольку начальник отделения НД Е.А.Груздев, являющийся главным государственным инспектором по пожарному надзору района, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 КоАП РФ, на основании ч.1 и п.3 ч.2 ст.28.34 КоАП РФ и в соответствии с Положением о территориальном отделении надзорной деятельности по п.Сонково и Сонковскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Тверской области и должностными обязанностями. В обжалуемом постановлении приведены верные ссылки на нормативно-правовые акты, возлагающие обязанность на главу администрации городского поселения посёлок Сонково Сонковского района Тверской области Бурова О.Н. по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, в том числе по обустройству подъездов к расположенным на территории поселения водоисточникам. В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" №131-ФЗ от 06.10.2003 г, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п.3 ч.6.1 ст. 37 данного Федерального закона глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. На основании этих положений закона, а также п.4 ст.30, п.п.10 п.2 ст.31 Устава муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» и п.п. «з» п.2.2. контракта от 22.11.2010г., заключенного с Буровым О.Н. как с главой администрации данного муниципального образования, именно на Бурова О.Н. возложены обязанности по обеспечению осуществления местной администрацией данного муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. Тот факт, что обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения возложены распоряжением главы администрации на заместителя главы администрации, должность которого в настоящее время вакантна, фактически подтверждает правильность указанных выводов и, при таких обстоятельствах, возлагает ответственность за надлежащее осуществление этих полномочий на самого главу администрации. п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, п.9.4 Свода правил 8.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённого Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178, п.4 Обязательного приложения №1 СНиП 2.07.01-89, ссылки на которые приведены в обжалуемом постановлении, возлагают на органы местного самоуправления в населённых пунктах обустраивать подъезды к естественным или искусственным водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Довод Бурова О.Н. о том, что указанные нормативно-правовые акты не возлагают обязанность по расчистке подъездных путей к водоисточникам в зимний период прямо противоречит вышеуказанным нормативным положениям, а также п.23 ППБ 01-03, согласно которому дороги, проезды и подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Указанные нормативно правовые акты приняты в соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности», на что правильно указал Буров О.Н., однако его доводы о том, что положения данного Федерального закона о необходимости создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах, не распространяются на городское поселение посёлок Сонково, ошибочны. Согласно положениям ч.1 и ч.2 ст.19 указанного Федерального закона упомянутое полномочие относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов и не относиться к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов. Для уяснения терминов «сельские населённые пункты» и «городские населённые пункты» следует исходить из положения законодательства, регламентирующего принципы территориальной организации местного самоуправления, а именно из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Содержащиеся в ст.2 данного Федерального закона понятия городского поселения, сельского поселения, муниципального района и городского округа позволяют сделать вывод о том, что понятие «городской населённый пункт», использованное в ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности», и понятие «городское поселение» не идентичны. Городским поселением может являться как город, так и посёлок. Согласно Закону Тверской области от 28.02.2005 N 46-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Сонковский район», и наделении их статусом городского, сельского поселения» муниципальное образование поселок Сонково с административным центром поселок городского типа Сонково входит в состав территории муниципального образования Тверской области «Сонковский район» и наделено статусом городского поселения. Таким образом, посёлок Сонково не является городским населённым пунктом, а значит, на муниципальное образование городское поселение посёлок Сонково Сонковского района распространяются положения ч.1 ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится среди прочего создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Доводы Бурова О.Н. о том, что администрацией городского поселения п.Сонково выполнялись мероприятия пос. о и Сонковскому району Тверской области, находящемся по адресу Тверская обл.,нутренней службы Груздевым Е.А. составлен нов, направленные на обеспечение пожарной безопасности в границах городского поселения, указанные в информационных письмах органов пожарной охраны, заключались договора с МУП КХ п.Сонково и ОАО «Сонковское ДРСУ» об очистке улично-дорожной сети и подъездов к водоисточникам на территории посёлка, эти работы проводились, о чём имеются акты выполненных работ, не опровергают факт того, что 22.02.2011г. подъездные пути к водоисточникам – пруду на ул.Вокзальная и плотине на ул.Новостроящая в п.Сонково не были расчищены, что препятствовало тушению пожара. Кроме того письмом ОАО «Сонковское ДРСУ» подтверждено, что работы по очистке подъездных путей к пожарным водоёмам заключенными с администрацией городского поселения п.Сонково контрактами не предусмотрены и не производятся (л.д.27). Судом отвергаются доводы Бурова О.Н. о ненадлежащей организации работы пожарного расчёта по тушению пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, как не имеющие правового значения по данному делу. Бурову О.Н. достоверно было известно о наличии данных водоисточников, об их расположении и о необходимости обеспечения очистки подъездных путей к ним от снега, что подтверждается письмом начальника ПЧ-51 от 17.12.2010г. №153, письмом начальника ГПН по Сонковскому району от 15.12.2010г. №344 и ответом главы администрации Бурова О.Н. от 20.12.2010г. №591 на эти письма (л.д.16-18). Поэтому выводы, содержащиеся в обжалуемом постановлении, о том, что Буров О.Н., являясь должностным лицом, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности на территории поселения, не принял всех зависящих от него мер по их выполнению, обоснованны, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ указывает на его вину в совершении данного административного правонарушения. При указанных обстоятельствах, действия Бурова О.Н. правильно квалифицированы по ч.1 ст. 20.4. КоАП РФ как нарушение требований пожарной безопасности. Наказание, назначенное Бурову О.Н., соответствует характеру совершённого им административного правонарушения, личности виновного, его имущественному положению. При назначении наказания учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Существенных нарушений материальных и процессуальных норм закона при составлении протокола об административном правонарушении и его рассмотрении по данному делу должностным лицом органа государственного пожарного надзора по пос. Сонково и Сонковскому району не допущено. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление Главного государственного инспектора по пожарному надзору по пос.Сонково и Сонковскому району Тверской области - начальника отделения НД Груздева Е.А. от 14 апреля 2011 года о признании Бурова О.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере одной тысячи рублей оставить без изменения, а жалобу Бурова О.Н. без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Тверской областной суд непосредственно либо через Сонковский районный суд. Судья ______________________ С.В. Василевский (подпись)