Иск прокурора Солтонского района к муниципальнолму образованию Кумандинский национальный сельсовет о возложении обязанности по проведению кадастрового учета и регистрации земельных участков, занятых сельскими кладбищами



               Дело № 2-147/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Солтон Солтонского района

Алтайского края, улица Ленина - 15              23 мая 2011 года

Солтонский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,

При секретаре судебного заседания Рожковой Е.Ю.,

С участием:

- заместителя прокурора Солтонского района Алтайского края Середа А.М.,

- представителя третьего лица Переваловой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-147/2011 по иску прокурора Солтонского района Алтайского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Кумандинский национальный сельсовет Солтонского района Алтайского края о возложении обязанности по проведению кадастрового учета и регистрации земельных участков, занятых сельскими кладбищами,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Солтонского района Алтайского края Середа Алексей Михайлович, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Солтонский районный суд Алтайского края с иском к муниципальному образованию Кумандинский национальный сельсовет Солтонского района Алтайского края (далее по тексту - Кумандинский сельсовет), прося суд обязать ответчика провести кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища на территории Кумандинского сельсовета, зарегистрировать эти земельные участки в органе, занимающемся регистрацией объектов недвижимости и установить срок для исполнения решения суда.

В судебном заседании заместитель прокурора Солтонского района Алтайского края Середа Алексей Михайлович исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что срок для исполнения решения суда с учетом материального положения ответчика, можно установить до конца 2012 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Бийске, Бийском, Зональном, Ельцовском, Красногорском, Солтонском и Целинном районах - Перевалова Светлана Юрьевна в судебном заседании полностью подержала заявленные исковые требования, находя их законными и обоснованными.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны истца - Бийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, прося рассмотреть настоящее дело в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, своевременно были извещены о времени и месте судебного разбирательства, не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие, о чем свидетельствуют материалы дела, заместитель прокурора и представитель третьего лица согласны на рассмотрение дела в порядке заочного производства, в связи с чем суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие представителя ответчика в порядке главы 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - в порядке заочного производства

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования прокурора законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими полному удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно статье З Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального Закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативно- правовых актов субъектов Российской Федерации. На основании статьи 8 указанного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 11 Закона Алтайского края от 09 сентября 2002 года № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» решение о создании мест погребения принимается Администрацией Алтайского края или органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых они создаются.

В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 апреля 2003 года, участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям: иметь уклон в сторону, противоположенную от населенного пункта, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей; не затопляться при паводках; иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше 2,5 м от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации; иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы в пределах б - 18%, также п. 2.5 этого же Постановления указывает, что кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) должны размещаться на расстоянии от водозаборньих сооружений централизованного источника водоснабжения населения не менее 1000 м с подтверждением достаточности расстояния расчетами поясов зон санитарной охраны водоисточника и времени фильтрации.

В ходе судебного заседания установлено, что имеющееся на территории Кумандинского национального сельсовета действующее кладбище в селе Шатобал Солтонского района Алтайского края и        расположенное на расстоянии одного километра от села за рекой Уруна на северо-восток, на балансе органа местного самоуправления не стоит, земельный участок под кладбищем не оформлен, не проведен в установленном законом порядке отвод земельного участка, занятого под кладбищем.

В соответствии с пунктом 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки, на которых расположены кладбища, являются зонами специального назначения, поскольку могут влиять на состояние подземных вод.

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в статье 3 определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. В нарушение статьи 4 указанного закона, устанавливающего, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, земельный участок, расположенный под сельским кладбищем в селе Шатобал Солтонского района Алтайского края, в установленном законом порядке не отведен. При этом статья 16 указанного закона устанавливает, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Территория под захоронения Кумандинским национальным сельсоветом не выделялась, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровья населения сельского поселения, так каккладбища могут являться распространителями инфекционных заболеваний и других опасных вирусов из-за их близкого расположения к грунтовым водам и другого несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно пункта 22 части 1 статьи 14, пункта 17 части 1 статьи 15, пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131) к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Таким образом, вопросы оформления земельных участков, занятых под кладбищами, относятся к ведению сельского поселения.

Устанавливая ответчику срок для исполнения решения суда, суд учитывает его материальное положение, необходимость выделения денежных средств для оформления земельных участков из бюджета поселения, который в настоящее время на текущий год уже сформирован, а также необходимость проведения первоначально кадастрового учета земельных участков, что также требует временных затрат.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Солтонского района Алтайского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Кумандинский национальный сельсовет Солтонского района Алтайского края о возложении обязанности провести кадастровый учет земельных участков, занятых сельскими кладбищами и зарегистрировать указанные земельные участки в органе по регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним, удовлетворить полностью.

Обязать Муниципальное образование Кумандинский национальный сельсовет Солтонского района Алтайского края в срок до 01 января 2013 года определить границы земельного участка, занятого под сельским кладбищем в селе Шатобал Солтонского района Алтайского края на расстоянии одного километра от села за рекой Уруна на северо-восток и зарегистрировать указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае неисполнения решения суда в указанный срок без уважительной причины суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель вправе применить в отношении главы сельсовета (лица, исполняющего его обязанности) меры, предусмотренные федеральным законом.

Разъяснить ответчику, что в соответствии с частью 1 статьи 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он вправе подать в Солтонский районный суд Алтайского края (659520, село Солтон Солтонского района Алтайского края, улица Ленина - 15) заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Алтайский краевой суд (город Барнаул Алтайского края, проспект Ленина - 25) путем подачи кассационной жалобы непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                   Е.А. Понамарева

<данные изъяты>