Дело № 2-161/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Село Солтон Солтонского района Алтайского края, улица Ленина - 15 08 июня 2011 года Солтонский районный суд Алтайского края в составе: Председательствующего судьи Понамаревой Е.А., При секретаре судебного заседания Рожковой Е.Ю., С участием: - заместителя прокурора Солтонского района Алтайского края Середа А.М., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-161/2011 по заявлению прокурора Солтонского района Алтайского края к муниципальному образованию Ненинский сельсовет Солтонского района Алтайского края об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Солтонского района Алтайского края, действуя в рамках статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Солтонский районный суд Алтайского края с иском к муниципальному образованию Ненинский сельсовет Солтонского района Алтайского края (далее по тексту - муниципальное образование), прося обязать ответчика: - выполнить противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта Новая Ажинка до лесного массива установленной ширины на протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком не менее 15 метров; - принять муниципальный правовой акт по выполнению минерализованных полос установленной ширины на всей протяженности участков границы населенного пункта Новая Ажинка с лесным массивом; - провести обеспечение первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем (мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры и т.п.) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований; - включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий населенного пункта; - установить исправную звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации в населенном пункте Новая Ажинка. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что в ходе проверки муниципального образования, проводимой заместителем начальника Территориального отдела надзорной деятельности № 2 УНД Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, был выявлен ряд нарушений норм о пожарной безопасности, что нарушает права граждан на жизнь и здоровье, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара. В судебном заседании заместитель прокурора Солтонского района Алтайского края Середа <данные изъяты> доводы и требования прокурора поддержал в полном объеме. Представитель муниципального образования Ненинский сельсовет Солтонского района Алтайского края - глава администрации Ненинского сельсовета Солтонского района Алтайского края, являющейся постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения, - Захаров <данные изъяты>, действующий на основании Устава муниципального образования, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлен своевременно, о чем свидетельствует расписка о вручении судебной повестки в материалах дела, телефонограммой сообщил о невозможности явиться в судебное заседание, просит рассмотреть дело в его отсутствие, что не является препятствием для рассмотрения дела. Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит доводы прокурора законными и обоснованными в части, вследствие чего подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям: Ненинский сельсовет Солтонского района Алтайского края является муниципальным образованием, наделенным статусом сельского поселения. Организацию и осуществление местного самоуправления на территории поселения в интересах населения, с учетом исторических и местных традиций регулирует Устав муниципального образования. Администрация Ненинского сельсовета Солтонского района Алтайского края является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и решает вопросы местного значения. В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктами 9, 10 Устава муниципального образования, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со статьей 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется государством, при этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В соответствии со статьями 7 и 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану его здоровья, здоровье людей в Российской Федерации охраняется. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В судебном заседании установлено, что в результате бездействия муниципального образования, выше перечисленные конституционные права неопределенного числа граждан, находящихся на территории муниципального образования, нарушаются. Учитывая это, прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и дело рассмотрено в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений. В судебном заседании установлено, что в результате проверки, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ, был выявлен ряд нарушений требований и норм, регламентирующих пожарную безопасность, которые были допущены муниципальным образованием, что подтверждается исследованным в судебном заседании актом №, составленным заместителем начальника территориального отдела надзорной деятельности № Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Алтайскому краю ФИО8 Так, в соответствии с пунктом 43 статьи 38 Устава муниципального образования, к полномочиям администрации сельсовета относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичными мерами пожарной безопасности являются реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно статье 19 указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Суд полагает необходимым удовлетворить требование прокурора в части обеспечения противопожарного расстояния установленной ширины от границ застройки сельского поселения до лесного массива. Так, проверкой установлено, что не выполнен противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта Новая Ажинка до лесного массива на всей протяженности участков границ населенного пункта с лесным массивом. В соответствии с пунктом 115 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий и сооружений должно производиться в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований противопожарных правил, нормативов. Учитывая, что противопожарный разрыв границ застройки населенного пункта Новая Ажинка с примыкающим лесным массивом установленного размера (15 метров) при застройке населенного пункта не был соблюден, обязанность по его созданию должна быть возложена именно на орган местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы застройки сельского поселения в соответствии с действующими нормами. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями содержатся в главе 16 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно пункту 15 статьи 69 которого противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должно быть не менее 15 метров. Часть 1 статьи 75 указанного закона также указывает на то, что противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров. Отсутствие противопожарного расстояния является нарушением выше указанных конституционных прав граждан, так как при отсутствии такого расстояния огонь с лесного массива может переброситься на жилой массив, что создает угрозу не только жизни и здоровью граждан, но и ставит под угрозу имущество граждан, которое также может пострадать вследствие пожара. Кроме того, противопожарное расстояние призвано обеспечить защиту и лесного массива от возгорания со стороны населенного пункта. При этом вырубка леса не является обязательным и единственно возможным способом обеспечения противопожарного расстояния установленного размера, так как первоначально необходимо проверить законность и обоснованность возведения построек на территориях, прилегающих к лесным массивам в границах населенных пунктов. Прокурором также заявлено требование о возложении на муниципальное образование обязанности принять муниципальный правовой акт по выполнению минерализованных полос установленной ширины на всей протяженности участков границ населенного пункта Новая Ажинка с лесным массивом. Данное требование прокурор мотивирует тем, что отсутствие такого акта нарушает требования частей 8, 9, 19 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 3 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 11, пункт 31 Правил пожарной безопасности. Однако данное требование прокурора не подлежит удовлетворению, так как ни один нормативный акт, на который ссылается прокурор, не содержит требования о создании такого акта. Пункт 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, на который необоснованно ссылается прокурор, вообще предъявляет требования к необходимости иметь в наличии сельского поселения пожарную мотопомпу. Согласно пункту 112 выше указанных Правил, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Прокурором в судебное заседание не представлено доказательств того, что населенный пункт Новая Ажинка расположен в лесном массиве. Кроме того, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Учитывая, что ни один нормативный акт не устанавливает обязательного издания муниципальным образованием муниципального правового акта по выполнению минерализованных полос, а муниципальное образование самостоятельно при выборе мер, исключающих возможность переброса огня (противопожарные полосы, лиственные насаждения и т.п.), данную обязанность на муниципальное образование не может возложить и суд, так как это буде противоречить конституционным нормам и принципам, подменит роль суда. Учитывает суд при этом и то обстоятельство, что прокурором при подготовке в суд искового заявления не было установлено - какой же установленной ширины должна быть минерализованная полоса. Несостоятельна ссылка прокурора и на пункт 3 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которому мерами противопожарного обустройства леса является, в том числе, прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство минерализованных полос, так как данная норма закона не содержит прямого указания на необходимость издания муниципального правового акта по выполнению минерализованных полос, требований о непосредственном создании таких полос прокурором не предъявляется. Требование прокурора о проведении обеспечения первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем для привлекаемых к тушению пожаров добровольных пожарных формирований, суд находит законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим удовлетворению. Так, в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69_ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе, относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Актом проверки подтверждается отсутствие таких средств тушения пожаров на территории муниципального образования, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем требование подлежит удовлетворению. Также суд находит законным и обоснованным требование прокурора о необходимости возложения на муниципальное образование обязанности включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий населенного пункта, так как актом проверки установлено отсутствие в программе развития территории населенных пунктов муниципального образования, таких мероприятий. В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов также относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений. Подлежит также удовлетворению требование прокурора в части оборудования звукового оповещения населения в селе Новая Ажинка на случай чрезвычайной ситуации, отсутствие которой зафиксировано актом проверки. Так, в соответствии с пунктом 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, на территории сельских населенных пунктов, к каковым относится село Новая Ажинка, должны быть установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Учитывая, что данное мероприятие относится к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение сигнализации должно производиться муниципальным образованием. Что касается требования прокурора о возложении на муниципальное образование обязанности по созданию добровольного пожарного формирования, то данное требование суд находит необоснованным, так как ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного разбирательства прокурором данное требование ничем не было обосновано. Более того, суд находит данное требование незаконным и противоречащим Конституции Российской Федерации. Так, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и составляют одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаются, гарантируются и осуществляются на всей территории Российской Федерации. В соответствии с требованиями статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Полномочия органов местного самоуправления поселений в области пожарной безопасности конкретизированы в статье 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», в Федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в Лесном кодексе, в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, в иных нормах закона. Все выше названные нормы закона предоставляют муниципальному образованию самостоятельно решать вопросы о том, как на его территории будет обеспечена противопожарная безопасность и как будет организована муниципальная пожарная служба. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не содержит норм, обязывающих муниципальное образование определенным образом организовывать на его территории противопожарную безопасность и добровольную пожарную службу. В действующих нормах закона, в частности, в Федеральном законе от 06 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», в Порядке создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных, введенном в действие приказом МВД РФ от 02 апреля 2001 года № 390, в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, отсутствуют нормы, обязывающие муниципальное образование определенным образом организовывать на его территории противопожарную безопасность и муниципальную пожарную службу. В указанных нормах закона регулируется порядок создания и регистрации добровольных пожарных формирований и добровольных пожарных, то есть регламентируется общественная деятельность, направленная на оказание помощи государственной и муниципальной пожарной службе. В соответствии с пунктами «Б» и «З» статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пожарная безопасность - один из видов безопасности, обеспечение которой находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Организация пожарной безопасности регулируется Федеральным законом «О пожарной безопасности» в соответствии со статьей 1 которого пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Статья 4 этого Федерального закона к видам пожарной охраны относит государственную противопожарную службу, муниципальную пожарную охрану, ведомственную пожарную охрану, частную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану. В силу статьи 13 Федерального закона «О пожарной безопасности», добровольная пожарная охрана - это форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов, в том числе вне границ населенных пунктов. Порядок создания и регистрации добровольной пожарной охраны устанавливается выше указанными Порядком и Федеральным законом «О добровольной пожарной охране». Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относит, в частности, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. То есть муниципальное образование может лишь оказывать содействие в создании таких формирований, создать для этого условия, но ни в коем случае не создавать добровольные пожарные формирования непосредственно. В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «О добровольной пожарной охране», одним из принципов создания и деятельности добровольного пожарного формирования является принцип добровольности. Однако требование прокурора о возложении на муниципальное образование обязанности создать добровольное пожарное формирование подменяет саму природу его создания - принцип добровольности. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Солтонского района Алтайского края об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования Ненинский сельсовет Солтонского района Алтайского края, удовлетворить в части. Обязать Ненинский сельсовет Солтонского района Алтайского края в лице Администрации Ненинского сельсовета Солтонского района Алтайского края в срок до 01 октября 2011 года: - обеспечить противопожарное расстояние от границ застройки сельского поселения Новая Ажинка Солтонского района Алтайского края до лесных массивов не менее 15 метров; - оснастить территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий населенного пункта Новая Ажинка Солтонского района Алтайского края; - установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории населенного пункта Новая Ажинка Солтонского района Алтайского края, в остальной части заявленные прокурором требования, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы (представления) непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий судья Е.А. Понамарева <данные изъяты>