Решение по иску прокурора Солтонского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложения обязанности провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов



            Дело № 2-207/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Солтон Солтонского района

Алтайского края, улица Ленина - 15 15 июля 2011 года

Солтонский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,

При секретаре судебного заседания Рожковой Е.Ю.,

С участием:

- прокурора Солтонского района Алтайского края Федорова И.А.,

- представителя заинтересованного лица Соболевой Л.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 207/2011 по заявлению прокурора Солтонского района Алтайского края Федорова И.А. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

12 июля 2011 года прокурор Солтонского района Алтайского края Федоров И.А., действуя в порядке статей 45, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Солтонский районный суд Алтайского края с требованием о признании незаконным бездействия Администрации Сайдыпского сельсовета Солтонского района Алтайского края, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы принимаемых органом местного самоуправления нормативных правовых актов и их проектов, а также с требованием о возложении на Администрацию Сайдыпского сельсовета Солтонскогог района Алтайского края обязанности провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых указанным органом. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что основными принципами противодействия коррупции является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, при этом все коррупциогенные факторы, выявляемые в ходе экспертизы нормативных правовых актов и их проектов связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 указанного закона, антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводят принимаемые их органы, организации, их должностные лица. В ходе прокурорской проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза принимаемых Администрацией Сайдыпского сельсовета Солтонского района Алтайского края нормативных правовых актов и их проектов, не проводится, что влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Солтонского района Алтайского края Федоров <данные изъяты> заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в связи с бездействием органа местного самоуправления, нормативные правовые акты, принимаемые муниципальным образованием «Сайдыпский сельсовет Солтонского района Алтайского края», не проходят антикоррупционной экспертизы, что нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе - жителей муниципального образования.

Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица муниципального образования «Сайдыпский сельсовет Солтонского района Алтайского края» - Администрации Сайдыпского сельсовета Солтонского района Алтайского края - Соболева <данные изъяты>, действующая на основании Устава муниципального образования, в судебном заседании заявленные требования прокурора признала в полном объеме, пояснив при этом, что антикоррупционная экспертиза не проводится, нормативные правовые акты с этой целью направляются в Администрацию Солтонского района и в прокуратуру Солтонского района.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные документы, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме, по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции есть деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Устав муниципального образования «Сайдыпский сельсовет Солтонского района Алтайского края» регулирует организацию и осуществление местного самоуправления на территории поселения в интересах населения. При этом в соответствии с Уставом, постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения является Администрация сельсовета.

Согласно Уставу муниципального образования, в структуру органов местного самоуправления входят Совет депутатов, глава сельсовета, Администрация сельсовета, которые в своей деятельности наделены правом издания нормативных правовых актов, касающихся организации местного самоуправления на территории муниципального образования и правом подготовки проектов нормативных правовых актов.

В соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. При этом в соответствие с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является, в том числе, обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В судебном заседании установлено, что в 2010 году и в текущем 2011 году муниципальными органами местного самоуправления муниципального образования «Сайдыпский сельсовет Солтонского района Алтайского края» был принят ряд нормативных правовых актов, о чем свидетельствует реестр нормативных правовых актов в материалах дела, при этом антикоррупционная экспертиза этих актов органом, их принявшим, не производилась, что подтверждается не только письменной информацией главы Администрации Сайдыпского сельсовета, но и показаниями представителя заинтересованного лица в суде. Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, является нарушением пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», согласно которому органы, организации, их должностные лица - в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводят антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Согласно части 4 статьи 3 указанного закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Органом местного самоуправления такие заключения не составляются, так как не проводится непосредственно и сама антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных правовых актах, которые так или иначе связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Одним из принципов законодательства о противодействии коррупции является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, установленное бездействие органа местного самоуправления - непроведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и невыявление в них коррупционных признаков, нарушает права и свободы граждан и государства в целом. В связи с тем, что принятые и действующие в настоящее время нормативные правовые акты органа местного самоуправления, не прошли антикоррупционной экспертизы в установленном законом порядке, данная обязанность должна быть возложена на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрацию Сайдыпского сельсовета Солтонского района Алтайского края, в связи с чем требования прокурора должны быть удовлетворены в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве заинтересованных лиц, ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Солтонского района Алтайского края Федорова И.А. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Сайдыпский сельсовет Солтонского района Алтайского края» в лице Администрации Сайдыпского сельсовета Солтонского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать муниципальное образование «Сайдыпский сельсовет Солтонского района Алтайского края» в лице Администрации Сайдыпского сельсовета Солтонского района Алтайского края в срок до 01 октября 2011 года провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления муниципального образования в 2010 - 2011 годах.

В случае неисполнения решения суда в указанный срок без уважительной причины суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель вправе применить в отношении главы администрации сельсовета (лица, исполняющего его обязанности) меры, предусмотренные федеральным законом.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы (представления) непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья      Е.А. Понамарева

<данные изъяты>